Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческий аспект использования ЭОР на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Фото пользователя Марина Анатольевна Никиточкина
Submitted by Марина Анатольевна Никиточкина on Sat, 21/05/2016 - 20:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никиточкина Марина Анатольвна,
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №1 им Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
<div>В статье говорится об опыте использования ЭОР на уроках. Приводятся фрагменты уроеов с ЭОР.&nbsp;</div>
ЭОР… Все мы знаем, что ЭОР – это средство, необходимое для эффективной организации образовательного процесса, представленное  в электронном виде. Сегодня уже невозможно представить себе урока без ЭОР. Но порой, стремясь идти в ногу со временем,  мы забываем о педагогической целесообразности  использования данных ресурсов. А целесообразность использования и эффективность применения ЭОР возможна лишь в том случае, когда педагог подходит к его созданию творчески… И  только ЭОР, при создании которого применялся творческий аспект, творческий подход,  будет способствовать творческому решению поставленных на уроке задач,  будет стимулировать учащихся к самовыражению, к поиску оригинальных, нетрадиционных способов решения задач.

А учителю русского языка и литературы, на мой взгляд, необходимо помнить еще и главную заповедь: «В начале было Слово…» Поэтому в своей работе стараюсь использовать ЭОР, когда это поможет глубже постичь слово, будет способствовать более глубокому пониманию изучаемого материала. Во-первых, это презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Одно из основных направлений использования электронных образовательных ресурсов на уроках литературы – демонстрация визуальной информации (иллюстративного, наглядного материала). Так, например, при изучении поэмы Гоголя «Мертвые души» использую иллюстрации к поэме современного художника С.Чайкуна (иллюстрации сделаны в 2007 –  2009г.г. http://artel-art.livejournal.com/41089.html  - сайт художника).  Мы привыкли демонстрировать классические иллюстрации  к поэме художников 19 века: Агина, Боклевского. Но интерес художников к Гоголю не угас и в 21 веке. Иллюстрации Чайкуна показались мне очень необычными: выполнены в новом стиле - сюрреализма. Использование их на уроках дает возможность сравнить иллюстрации разных художников, разных эпох, а также поразмышлять над вопросами:
- Почему не угас интерес художников к поэме в 21 веке? В чем современное звучание поэмы?

ЭОР также дает возможность объединения многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, видео). Поэтому на одном из последних уроков по поэме «Мертвые души»: «Образ дороги в слове и в музыке», помимо иллюстраций современных художников, мы слушали музыку современных композиторов к поэме: А.Шнитке и Р. Щедрина, смотрели заключительный фрагмент фильма «Мертвые души» (Мосфильм, 1984 г., режиссер Михаил Швейцер
http://www.youtube.com/watch?v=I00XRh6YTjo&feature=related), где на фоне музыки Шнитке звучат слова о птице – тройке (по времени- с 1:19: 09). Этот органический синтез помогает будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.

Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Стараюсь научить детей грамотно использовать компьютер, показать, что он не только для игр и для общения с друзьями. Стараюсь научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.
Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:
Словари. ру. -  http://slovari.ru/dictsearch
Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/ 
Справочная служба http://www.gramota.ru/
Русские поэты. Краткий портретный тест. 
http://gramma.ru/LIT/?id=8.201

Экзамены. Нормативные документы - http://gramma.ru/EXM/  и другие.
Так, для подготовки  урока – семинара в 10 классе «Система русского языка» с использованием ЭОР учащиеся разделились на группы в соответствии с разделами языка: «Лексика», «Морфология», «Пунктуация» и т.д. При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР. Подготовка началась не менее чем за 3 недели до его проведения. Внутри групп учащиеся разделились на «теоретиков» и «практиков». Одни должны были подготовить обобщающие таблицы по своему разделу, другие – тестовые задания (в том числе из демоверсии текущего года). Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урок – введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся продолжается и во внеурочное время.
После уроков по поэме Гоголя «Мертвые души» родилась идея проекта «Жизнь поэмы Гоголя «Мертвые души» в иллюстрациях: от 19 до 21 века». Работа над проектом началась с поиска и сбора информации, т.е. иллюстраций разных художников (иллюстраций нашлось неожиданно много). Следующий этап – систематизация информации и разбивка участников проекта на группы (по времени создания), внутри группы учащиеся выбрали художника, с иллюстрациями которого каждый будет работать (направление, манера исполнения, жанр, особенности изображения). Далее анализ отобранной информации, сравнение, сопоставление. Заключительный этап – оформление презентации.  В итоге в презентации были собраны материалы о девяти, художниках, подобраны иллюстрации, создан словарь терминов. 

Таким образом, использование ЭОР на уроках помогает решать многие образовательные задачи:

  • помогает заинтересовать учеников изучаемым материалом;
  • стимулирует творческую активность учащихся;
  • способствует формированию информационной культуры;
  • формирует  умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, схематично представлять языковой материал;
  • стимулирует самостоятельность учащихся при подготовке к урокам;
  • дает возможность быстро осуществлять контроль  умений, навыков учащихся.

В заключение отмечу, что стараюсь распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. Стараюсь использовать ЭОР в  комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами, а при создании ЭОР стараюсь, чтобы  ЭОР всегда имел элемент творческой работы.
 

 

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн