Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс. Метапредметный проект как средство формирования ключевых компетенций учащихся при реализации ФГОС ООО

Выберите действие:

Мастер - класс

"Метапредметный проект

как средство формирования ключевых компетенций учащихся

при реализации ФГОС ООО

(на примере проекта "Люди с ограниченными возможностями здоровья - те же люди, только самые, самые..."

(по повести Дарьи Вильке "Тысяча лиц тишины")

 

Сведения об авторе: Толстова Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МОУ "СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области" 

  В жизни нас окружают не только здоровые люди, но и люди, чьи возможности здоровья ограничены.

- Как мы относимся к таким людям?

- Как мы общаемся с ними?

- Комфортно ли они чувствуют себя в обществе?

- Уважаемые коллеги, часто ли мы задает себе такие вопросы?

 

Люди делятся в природе
На высоких и не очень,
На блондинок и на рыжих.
Кому нравятся собаки,
И на тех, кто любит кошек.
На женатых и замужних,
На веселых и печальных.
И на тех, кто верит в чудо,
И кто чудо совершает.
На поэтов и ученых,
На актеров и лифтеров,
На врачей, учителей,
Космонавтов и ткачей.
Люди разные бывают
Знает каждый индивид.
И нет разницы на деле:
Инвалид - не инвалид.
Люди так не делятся!

 

     Действительно, люди так не делятся. … А тем временем заголовки газет, выпуски новостей пестрят сообщениями о грубом и жестоком отношении общества к людям с ограниченными возможностями здоровья:

«Сестру – инвалида Натальи Водяновой со скандалом выгнали из российского кафе».

«В Екатеринбурге инвалида – колясочника не пустили в ночной клуб»

«В Иркутске мать с ребёнком-инвалидом выгнали из аптеки».

 

 Почему в нашем обществе имеют место такие случаи? Какими средствами мы, педагоги, можем формировать у наших детей правильное отношение к людям с ОВЗ?

  Я всерьез задумалась над этими вопросами.

  

   В это время я познакомилась с творчеством современного автора – Дарьи Вильке. Повесть «Тысяча лиц тишины» меня взволновала, т.к. в ней поднимается проблема отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

     В ней говорится о слабослышащей девочке Рине, которая обладает замечательными качествами характера. Она добрая, смелая, самоотверженная, она тонко чувствует красоту природы. Однако, из-за своего физического недостатка, девочка чувствует себя одиноко. Ей постоянно приходится терпеть насмешки одноклассников, слова жалости со стороны родственников. Так как повествование ведется от лица Рины, мы, читатели, начинаем воспринимать  все её глазами: страдаем и переживаем вместе с героиней, понимаем, как тяжело быть не такой, как все.

     Зато у Рины есть  настоящие друзья, с которыми она забывает о своем недуге и с удовольствием общается – это бабушка Тоня, которая относится к ней, как к здоровому человеку,  Рудик (соседский мальчик,  тоже особенный – он очень плохо видит) и Женька, добрая и веселая девочка. В повести описаны летние приключения Рины и её друзей.

     Кроме проблемы отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья в повести поднимаются и другие: внутрисемейные отношения, потребительское отношение людей к природе, проблема «настоящей» дружбы. Кроме того, повесть великолепна в плане языка и стиля.

 

    Я решила познакомить своих учеников с повестью Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины» и акцентировать их внимание на проблеме отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.  В свете сказанного выше эта проблема показалась мне актуальной. Кроме того, в нашей школе тоже учатся дети с ОВЗ.

 

   Здесь мне на помощь пришёл метод проектов, основанный на принципе «обучения посредством деятельности». Деятельностный подход в проектном методе нацелен на формирование комплекса мыслительных способностей учащихся (целеполагание, понимание, рефлексия), на развитие их творческих способностей. Благодаря проектному методу достигаются не только предметные, но и личностные, и метепредметные результаты в свете новых требований ФГОС-а II поколения.  

