Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Страна чайных фантазий

Фото пользователя Светлана Николаевна Алябышева
Размещено: Светлана Николаевна Алябышева - чт, 30/07/2009 - 07:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Алябышева Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 19 города Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
Цель: научить обучающихся простейшим приёмам исследовательской деятельности на примере качественного анализа чая. Задачи: 1. Обосновать метод качественного анализа чая на содержание витамина Р (рутина), научить обучающихся проводить самостоятельные исследования. 2. Создать условия для формирования интереса и положительной мотивации к исследовательской деятельности. 3. Способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, умения работать в группе, воспитанию чувства уважения друг к другу.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование: 

 Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, раздаточный материал (методики), химические стаканчики, пробирки, предметные стёкла, пипетки, 0.1н раствор FeCl3, кипяток, чайная заварка, чистые листы бумаги формата А4, карандаши зелёных оттенков, посуда и сладости к чаю.

Используемые ЦОР: 

Презентации обучающихся об истории чая, его химическом составе.

Краткое описание: 
Занятие проводится в рамках дополнительного образования, позволяет обучить простейшим исследовательским приёмам, что способствует формированию положительной мотивации для дальнейшей деятельности. Конспект можно использовать также для проведения кружкового занятия или для проведения мастерской в рамках предметной недели, показав чёткую интеграцию биологии, экологии и химии.

 

Мастер-класс «Приёмы исследовательской деятельности»
 
Тема: Страна чайных фантазий
 
Цель: научить обучающихся простейшим приёмам исследовательской деятельности на примере качественного анализа чая.
 
Задачи:
1.     Обосновать метод качественного анализа чая на содержание витамина Р (рутина), научить обучающихся проводить самостоятельные исследования.
2.     Создать условия для формирования интереса и положительной мотивации к исследовательской деятельности.
3.     Способствовать развитию у обучающихся внимания, наблюдательности, умения работать в группе, воспитанию чувства уважения друг к другу.
 
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, раздаточный материал (методики), химические стаканчики, пробирки, предметные стёкла, пипетки, 0.1н раствор FeCl3, кипяток, чайная заварка, чистые листы бумаги формата А4, карандаши зелёных оттенков, посуда и сладости к чаю.
 
Оформление и подготовка помещения:
парты сдвинуты вместе, образуют 4 «круглых стола», на каждом – прямоугольник определённого цвета. У доски две парты с табличками: «Лаборатория» и «Чайная», на которых размещено оборудование и одна парта с разложенными цветными прямоугольниками.
На доске: схема анкетирования и таблица результатов.
 
План занятия
 

Этап
Содержание
Время
1
Приём гостей.
 
3 мин.
2
Приветствие.
 
5 мин.
3
Вводное анкетирование.
 
2 мин.
4
Блиц-опрос.
 
5 мин.
5
Выступление эксперта об истории чая.
 
5 мин.
6
Выступление эксперта о пользе рутина (витамина Р).
Исследование чая на содержание рутина.
10 мин.
7
Оформление общего результата.
 
6 мин.
8
Защита исследовательской работы.
 
4 мин.
9
Чаепитие.
 
10 мин.

 
Для проведения занятия требуется 40 минут, плюс дополнительное время для чаепития (15-20 минут).
                                                   
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
 
1. Приём гостей
 
При входе в класс участникам мастер-класса предлагают взять цветные прямоугольники, разложенные на первой парте. Затем гости рассаживаются за «круглые столы» в соответствии с обозначенным цветом.
 
2. Приветствие, знакомство
 
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей мини-лаборатории. Именно здесь работает секция биологии и экологии нашего школьного научного общества «Корифей». Сегодня мы хотим поделиться с вами одним из приёмов исследовательской деятельности, но сначала давайте познакомимся!
(Каждый из присутствующих встаёт, называет себя, говорит, чем занимается в свободное время.)
 
3. Вводное анкетирование
 
Вот мы и познакомились. А теперь ответьте на вопрос: любите ли вы пить чай? Какой чай вы обычно предпочитаете?
                   Чёрный обычный –
Чёрный ароматизированный –
Зелёный –
Травяной –
(Помощники подсчитывают результаты анкетирования и записывают их на доске.)
 
4. Блиц-опрос
 
Сейчас мы узнаем, что вам известно о чае?
(Помощники задают вопросы, за правильные ответы участники получают призы - конфеты)
 
