Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс по теме: «Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка»

Submitted by Елена Александровна Чечелева on Wed, 29/06/2016 - 13:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чечелева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ № 4 г. Ершова Саратовской области", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Методическая разработка мастер-класса по теме &quot;Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка&quot;</p>

Цель: осмыслить возможности использования  компетентностно-ориентированных заданий    в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

              

Методические задачи:

1.познакомиться со структурой КОЗ;

2.приобрести практический опыт  составления КОЗ.

 

 

Ход мастер-класса.

Слайд № 2.

1. Индукция.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности в учебном процессе.

Естественно, что при таком подходе меняется и роль педагога в процессе обучения. Теперь учитель занимает позицию помощника, который помогает ученику самостоятельно находить верные решения, осваивать какие-либо навыки.

Согласитесь, что обучение как передача знаний имеет смысл в неизменяющейся среде. Но мы с вами живем в такое время, когда все быстро меняется, и дети, которые пришли в школу в 2015 году, будут продолжать свою деятельность  далеко во второй половине 21 века. А что в это время будет? Как изменится мир? Нам с вами трудно предсказать. Но значит это одно, что мы, учителя, должны уже сегодня начать готовить детей к переменам в жизни, научить их ориентироваться в жизни, научить принимать решения и справляться  с трудностями.

Сегодня сделать это помогает компетентностный подход, который  не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Слайд № 3.

2. Панель.

- Какова цель компетентностного подхода в  современном образовании? (ответы участников мастер-класса) Слайд № 3.

 - Формирование и развитие каких компетенций должно обеспечить  усвоение материала по русскому языку? (ответ участников мастер-класса: коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций) Слайд № 4.

         Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается  в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Слайд № 5.

       Можно выделить главные предметные компетентности в зависимости от цели деятельности:

  • организация  себя на решение проблем (самоменеджмент)
  • получение данных о ситуации и себе (информационные)
  • привлечение ресурсов других людей путем взаимодействия с ними (коммуникативные)

За каждой компетентностью скрывается своё содержание:

Информационная компетентность: извлечение, обработка и классификация информации по заданному основанию, поиск информации, сопоставление информации.

Самоорганизационная (разрешения проблем):  грамотная постановка задачи, планирование собственной деятельности, умение точно выполнять инструкцию,   строгое выполнение алгоритма, оценка результата, рефлексия собственного продвижения.

Коммуникативная компетентность: создание письменного продукта заданного жанра и структуры, публичное  выступление, соблюдение норм письменной и устной речи, соблюдение культуры общения, умение ответить на вопросы слушателей при выступлении.

Как же реализовать компетентностный подход в обучении русскому языку?

3. Самоконструкция.

 Говоря об образовании, ориентированном на формирование данных  компетенций, следует обратить внимание на потенциал компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Слайд № 6.

   Компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование.  

  Учителя, которые используют в своей практике КОЗ, считают, что эти задания являются одним из способов повышения мотивации к изучению русского языка.

   Работая с КОЗ, обучающиеся учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей конкретной работы, систематизировать информацию, аргументировать сделанный выбор.

   От обычного задания КОЗ отличается тем, ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. 

   Предлагаю ознакомиться со структурой и требованиями к элементам компетентностно-ориентированного задания:  Слайд № 7.

1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой).

Стимул должен: быть кратким (не более трёх предложений); НЕ отвлекать учащегося от содержания задания. Например, «Представьте, что вы садовники и вам нужно засеять поле ромашками» или «Вы собираетесь ехать домой на каникулы, хотите приобрести подарки близким».

   Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, подумать о путях ее решения. Как правило, именно стимул  и позволяет соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации. Поэтому, мне кажется, что формулировка стимула является наиболее сложным этапом при разработке КОЗ.

2. Формулировка задания.

Задачная формулировка должна отвечать следующим требованиям:

  • задание должно быть сформулировано четко и конкретно;
  • текст задания должен начинаться с глагола;
  • должна быть истолкована единственным образом;
  • должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
  • должна быть учащемуся интересна;
  • должна соответствовать возрасту учащегося;
  • должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.

Например, «Засейте поле «ромашками».   Соблюдайте условие: серединка «цветка» - многозначное слово; его «лепестки» (их должно быть пять – шесть) – это значения данного слова. Пользуйтесь толковым словарем.  У кого больше всех оказалось «ромашек»?» или   «Составьте текст диалога с продавцом в магазине».

Типичные ошибки в задачных формулировках:

  • Наличие отрицаний в формулировках.
  • Отсутствие указания на деятельность, которую следует выполнить.
  • Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ.
  • Использование формы представления результата, незнакомой учащимся.

3. Информация, необходимая для решения данной задачи (источник информации).

 Назначение источника состоит в том, что он содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Поэтому главные требования, предъявляемые к источнику:

  • источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности;
  • важно позаботиться о том, чтобы источник был эффективен, т.е. позволял выполнить задание при минимальных затратах;
  • желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников);
  • при отборе источника необходимо заботиться о том, чтобы он был интересен учащимся;
  • важно учитывать возрастные и гендерные, а также конъюнктурные интересы.