 

Участниками проекта стили 10 учащихся 6Б класса.

 

Итак, работу над проектом я начала с определения его целей:

- выработать у детей правильное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; 

- изменить сложившийся стереотип, что человек с ограниченными возможностями здоровья - неполноценный человек; 

- воспитывать уважительное и гуманное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. 

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- создание условий для творческой самореализации учащихся (написание отзывов по повести, новогодних поздравлений для ребят из школы - интерната для слепых и слабовидящих детей г. Саратова);

- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности (видеоконференция с автором повести; общение по видеосвязи с ребятами из школы - интерната для слепых и слабовидящих детей г. Саратова; групповая работа по теме проекта);

- умение получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели;

- формирование ИКТ- компетентности учащихся.

 

 

Далее я определила планируемые результаты обучения 

Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение делать выводы;
-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетенции.

Предметные результаты (Литература):
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в  обсуждении прочитанного;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Источник: ФГОС ООО

 

После этого я продумала вопросы, направляющие процесс обучения:

Основополагающий вопрос:  Как общество должно относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья?

Проблемные вопросы: 

 - Какой образ человека с ограниченными возможностями здоровья формирует у читателя художественная  литература?
- Как творчество талантливых и знаменитых людей с ограниченными возможностями здоровья повлияло на развитие искусства?
- От чего зависит отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья? 

Учебные вопросы:

-  Какие писатели (русские и зарубежные) создавали художественные произведения о людях с ограниченными возможностями здоровья?
- Какими чертами характера наделены эти герои?
- Кто из известных людей искусства имел ограниченные возможности здоровья?
- Какие произведения искусства созданы людьми с ограниченными возможностями здоровья? 
- Как наши сверстники относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья?
- Как на протяжении истории нашей страны общество относилось к людям с ограниченными возможностями здоровья?

 

Далее я определила этапы проекта и спланировала его оценивание (которое включало формирующее и итоговое оценивание и включало следующие стратегии: выявление потребностей учащихся, развитие самостоятельности и взаимодействия, проверка понимания, мониторинг процесса и демонстрацию понимания ).

   Площадкой проекта стал сайт, созданный мной на платформе гугл. Я открыла ученикам доступ для редактирования, и каждый участник проекта мог работать на сайте.  

 

Итак, работа над проектом состояла из нескольких этапов: подготовительный, погружение в проект, основной, итоговый.

 

На 1-м этапе (Подготовительном) ребята под руководством учителя обсуждали вопросы по теме проекта, знакомились с планом работы, участвовали в анкетировании «Знаю – Умею – Интересуюсь».

На 2-м этапе (Погружение в проект) дети  познакомились с повестью Дарьи Вильке «Тысяча лиц тишины». Здесь использовалась стратегия смыслового чтения: по ходу чтения повести ребята заполняли читательские листы, содержащие вопросы для анализа текста. Дети выписывали цитаты из текста, фиксировали собственные мысли по данному вопросу.

   Повесть показалась моим ученикам очень интересной, проблемы, поднятые в ней, глубоко взволновали их. Ребятам понравился образ главной героини Ринки, они осудили  поведение её одноклассников.

   После обсуждения повести ребята попросили меня рассказать им об авторе. Я сообщила им сведения, которыми располагала (Дарья Вильке родилась в Москве в 1976 году,  окончила факультет психологии и педагогики Московского педагогического государственного университета. С 2000-го года живет в Вене (Австрия), работает референтом в Институте славистики Венского университета и преподавателем русского языка).

   И тогда один из участников проекта мечтательно сказал: «Вот бы пообщаться с Дарьей Вильке и задать ей вопросы по повести…»

   Тогда меня осенила мысль: а не попытаться ли связаться с Дарьей Вильке? Ведь в наш век компьютерных технологий это сделать не так уж и сложно. Я написала электронное письмо администратору сайта электронного издательства, которое печатает произведения Дарьи Вильке в интернете, с просьбой помочь связаться с писателем. Они переслали письмо Дарье, и через несколько дней она мне ответила. Мы договорились о видеоконференции по скайпу.