1.     Как вы думаете, какое еще слово обозначается в китайском языке тем же иероглифом, что и слово «чай»?
Ответ: «бодрость».
2.     Чай стал любимым напитком на Руси, а до него что предпочитали пить русские люди?
Ответ: рассолы (огуречный, капустный),
морсы, брусничная и вишневая вода,
медовая, квасы и кисели. Сбитень.
3.     Как вы считаете, жители какой страны больше всего любят чай?
Ответ: 1) Англия (4,5 кг в год на одного человека)
 2) Австралия (3 кг)
3) Ирак (2,5)
     4) Марокко (1,8)
 5) Канада (1,5)
 6) Япония (1,5)
   7) Швеция (1,0)
               8) Южная Африка (1,0)
9) США (0,75)
10) Египет (0,5)
11) Россия (0,35)
4. Цветет ли чайный куст?
Ответ: У чайных кустов красивый внешний вид,
чудные белые цветы и нежный аромат,
ботаники относят их к роду
камелии и розы (больше к первому).
5. Сколько лет живет чайный куст (средняя продолжительность)?
Ответ: Многолетнее растение.
Продолжительность жизни в равнинных областях –
50 лет, а на холмах до 70 лет.
6. Существуют сотни, а может быть, и тысячи торговых сортов чая, полученного из единственного, в ботаническом отношении, чайного куста. Весь богатый ассортимент чая сводится к четырем основным видам. Каким?
Ответ: Черный, зеленый, красный и желтый.
 
5. Выступление эксперта об истории чая
 
В настоящее время каждый человек в нашем мире каждый день обязательно пьёт чай. Но совсем не каждый задумывается о его пользе или вреде, от чего зависит качество и вкус чая, ведь на сегодняшний день разновидностей этого продукта более чем достаточно. Чай состоит на 30-50% из экстрактивных, т.е. растворимых в воде частей: это дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты, витамины и пектиновые вещества.
Родиной чайного дерева принято считать Китай. Именно китайцы обратили внимание на способность отвара из листьев оказывать тонизирующее воздействие на организм человека и первыми начали выращивать это растение. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным–давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
Выращивание и изготовление чая в Китае было таким же сек­ретным, как производство шелка, фарфора, бумаги и других китай­ских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монго­лию, Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.
В 1638 году русский царь Михаил Федорович Рома­нов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому Алтан-хану. Тот встретил их с почестями. Во время званого обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Один из послов доносил царю: «Я не знаю, листья   какого дерева или травы; варят их в воде; приливая несколько капель молока, а потом уже пьют, называя это чаем».
Провожая русских посланников, хан подарил царю связки пушнины - соболя, бобра, барса, черный атлас, вышитый золотом и се­ребром, а также 200 пакетов с надписью «Бах-та». «Чай для завар­ки» — так перевели царю эти слова. В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая.
           Вкус и аромат напитка зависят от того, насколько созрели листья, в какое время года собрали урожай, где растет куст. Для изготовления элитных сортов чая используют только бутон и два ближайших к нему листочка. Нижние листья – с третьего по восьмой – подходят для получения низкосортных видов. Другие части растения в производство чая не поступают.
          500 разнообразных сортов чая можно изготовить из листвы одних и тех же кустов, меняя технологию производства.
 Черный чай получается, если листья прошли полный цикл обработки. Если процесс ферментации оборвать на середине, получится красный чай. Он сочетает свойства черного и зеленого.
Зеленый и черный чай производят из одного и того же чайного листа, но по разной технологии, что и определяет их различную биологическую ценность и вкус.
 
6. Методика исследования чая на содержание рутина
А сейчас мы предлагаем вам исследовать чай на содержание в нём витамина Р.
Выступление эксперта о пользе рутина (витамина Р).
       
Чай - сокровищница полезных для человека веществ. В чае присутствует множество витаминов. Основным витамином чая является витамин Р. Витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния. По содержанию витамина Р чай не имеет себе равных в растительном мире. Выпивая 3-4 стакана чая хорошей крепости, мы обеспечиваем свой организм суточной профилактической дозой витамина Р.   
 
Проводится исследование – каждая группа берёт один сорт чая и исследует его на содержание рутина, результаты оформляет в виде цветного листа бумаги, который закрашивается карандашом соответствующего оттенка. У каждой группы получается свой цветной лист.
 
Методика для качественного определения рутина: Для исследования берут несколько видов чёрного и зелёного чая. Работа выполняется в несколько стадий:
1.     берутся навески чая по 2 г каждая;
2.     навески помещаются в химические стаканчики объёмом 100 мл и заливаются кипятком;
3.     чай настаивается в течение 10 минут, затем подвергается химическому исследованию.
   Для обнаружения рутина используется 0,1н раствор хлорного железа, в присутствии которого раствор приобретает изумрудно-зелёную окраску. По интенсивности окраски можно судить о количестве рутина.
 
7. Оформление общего результата по группам:
1гр. – вводная часть
2 гр. – методика
3 гр. – результаты
4 гр. – заключение
От каждой группы выбирается один участник (а всего их будет 4), которым предстоит защита выступления в конце занятия.
 
8. Защита исследовательской работы
(выступление кандидатов от творческих групп)
 
9. Чаепитие
Участникам предлагается чай, помощники одновременно отмечают: какой сорт чая они выбирают, результаты снова записываются на доске, сравниваются с первоначальными.

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Михайловна Максимова

На: Страна чайных фантазий


Молодец Светлана Николаевна, замечательное занятие и тема очень актуальная. Спасибо!
Максимова Т.М.



Фото пользователя Елена Дмитриевна Вахрина

На: Страна чайных фантазий


Светлана Николаевна! Очень интересный мастер - класс. Содержательно, занимательно, научно. Спасибо.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн