Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профилактика голосовых нарушений у детей дошкольного возраста

Фото пользователя Анна Николаевна Пирогова
Submitted by Анна Николаевна Пирогова on Sat, 14/05/2016 - 18:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пирогова Анна Николаевна
Место работы, должность: 

учитель-логопед МДОУ "Детский сад №6" г. Ярославля

Регион: 
Ярославская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>О нарушениях голоса детей дошкольного возраста и методах профилактики.</p>

Профилактика голосовых нарушений у детей дошкольного возраста

                                                              Пирогова А.Н. учитель-логопед

                                                  МДОУ «Детский сад №6» г. Ярославля

          Какой же он, детский голос?

      Детский голос из-за анатомо-физиологических особенностей обладает качествами, отличающего его от взрослых, Это и более короткие голосовые связки, и меньший объем лёгких, и преобладание головных резонаторов. Дети дошкольного возраста в основном говорят фальцетом.

         В настоящее время существует огромный диапазон голосовых нарушений от полной потери голоса до его незначительных изменений. Своеобразие нарушений зависит от ряда факторов: степени нарушения, какой отдел пострадал, когда возникло нарушение и т.д. Произнесение звуков речи представляет собой сложный физиологический акт, для осуществления которого требуется нормальное строение и координированная функция центрального речевого аппарата и периферических органов голосообразования и артикуляции.

    Естественно, что всякие дефекты развития, заболевания и повреждения любой части речевого аппарата могут быть причиной нарушений голосо и речеобразования. Могут проявляется, например, при хронических заболеваниях гортани, при узелках, фибромах, папилломах, при расщелинах верхней губы и нёба, при неправильном строении челюстей и зубов, при нарушениях носового дыхания, при нервно-мышечных нарушениях в полости рта, глотки и гортани и при других дефектах периферического речевого аппарата. А также при мозговых поражениях, которые могут возникать вследствие кровоизлияния в мозг, инфекционных заболеваний, опухолей.

           Причин проблем детского голоса множество, но можно выделить самые основные и распространённые.

- заболевания гортани, носоглотки, бронхов, верхних дыхательных путей;

- снижение слуха;

- при особенностях характера ребёнка;

- парезы и параличи мышц языка, гортани, голосовых связок, нарушение тонуса и мышечной подвижности;

- недостаточная небно-глоточное смыкание (назальность речи);

- аллергические заболевания (оттек дыхательных путей);

        Голос детей с речевыми проблемами может звучать по-разному. Для детей с заиканием в основном характерны: недостаточная сила голоса, сужение диапазона голоса, обеднённость интонационной стороны речи, осиплость голоса.

Для детей моторной алалией и дизартрией характерны: осиплость голоса, недостаточная модулированность, назализация, отсутствие логических ударений.

Для детей с дислалией и нормальным речевым развитием все проблемы с голосом обычно связанны с заболеваниями верхних дыхательных путей.

      Наиболее частый дефект голоса – спастическая дисфония, которая возникает из-за напряжения голоса. Часто она возникает у детей, которые громко говорят или много кричат. На голосовых складках у них образуются узелки «крикунов». Для таких детей характерно, что утром голос нормальный, а вечером появляется осиплость.

Профилактические мероприятия для предупреждения голосовых расстройств:

- предупреждение простудных заболеваний, насморков, ангин, ларингитов и т.д. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становиться чувствительным даже к небольшим её колебаниям, и ребенок легко простужается при малейшем охлаждении и сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после выздоровления;

- удаление особого внимания физической культуре и доступным видам спорта детей;

- при носовом дыхании воздух очищается от механических примесей, согревается и увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то устранение вредных свойств выдыхаемого воздуха осуществляется в меньшей степени. Поэтому удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа. Однако и при наличии свободной проходимости носовой полости дыхание в ряде случаев осуществляется через рот, например, во время речи и пения, а также при быстрой ходьбе и беге. Поэтому нельзя выходить разгоряченными (после бани, подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать. По той же причине в холодную и сырую погоду не следует петь на улице, быстро ходить и бегать, так ка во всех этих случаях дыхание происходит через рот;

- соблюдение медицинских мероприятий для устранения дефектов голоса и речи, вызванных анатомическими нарушениями. Однако такие органические дефекты речевого аппарата встречаются довольно редко. Кроме того, не всякое нарушение строения речевых органов ведет к нарушению произношения. Если анатомический дефект выражен не очень резко, то речь может оказаться нормальной;

- значительно чаще у детей встречаются функциональные нарушения речи, возникающие при отсутствие каких-либо заметных анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной огромная роль правильного воспитания в семье и в ДОУ именно в том периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие по каким-либо причинам дефекты не успели ещё закрепиться. Речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамматически правильной. Недопустимо подлаживание под детскую речь «сюсюканье»; - профилактика и лечение аллергических заболеваний, т.к. может быть отек дыхательных путей и воспаление слизистой гортани, что приводит к гнусавости;

- раннее выявление недостатков слуха и их устранение. Очень важна высокая степень сохранности слуха. Для нормального и самостоятельного развития речи ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха. Даже небольшое понижение слуха, оставаясь незамеченным, может привести к дефектам произношения и нарушению грамматического строя речи. Своевременное выявление таких дефектов слуха имеет большое значение для профилактики речевых расстройств;

- велика роль учителя в привитии навыков умелого пользования своим речевым аппаратом. Учитель должен приучать детей правильно дышать во время речи, говорить не спеша, отчетливо, достаточно громко и без крикливости. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса; -при насморке или малейших признаках охриплости дети должны говорить, как можно тише и меньше, освобождать от пения;

- систематические занятия пением, при котором укрепляются голосовые складки, что способствует развитию голосового аппарата. Крикливое пение вызывает перенапряжение голосового аппарата;

- ограничение и исключение воздействие табачного дыма на нежную слизистую гортани, может приводить к хроническому ларингиту у детей (воспаление слизистой оболочки);

Список используемой литературы:

• Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: Айрис-пресс, 2005г.

• Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

• Выгодская И.Г. И др. Устранение заикания у дошкольников в игре. –М., 1984г.

• Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса. М.: Учпедгиз, 1961г.

• Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях.- Ярославль: Акад. Развития, 1998г.

• Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: ВЛАДОС, 2001г.

• Поварова И.А. Практикум для заикающихся.- СПб.: СОЮЗ, 1999г.

• Шиленкова В.В., Карелина И.Б. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых. – Ярославль, 2005г.