Источником могут быть, например,  учебник русского языка, Толковый словарь русского языка и т.д.

4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).

Например, это может быть модельный ответ, это может быть ключ к тесту и т.д.

   Итак,   задание становится компетентностно-ориентированным, если:

  • во-первых, это деятельностное задание;
  • во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
  • в- третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
  • в-четвёртых, его структура задаётся определенными элементами

 Приведу несколько примеров КОЗ.

КОЗ №1

Формирование компетенции разрешения проблем

Тема:  «Правописание проверяемой гласной в корне слова»

Введение в проблему

 Младший брат попросил вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку.  

Формулировка задания

Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

Одуванчик залатой

Посторел и стал сидой.

А как только посидел,

Вместе с ветром улител.

Источник информации

Орфографический словарь.

Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Форма предъявления

(модельный ответ)

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Каждая найденная ошибка – 1 балл.

Максимальное количество -  6  баллов

КОЗ № 2

Формирование коммуникативной компетенции

Тема: «Типы речи»

Введение в проблему

Летом  ты впервые ходил в поход с ночевкой.  Тебе очень понравилось.

Формулировка задания

 Расскажи о событиях, которые произошли с  тобой  летом в  походе. Какой тип речи ты будешь использовать?

Источник информации

Структура повествования:

Начало действия

Развитие действия

Завершение действия

Форма предъявления

(модельный ответ)

Письменная коммуникация

 

 

КОЗ № 3

Формирование информационной компетенции

Тема: «Монолог и диалог»

Введение в проблему

Умеете ли вы пользоваться словарем? Давайте проверим.

Формулировка задания

Найдите  слова монолог, диалог в  толковом словаре, следуя инструкции, объясните их значение. Запишите значения слов в тетрадь.

Источник информации

Толковый словарь

Алгоритм работы со словарем:

1. Определи, с какой буквы начинается слово.

2. Найди страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обрати внимание на следующие две буквы.

4. Найди нужное слово.

Форма предъявления

(модельный ответ на слайде/ доске)

Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами.

 

 4.  Социоконструкция.

Я предлагаю Вам попробовать превратить учебное (знаниевое) задание из учебника в компетентностно-ориентированное.

В качестве исходных возьмём  упражнения по теме «Правописание корней слов» (§21) из учебника для 6 класса  под редакцией Быстровой Е.А.

(Предварительно присутствующие были поделены на 3 группы)

Задание для группы № 1: составьте на основе  упражнения № 155  КОЗ, направленное на проверку/формирование компетентности решения проблем.

  Задание для группы № 2: составьте на основе  упражнения № 161  КОЗ, направленное на проверку/формирование информационной компетентности.

 Задание для группы № 3: составьте на основе  упражнения № 157   КОЗ, направленное на проверку/формирование коммуникативной компетентности.

 

         Каждое составленное Вами задание должно состоять из трёх частей Слайд № 8:

1. Характеристика задания, включающая только формируемые компетентности (аспекты, уровни). Для этого Вы можете использовать Памятки, которые есть на столах (см. Приложения для групп). Слайд № 9

2. Само задание, представленное в соответствии с заданной структурой (если Вы решаете использовать дополнительный(е) источник(и) информации, то его(их) придумывать и прикладывать к заданию не нужно, достаточно указать в квадратных скобках, какие именно источники Вы используете).

3. Инструмент проверки. Слайд № 10,11

 

5. Социализация. Афиширование.

Представление результатов работы в группах.

 

6. Разрыв.

   Итак, мы с вами увидели, что  ничего невозможного нет. Самое главное, изменить подходы к организации учебного процесса, когда знания становятся не целью, а средством получения нового знания.

  А. Конан Дойль писал,что мозг человека «подобен пустому чердаку». Чем будет заполнен «этот чердак» – хламом или нужными вещами, – зависит, прежде всего, от учителя. Педагог, прежде всего сам, должен быть компетентен, должен понимать что, как и зачем делается. Тогда и у учеников будут сформированы компетенции, которые позволят им стать успешными в жизни.

 

7. Рефлексия. Слайд № 12

- Проанализируйте мастер-класс и на листе пожеланий, используя метод «ХИМС» запишите, что на ваш взгляд было хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.  

- Я желаю  всем творческих успехов. Спасибо за сотрудничество.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные ресурсы.

 

http://www.proshkolu.ru/user/rina72/file/3540762/

http://refdb.ru/look/2957121-p4.html

https://perm.hse.ru/data/2013/04/24/1296427692/05.doc

http://kazanobr.ru/sites/default/files/%20КОЗ%20Миронова%20ИИ.pptx

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/04/10/kompetentnostno-orientirovannye

http://nsportal.ru/shkolnyy-apgreyd/klyuchevye-kompetentnosti

 

Прикрепленный файлSize
Чечелева КОЗ м-к.zip235.05 KB