Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Рождённая в СССР» (урок развития речи в 6 классе, посвящённый 55летию школы № 17 г. Йошкар-Олы)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Полякова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цель, поставленная перед учениками: работа над развитием речи с использованием экспонатов музея.

Цель, поставленная перед учителем: внедрение нового опыта работы школьного музея в учебном процессе.

Учеников в классе: 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Урок не предполагает использовать учебники, это урок в музее, поэтому основной источник - музейные экспонаты

Используемая методическая литература: 

Нет

Используемое оборудование: 

Оборудование: распечатка с тестом; парадная школьная форма для девочки; пионерский галстук; пионерский и комсомольский значки; старые учебники и средства обучения (проигрыватели, калькуляторы, диапроекторы, счёты, перьевые ручки); старые фотографии, на которых изображены ученики школы в различных ситуациях, связанных с обучением в школе и с отдыхом, а также с деятельностью детских организаций; детские игры времён СССР; инструкция для выполнения работы и распечатка с подсказками; словарик.

Используемые ЦОР: 

Нет

Краткое описание: 
<p>Нетрадиционный урок развития речи был проведён в 2015 году в школьном музее с использованием различного рода материала для подготовки командами учащихся сообщения об учебной и воспитательной деятельности школы в советское время. Текст подготовленного на уроке сообщения должен был содержать описание и повествование, а домашнее задание предполагало работу над рассуждением. На уроке была опробована необычная форма работы учеников с приглашёнными на занятие учителями школы, работавшими в данном учреждении со дня открытия, а также с учителями, рождёнными в СССР и хорошо знающими все особенности советского образования. Взрослые консультировали детей по непонятным для них вопросам. Учащиеся получали информацию самостоятельно, изучая экспонаты, справочные материалы, подготовленные учителем-предметником, а также общаясь с консультантами. Весь процесс был основан на соревновательном моменте: лучшая команда, представившая самое интересное, полное и грамотное с точки зрения языковых норм сообщение, получала отличную оценку в полном составе. Домашнее задание предполагало развёрнутый письменный ответ на вопрос: &laquo;Каково было учиться в школе, рождённой в СССР?&raquo; Урок прошёл успешно, получил множество восторженных отзывов от учеников и учителей.</p>

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (должны были вспомнить типы и стили речи).
  3.  

Задание № 1. Определите тип речи  отрывка: «Господа стояли на крыльце и смотрели. Смотрели и с порога людской, даже крестились. А наутро староста залез на крышу господского дома и стал забивать доской слуховое окно».

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Задание № 2. Определите тип речи отрывка: "Солнце и ветер. Весенний свет. Синицы и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи со звоном разлетается. Мелкий березняк в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде ледника. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку. От этого вода замерзает, и сосулька утром растет в толщину".

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Задание № 3. Определите тип речи отрывка: "В образовании звуков принимают участие легкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая и носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга".

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Задание № 4. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст: 
1) Она оказалась меньше всех. 
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. 
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик. 
4) Пятая планета была очень занятная.

  1. 4,2,1,3
  2. 4,1,3,2
  3. 1,3,2,4

Задание № 5. Укажите стиль речи текста: 
"Берестяные грамоты - древнерусские письма и документы 11-15 веков, процарапанные на березовой коре (бересте)".

  1. Художественный
  2. Научный
  3. Официально-деловой

 

  1. Определение темы и постановка цели урока

Слова учителя: «Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы учимся в здании, которое было построено в 1981 году, но самое первое здание школы № 17 торжественно открыли в 1960 году, сейчас это здание Эколого-биологического центра. Это было время существования большого и сильного государства под названием  СССР, то есть нашу школу можно назвать «рождённой в СССР». Поэтому сегодняшний урок в этот юбилейный год мне хотелось бы посвятить не нынешней 55летней российской школе, а той, которая жила в советское время. Мне хотелось бы показать вам, какими были школьники того времени, как они учились, как отдыхали и во что играли, а также   - какими были традиции обычной советской средней школы № 17.

  •  

 В этом вам помогут наши уважаемые гости, которые тоже были рождены в СССР. Они были детьми в интересующее нас время, а некоторые из них уже начинали работать именно в нашей школе. Гости будут вашими консультантами.

Сейчас весь класс мы поделим на три команды и дадим в руки капитану каждой команды материалы для изучения, а так же словарики и инструкции к работе для того, чтобы к концу второго урока у каждой команды было готово выступление, посвящённое одной сфере деятельности школы, рождённой в СССР. Обязательным условием выступления является следующее:

  1. Рассказ должен представлять собою повествование с элементами описания.
  2. Рассказ должен включать в себя демонстрацию экспонатов.
  3. Текст должен быть выстроен правильно с точки зрения речи и логики.
  4. Выступать должны несколько участников команды.
  5. Рассказ будет оценён гостями, которые определят призовые места и поставят оценку за урок всей команде в целом.

Кроме того, из архивов музея вам будут предоставлены экспонаты, которые помогут найти нужную информацию. Экспонаты разрешается брать в руки, примерять, приборы можно включать под присмотром консультантов.

Еще одним источником информации будут являться старые фотографии с надписями-подсказками.

  1. Основная часть
  • Разделение на команды. Первая команда готовит рассказ на тему: «Пионерская и комсомольская организации в школе». Вторая: «Учебный и воспитательный процесс в школе № 17». Третья: «Военно-патриотическая работа в школе № 17»
  • Распределение консультантов. Первая команда – Синушкина Елена Эриковна, завуч школы по УВР, учитель во втором поколении, и Аклина Лариса Никандровна, учитель марийского языка; вторая – Чезганова Людмила Артемьевна, учитель русского языка и литературы, руководитель МО; третья – Юдин Алексей Геннадьевич, учитель биологии и ОБЖ; Богатырева Ирина Владимировна, директор школы № 17 с 2007 года, учитель во втором поколении.
  • Получение экспонатов и материалов.
  • Подготовка к выступлению.
  • Выступление команд.
  • Заключительное выступление жюри. Оценка команд.
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Написать развёрнутый ответ-рассуждение на вопрос: «Каково было учиться в школе, рождённой в СССР?»

 


»  Размещено в сообществах: