Инструментарий педагогической диагностики предлагает собой описание тех проблем ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые мы используете для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.
Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методиками, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа:
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; (собирая пирамидку, доводит начатое дела до конца)
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.(можно предложить с/ролевые игры: «Покорми Катю», «Оденем куклу»; игры «Найди красный цветок», «Раскрась шар красным карандашом»)
-Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении (игра «одень куклу Катю» и др., наблюдение за поведением детей за столом, во время К.Г.Н.)
- Владеет активной речью, включённой в общение; (Чтение художественной литературы: сказок, стихов; беседы по прочитанному)
- Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- Знает названия окружающих предметов и игрушек; (например: пирамидку собирать, кукла можно положить спать и т.д.)
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; (обыгрывание образа зверей из сказок)
- Появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; (слушание музыки – быстрая или медленная мелодия, ребёнок подражает услышанному)
- У ребёнка развита крупная моторика (крупная мозаика, кубики, пирамидка), он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Пути достижения целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО
- Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы)
- Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)
- Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество
- Развитые творческие способности, развитая устная речь
- Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
- Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
2 слайд: Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.
Длявыявлению данных способностейв группе организовываем сюжетно ролевые игры, театрализованные постановки, режиссерские игры, беседы с использованием дидактического пособия,конструирование, строительные игрытак же художественное творчество. Детям предлагается поиграть в игру, например «Семья» затем воспитатель выходит из игры и наблюдает, как общаются дети; так же детям предлагаем строительный материал для создания сюжета, обращая внимание как дети выходят из конфликтныхситуаций, если они возникают. В группе организовываем мини музеи и выставкипо тематике, для развития творческой деятельности, где дети могут быть участниками проекта или совместной деятельности.
7 слайд: Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
Длявыявление данных качеств у детей в группе и на прогулке можно предложить детям дидактические игры, сюжетно ролевые игры, игра соревнования. Воспитатель может предложить помощь в выборе водящего, затем дети самостоятельно распределяют роли, договариваются о выборе.
9 слайд: Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
Развитию воображению помогут такие дидактические игры, игры экспериментирования как: «Определи на вкус», «Чудесный мешочек», игры с правилами, которые несут обучающий характер: «Собери герб», игра на классификацию «Мой дом» и другие.
12 слайд: Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
Дляобыгрывание и инсценировок детям можно предложить различные виды театров, материал для художественного творчества: карандаши, мелки, краски, пластилин.
14 слайд: У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
Детям предложить детям различные виды конструкторов, мозаику, игры с песком, смастерить поделки из различного материала.
16 слайд: Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
17 слайд: Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
Наблюдение за детьми во время режимных моментов и в процессе образовательной деятельности, беседы и игры по безопасности.
19 слайд: Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Наблюдение за детьми в процессе всей жизнедеятельности, организации экспериментальной деятельности в группе, чтение художественной литературы по тематике дня или месяца. Наличие игр по интересам детей, организация предметно развивающей среды.
Диагностические методики по образовательным областям.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных метах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Материал: игрушки,
- Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: случившаяся сора людей.
Форма проведения: подгрупповая.
Вопросы: «Что у тебя случилось? Что чувствуешь ты? Почему ты рассердился? Почему он плачет?»
- Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.
Методы: наблюдение
Материалы: необходимые материалы для труда на участке детского сада, в уголке природы, в игровой комнате, материал для рисования, лепки и др. различные настольно – печатные игры.
Форма проведения: индивидуальная групповая.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Знает своё имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилию родителей, их профессию.
Метод: беседы.
Форма проведения: индивидуальная.
Задания: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Где ты живёшь?»
- Различаем круг, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносить объемные и плоскостные фигуры.
Метод: проблемные ситуации.
Материал: круг, квадрат, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задания: «Найди, что к чему подходит по форме».
Образовательная область «Речевое развитие»
- Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, использует все части речи. Подбирает к существительным прилагательные, умеет подбирать синонимы.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Что делают дети в песочнице? Почему ты так думаешь? Как про него можно сказать какой он?»
Кто быстрее?
За определённое время (2-3 мин.) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.
Трава: Зелёная, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная… .
Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…
Снег: беленький, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…
Книга: интересная, серьёзная, толстая, библиотечная, новая…
Друг: верный, старый, хороший, настоящий…
|