Консультация: «Сотрудничество с родителями воспитанников в ДОУ»
Дошкольное образовательное учреждение, осуществляя политику в области образования, в общей стратегии своего развития должна иметь как составляющую стратегию сотрудничества с родителями.
Коренные изменения в образовании, становление обновленных учреждений образования, демократичных, открытых, гуманных, развивающихся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Именно поэтому руководство ДОУ должно иметь ясное представление о стратегии сотрудничества с родителями, ему необходимо обладать концептуальным видением этой проблемы. Деятельность педагогического коллектива должна опираться на систему ключевых идей, соответствующих прогрессивным тенденциям в мировом и отечественном образовании по сотрудничеству ДОУ с родителями, а также пониманию сущностных признаков демократической системы образования, в которой родители воспринимаются субъектами образовательного процесса, активно влияющих на жизнь ДОУ.
Сегодня образовательное учреждение не может быть монополистом, диктовать родителям только свои условия и не считаться с их мнением в любых проблемах жизни учреждения.
Кроме того, ясно, что многие задачи образования ДОУ в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания дошкольников.
Современное расслоение общества провело грань между семьями воспитанников. Знание многообразных особенностей семей воспитанников, их социального положения (социальный паспорт) педагогическим коллективом и руководством ДОУ может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве с родителями, более полно учесть воспитательно- образовательный потенциал семьи.
Стратегия сотрудничества с родителями не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить совместно.
Совершенно очевидно, что нет двух одинаковых ДОУ, детские сады работают в разных условиях, резко отличается окружающая их социокультурная среда, и при сходстве целого ряда проблем некоторые из них могут быть актуальны в большей степени для какого-то одного детского сада. Выбор какой-то одной ведущей проблемы во многом обусловлен местонахождением детского сада.
Независимо от условий, в которых работает ДОУ, во взаимодействии с родителями должна быть определена роль каждого структурного подразделения ДОУ: педагогического совета, методического объединения, методического кабинета, старшего воспитателя, психолога, и т. д.
Стратегия взаимодействия ДОУ и родителей, связанная со способами завоевания детским садом авторитета у родителей заключается в следующем:
- привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность в подходе к ребенку, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о жизни детского сада, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для воспитания своего ребенка, справедливое решение конфликтов.
- На взаимодействие детского сада и родителей чрезвычайно сильно влияет авторитет педагогического коллектива и отдельных педагогов, что определяет репутацию ДОУ в целом.
- Репутация ДОУ определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия с родителями. Формальные, неинтересные собрания родителей, отчитывание родителей - все это имеет серьезные последствия. Напротив, заинтересованное отношение к каждому ребенку, умение заметить даже незначительный успех, сообщить об этом родителям - способствует росту авторитета ДОУ и желания родителей помогать детскому саду.
- Почти в каждом детском саду возникают конфликты с родителями, и от того, как они разрешаются педагогами, зависит авторитет ДОУ. При разрешении конфликтных ситуаций важно прийти к согласию, а не к их усугублению.
- Даже рутинная работа в ДОУ (выдача справок, заполнение документов, влияет на авторитет ДОУ,
- Немалое значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем родителей. Внешнее состояние помещений - это образовательная, развивающая среда ДОУ, и ее состояние может вызвать активное неприятие или, напротив, желание бывать здесь и делать ДОУ еще лучше.
Заведующей трудно быть постоянно « здесь и сейчас». Именно поэтому так важно, чтобы основные направления были тщательно распределены между администраторами ДОУ и в частности закреплены за старшим воспитателем. Старший воспитатель, ответственный за работу с родителями, в идеале должен обладать следующими качествами:
- быть воспитанным, выдержанным, интеллигентным человеком, умеющим находить общий язык с любым родителем. Быть терпимым и терпеливым
- недопустим непререкаемый тон, стремление уличить, а не убедить родителей.
- должен быть образован в области семейного воспитания, родительской педагогики, знать проблемы взаимоотношений ДОУ и семьи.
- должен обладать целостным видением всей жизни ДОУ,
- должен обладать творческими способностями для пробуждения инициативы педагогов, проведения обучения молодых педагогов,
- должен компетентно выступать на родительских собраниях и Дне открытых дверей и т. д.
Функционирование ДОУ невозможно без согласованного разделения ответственности за тот или иной участок работы. Старший воспитатель, ответственный за взаимодействие ДОУ с родителями, должен предпринять следующие шаги:
1.Обсудить с заведующим педагогическую цель взаимодействия.
2. Задачи целесообразно объединить в группы проблем, которые возникают у педагогов в их взаимоотношениях с родителями и выявлены на основании данных, полученных от родителей (анкетирование).
Проблема
Здесь важно выделить те проблемные зоны, в которых необходимо взаимодействие.
Можно увидеть долговременные проблемы от возраста к возрасту.
3. Определить наиболее удачные виды деятельности и формы сотрудничества между ДОУ и семьей, которые удалось выделить в процессе беседы с педагогами.
4. Для компетентного взаимодействия с родителями целесообразно создать консультативную службу, где педагоги могли бы получить советы, рекомендации, консультации, методическую помощь, решая задачи сотрудничества семьи и ДОУ. Сюда кроме старшего воспитателя могут войти опытные воспитатели, психолог, некоторые родители и т. д.
5. Взаимодействие с родителями должно иметь результаты совместной деятельности и включать диагностические методики по оценке результативности этой деятельности.
Естественно, что привлечение родителей к сотрудничеству должно быть адресным и посильным.
Не секрет, что очень часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментальный характер - периодические анкетные опросы, различные акции, праздники, общесадовские собрания, лекции и т. д. Есть смысл организовать более качественное взаимодействие по разным направлениям( результаты диагностики и мониторинга). Помимо традиционных способов диагностики (анкетирование) можно предложить проведение « круглых столов» с родителями, педагогами, на которых будут затрагиваться и выявляться актуальные проблемы жизни ДОУ.
Результатом проведения различных видов диагностики может стать выявление поля проблем в работе, потребностей, активности, а также создания банка идей.
Можно использовать самодиагностику, т. е. изучение педагогами своих ресурсов, возможностей, условий в которых происходит сотрудничество с родителями.
Сюда могут войти, например, такие вопросы:
-Доброжелательны ли вы к родителям?
-Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?
-Легко ли родителям найти кабинет заведующей, медиков и т. д. (есть ли указатели)
Итак, сотрудничество с родителями – это прежде всего общение. Но общение особого рода – оно организуется не по законам педагогики детства, а по законам педагогики взрослых.
|