   Ребята очень обрадовались возможности пообщаться с автором произведения. Они подготовились к видеоконференции: написали отзывы по повести, подготовили интересующие их вопросы.

    Встреча получилась очень интересной. Сначала ребята читали отзывы по повести. Дарья слушала их с интересом.

Например, отзыв Юлии Левченко:

Девочка Рина слышала плохо,

Но это ей не мешало.

Жила, как все, хоть и в школе со вздохом

За партой одна восседала.

Бабтоня Ринку очень любила,

Её глухоту игнорируя.

Своих всех знакомых Бабтоня просила

О том же, с «глушней» фантазируя.

Были друг и подруга, виделись летом

Женька и Рудик их звали.

В пруду как-то раз под солнечным светом

Ринку в воде купали.

Многоликая тишь поселилась с Иринкой,

Рина знала её, как никто.

Сидя в домике, в спальне, под теплой перинкой,

Когда тихо и нет никого…

Жизнь ведь со всеми бывает сурова…

Пенье птиц, ветра шум не всем нам слышны.

А влезло все это всего лишь в три слова:

«Тысяча. Лиц. Тишины».

Эта книга особенна, как и герои:

Интересна, осмысленна и добра.

Пусть читают и знают, что люди порою

Отношеньем обидеть могут сполна.

 

Потом ребята задавали вопросы:

-Герои рассказа – выдуманные персонажи или у них есть прототипы?

- Какими источниками вы пользовались, когда готовили материал для повести? сколько времени вы писали повесть?

- Какими чертами Рина похожа на вас? и др. 

 

   Каково же было удивление ребят, когда они узнали, что прототипом слабослышащей девочки Рины является сама Дарья Вильке, автор повести. Оказалось, что у неё очень плохой слух, и повесть она писала о своих детских воспоминаниях.

   После общения с автором повести у детей изменилось восприятие образа главной героини Ринки. Оказалось, что описаны чувства и мысли не вымышленного персонажа, а реального человека. Ребята ещё острее почувствовали несправедливое отношение одноклассников к героине.

   Дети пришли к выводу: действительно, в нашем обществе существует проблема неправильного отношения общества   к людям с ограниченными возможностями здоровья.

   На вопрос: как же мы должны относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья? Ребята отвечали: так же, как и к здоровым, общаться с ними на равных, не смеяться над ними, не унижать их постоянным проявлением жалости. Ведь люди с ОВЗ ничем не хуже здоровых людей. Важно, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами общества, а не изгоями.

 

   После того, как дети пришли к таким выводам, мне захотелось организовать их общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь, как утверждают психологи, если у человека есть положительный опыт общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья, то отношение ко всем людям с ОВЗ будет доброжелательным.

   Такая возможность скоро представилась. Мы с моей коллегой из г. Саратова, которая работает учителем информатики в школе – интернате для слепых и слабовидящих детей, решили организовать для наших детей совместное дело. Кстати к ребятам из школы – интерната г. Саратова часто приезжают дети из других школ со спектаклями, концертами. А вот организовать мероприятие, в котором здоровые дети и дети с ОВЗ могли участвовать на равных, им раньше не предлагали.

   Приближался Новый год, и мы решили организовать общение ребят на праздничную новогоднюю тематику: предложили им рассказать друг другу о новогодних традициях своих школ. Но перед нами встал ряд вопросов: как познакомить ребят? не замкнутся ли они? не будут ли они отмалчиваться? состоится ли их общение?

