Ежедневные общеукрепляющие процедуры:
- Контрастный душ, зарядка (по утрам)
- Самомассаж воротниковой зоны (чередовать: самомассаж сильной струей душа, растирание массажной рукавичкой, растирание махровым полотенцем после принятия контрастного душа или обливания).
- Массаж и самомассаж ступней и ладошек.
- Использование массажных стелек, тапочек (начинать носить по 20 минут в день, постепенно увеличивая время до 2 часов в день).
- «50 шагов по холодной воде» (на дно ванны следует положить «колючий» коврик и налить воду комнатной температуры. Ребенок встает на коврик и топает по воде. Можно считать шаги или петь ритмичную песенку.
- Массаж шейно-воротниковой зоны (два курса в год – весной и осенью; курс – по 10-15 сеансов). Рекомендуется при отсутствии противопоказаний со стороны невролога.
Помимо указанных процедур рекомендуются:
- Здоровая пища, содержащая необходимое количество витаминов и минералов.
- Щадящий режим: смена труда и отдыха.
- Физическая активность: посещение ребенком какой-либо физкультурной секции (плавания, детской йоги, оздоровительного у-шу и т.д.)
- Снижение учебных нагрузок.
Для повышения уровня нейродинамики необходимо выполнять дыхательные упражнения, которые позволяют:
- повысить работоспособность ребенка, оптимизировав уровень нейродинамических показателей за счет обильного насыщения мозга ребенка кислородом;
- научить ребенка контролировать свое поведение. У ребенка, который учится контролировать собственное дыхание, развивается самоконтроль; это особенно важно для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
- Помочь снять психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций и добиться «функциональной разрядки», а также научиться следить за своими эмоциями и управлять ими; правильное дыхание несет также релаксирующую функцию, позволяя гармонично работать всему организму.
Правильное дыхание – это глубокое, медленное, диафрагмальное дыхание, при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Вдох – носом, выдох ртом.
Общие рекомендации для приготовления домашнего задания:
- Организация пространства. Рабочее место ребенка, помимо соответствия общим гигиеническим требованиям, должно быть структурировано. На столе, под столом, на полке, в шкафу нужно разместить маркированные коробочки и ящички, а также всевозможные разделители и т.п., что поможет ребенку раскладывать вещи по местам и пространственно организовывать свою деятельность.
- Контроль за временем. нА выполнение отдельного задания нужно выделить короткие промежутки времени (10,15 минут). Предложите ребенку самому определить время, необходимое на выполнение конкретного задания, и контролировать себя по часам.
- Выдерживание ритма. При проблемах с работоспособностью у младших школьников ритм выполнения домашнего задания должен составлять: 20 минут активности, 10 минут перерыва.
- Положительное эмоциональное подкрепление. Следует отмечать даже самые маленькие успехи. В перерыве ребенка должно ждать что-то приятное (он может не знать, что именно):
- перекус (чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, цукаты). Не годятся выпечка, сдоба, бутерброды;
- гимнастика (например, одно или несколько упражнений нейрокурса, просто физическая активность (прыжки на больших мячах, танцы и т.п.);
- дыхательная гимнастика (можно использовать упражнения из нейрокурса);
- участие в домашней деятельности (например, небольшая помощь по хозяйству), которое обязательно сопровождается похвалой;
- игра, поскольку это основа для формирования психических функций ребенка. Если ребенок любого возраста тянется играть, значит, ему это необходимо для развития.
Для перерыва в занятиях не подходят:
- сидение за компьютером. Чередование приготовления уроков с занятиями за компьютером не дает мозгу восстановиться. Норма работы за компьютером для младшего школьника с нейродинамическими проблемами – до 20 минут в день;
- просмотр телепередач.
|