   Тогда мы предложили своим детям творческие задания: я как учитель литературы предложила своим ребятам сочинить новогодние поздравления для ребят из Саратова, а учитель информатики предложила своим ученикам нарисовать электронные рисунки для моих ребят. Дети с радостью выполнили задания. После чего мы, педагоги, объединили электронные рисунки и тексты в плейкасты – виртуальные открытки. С помощью плейкастов наши ученики познакомились. Смотрели плейкасты по очереди и знакомились авторы рисунка и стихов. Дети рассказывали друг другу о себе, своих увлечениях, интересах. Оказалось, что у них очень много общего: увлечение музыкой, танцами, компьютерными играми, социальными сетями.  Например, среди моих ребят была девочка Алина, она познакомилась с девочкой, которую тоже звали Алиной. При их общении выяснилось, что обе они увлекаются изобразительным искусством, любят рисовать, обе учатся на отлично, обе висят в своих школах на доске почета, и даже книги любят читать одни и те же.

     Перед моими учениками были обычные ребята: простые, добрые, открытые. Никто из ребят и не вспомнил, что у них ограниченные возможности здоровья. Кстати, дети продолжают общаться в соц.сетях, и мы планируем съездить в к ним в интернат на дружескую встречу.

  

   Таким образом, мероприятия 2-го этапа были направлены на решение следующих задач проекта:

  - создание условий для творческой самореализации учащихся;

- развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности .

   Информацию о проведенной работе мы размещали на сайте нашего проекта.

 

На 3-м Основном этапе проекта ребятам предстояла работа в группах. Еще на Подготовительном этапе проекта мне удалось выяснить интересы моих учеников, поэтому при делении на группы сложностей не было. После обсуждения основного этапа проекта, ребята разделились на 3 группы: литературоведы, искусствоведы и социологи.

   С каждой группой мы наметили цели работы, ребята распределили роли в группе, обсудили индивидуальную работу каждого члена группы и всей группы в целом.

Представить результаты своей работы ребятам предлагалось с помощью сервисов веб 2.0.

 

Итак, работа группы Литературоведов преследовала следующие цели:

-Вспомнить образы людей с ограниченными возможностями здоровья в литературе.

- Познакомиться с новыми произведениями, в которых главные герои - люди с ограниченными возможностями здоровья. Охарактеризовать эти образы.

 

Прежде чем начать работу в группе, ребята выбрали для себя роли:

лидер (организатор) - контролирует выполнение заданий всеми членами группы, координирует работу группы;

креативный менеджер - отвечает за творческий аспект работы (предлагает новые нестандартные идеи, отбирает яркие идеи для проекта других членов группы);

IT - специалист - отвечает за использование в процессе работы группы средств ИКТ, контролирует представление результатов работы группы с помощью сервисов веб 2.0

Далее дети выполняли групповые задания: 

- Используя технику мозгового штурма вспомнить, в каких произведениях русской и зарубежной литературы встречаются образы людей  с ограниченными возможностями здоровья.  Охарактеризовать их.

- С помощью сервиса Cacoo создать интерактивный плакат "Образы людей с ограниченными возможностями здоровья в мировой литературе" 

 

Потом следовали индивидуальные задания для каждого члена группы:

- Прочитать (перечитать) самостоятельно произведения, посвященные теме людей с ОВЗ:

Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", В.Г. Короленко "Слепой музыкант", И.С. Тургенев "Муму", Э. Хилдик "Питер Брейн и его друзья», Л. Кассиль "Держись, капитан!", В. Крапивин "Самолет по имени Сережка" (каждый член группы

- По ходу чтения произведений охарактеризовать образы главных героев, пользуясь таблицей:

 

 Ринка ("Тысяча лиц тишины" Д. Вильке)

 Оловянный солдатик (Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик")

 Петрусь   (В.Г. Короленко "Слепой музыкант")

 физический недостаток

                                   

 

 

 поступки

 

 

 

 черты характера героя

 

 

 

уникальность

 

 

 

 

 

И снова групповые задания:

- Объединить получившиеся таблицы в  презентацию "Характеристика образов людей с ограниченными возможностями здоровья в литературе" (каждый член группы заполняет по 2 слайда презентации).

- Разместить презентацию на сайте Каламео и встроить её на страницу группы.

- Сделать выводы по проделанной работе.

Ребята пришли к следующим выводам:

В произведениях русской и зарубежной литературы широко представлена тема людей с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на ограниченные возможности здоровья эти люди совершают смелые поступки, им свойственны такие черты характера как доброта, отзывчивость, решительность, доверчивость, честность.

Все образы, которые мы характеризовали, обладают уникальностью (талантом, героизмом и т.д.)

Художественная литература формирует у читателей правильное представление о людях с ограниченными возможностями здоровья как о полноценных членах общества - мудрых, умных, талантливых.

 

Целями работы группы Искусствоведов были следующие:

- познакомиться с произведениями живописи, на которых изображены люди с ограниченными возможностями здоровья; 

- узнать, какой вклад в мировое искусство внесли люди с ограниченными возможностями здоровья.

Ребята также сначала выбрали для себя роли в группе: лидер, IT – специалист, креативный менеджер.

Потом они выполняли групповые задания:

- Рассматривали картины известных художников, на которых изображены люди с ОВЗ.

- Отвечали на вопросы по картинам.

- Пользуясь поиском Гугл Картинки (поиск по картинке), искали информацию об авторах картин и их названия.

- Создали плейкаст, используя одно из изображений, музыку Пауля Витгеншьейна (пианиста, который виртуозно играл одной рукой) и русские народные пословицы о людях с ограниченными возможностями здоровья:

"Увечье - не бесчестье", "Кроме смерти, от всего вылечишься".

 

Далее ребята выполняли индивидуальные задания для каждого члена группы:

- Изучали материал о талантливых людях с ограниченными возможностями здоровья (каждый член группы готовит материал о 2-х талантливых людях с ограниченными возможностями здоровья).

Им предлагалось найти информацию о следующих людях: 

Гомер (древнегреческий поэт) 

Людвиг ван Бетховен (немецкий композитор) 

Джордж Гордон Байрон (английский поэт)  

Клод Моне (французский живописец) 

Пауль Витгенштейн (австрийский пианист) 

Лина По (Полина Михайловна Горенштейн - русский скульптор).

Указывались источники информации.

- Затем ребята выбирали информацию, которая наиболее ёмко характеризует талантливого человека с ограниченными возможностями здоровья

Групповые задания:

-  Объедините полученные сведения в интерактивной газете"Пусть ограничены возможности здоровья, зато безграничен талант"  с помощью сервиса Tackk (демонстрация).

 

В результате работы ребята сделали следующие выводы:

Люди с ограниченными возможностями здоровья, так же как и здоровые, могут быть талантливыми, успешными, известными. Люди, о которых они рассказали, имели очень сильный характер, они преодолевали все жизненные невзгоды и продолжали заниматься любимым делом несмотря ни на что. Мужеству, смелости, упорству, целеустремленности мы можем поучиться у них. Безусловно, такие люди достойны уважения.

Группа Социологов работала следующим образом.

Цели работы группы:

- выявить отношение учащихся нашей школы к людям с ограниченными возможностями здоровья;

- изучить историю вопроса отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.

 

И вновь работа началась с распределения ролей в группе: лидер (организатор), креативный менеджер и IT - специалист

 

Далее ребята выполняли групповые задания:

1. Подготовить анкету, для выявления отношения учащихся нашей школы к людям с ограниченными возможностями здоровья.

2. Провести анкетирование среди учащихся параллели 5 - 7-х классов.

3. Обработать результаты и представить их в форме диаграммы, выполненной с помощью сервиса Онлайн диаграммы (Демонстрация страницы сайта Социологов).

 

Далее ребятам предлагалось выполнить индивидуальные задания:

Изучить историю вопроса отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране. Ребятам были даны источники информации

Групповые задания: 

создать ментальную карту "Отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья: история вопроса", используя сервис Spiderscribe (Спайдер скриб) – демонстрация ментальной карты

 

Из проделанной работы ребята сделали выводы, что в разные исторические эпохи в нашей стране заботились о людях с ограниченными возможностями здоровья, старались им помочь.  В 10 – 16 веках забота о людях с ОВЗ возлагалась на церковь. В более поздние времена открывались специальные учреждения. В отличие от других стран, в нашей стране на протяжении истории наблюдается милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.  

 

Итак, задания Основного этапа проекта были направлены на достижение таких задач проекта как:

- развитие навыков проектно - исследовательской деятельности;

- умение получать, отбирать нужную информацию, использовать её для достижения поставленной цели;

- формирование ИКТ- компетентности учащихся.

 

На 4-м Итоговом этапе проекта мы провели конференцию учащихся, на которой они защищали свой проект. В качестве слушателей были приглашены учащиеся параллелей 6 и 7 классов. Членами жюри были учителя русского языка и литературы.

   Ребята представили сайт проекта, рассказали о своей работе, о том, чему научились, к каким выводам пришли.

   Они подготовили буклеты с выводами по проекту.

Чтобы донести до слушателей конференции мысль о том, что отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья зависит от каждого из нас, ребята нарисовали плакаты с героями повести Дарьи Вильке "Тысяча лиц тишины": Ринка (слабослышащая девочка) и смеющиеся над ней одноклассники.

Эти плакаты висели на стенах напротив друг друга, и слушатели проекта находились между ними. Таким образом, каждый понял, что отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья зависит  и от него. Любой из нас может изменить негативное отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, если начнет с себя.

   Работа ребят заслужила наивысших оценок жюри.

   Какие результаты я считаю самыми значимыми? Конечно, для меня важен внешний результат учебно – познавательной деятельности моих учеников, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (чтение и анализ художественных произведений, произведений живописи, знакомство с биографией знаменитых людей, изучение общественного мнения, истории вопроса; знакомство и практическое использование сервисов веб 2.0). Но более важным я считаю  внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной значимой проблемы ( в нашем случае проблемы негативного отношения общества к людям с ОВЗ). Мои ученики решили для себя эту проблему, они знают, как нужно относиться к людям с ОВЗ. Они убедительно доказали свою позицию слушателям конференции. Они расскажут о своем опыте родным и друзьям – и это будет ещё одним маленьким шагом к решению большой социальной проблемы.

 

Примечания:

Уважаемые коллеги, приглашаю Вас познакомиться с сайтом проекта Проект по повести Дарьи Вильке "Тысяча лиц тишины"

Данный проект я готовила в рамках участия во всероссийском конкурсе молодых учителей - словесников "Территория творчества". Сначала проходил региональный этап, включающий 2 испытания:  урок по ФГОС с использованием ИКТ и  проект. На всероссийский этап отправлялись проекты победителей и призеров регионального этапа (всего участвовало 95 проетов). В финал вышли 11 участников. В числе финалистов конкурса я защищала данный проект в Москве 24 марта 2016 года. Защита проекта. Москва

Дорогие коллеги, буду очень рада видеть вас в числе посетителей моего сайта! Прошу не судить строго, сайт достаточно молодой. У меня ешё много планов по его наполнению.Сайт учителя русского языка и литературы Толстовой Е.В.

   


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Михайловна Стефанова

На: Мастер-класс. Метапредметный проект как средство формировани


Екатерина Владимировна! Спасибо Вам за интересный мастер-класс! Очень полезный материал. Удачи Вам!

С уважением, Лариса Михайловна.




Фото пользователя Екатерина Владимировна Толстова

На: Мастер-класс. Метапредметный проект как средство формировани


Уважаемая Лариса Михайловна, спасибо за добрые слова! Часто использую в работе Ваши материалы. Очень рада заочному общению!

С уважением, Екатерина Толстова



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн