Разработка урока . УМК "Планета Знаний" Окружающий мир. 2 класс . "В сосновом лесу"
Submitted by Ольга Юрьевна Коженкова on вс, 25/09/2016 - 16:31
План
1. Оргмомент. 0, 5 мин
2. Минутка календаря: 1,5 мин
а) погода сегодняшнего дня;
б) народный календарь.
3. Проверка домашнего задания: 8мин
а) фронтальная беседа по пройденному материалу;
б) индивидуальный ответ «У лесного озера»;
в) физкультминутка «Растительный и животный мир озера».
4. Изучение нового материала: 20 мин
а) постановка темы и целей урока;
б) условия жизни в сосновом лесу;
в) практическая работа в парах: сравнение веток сосны и ели;
г) знакомство с растениями сосновых лесов:
- работа с учебником;
- практическая работа в группах с гербариями растений;
д) знакомство с животными леса:
- дятел: друг или враг леса?;
- доклад ученика о птицах;
- восстановление фразеологических оборотов;
- роль сосны в жизни животных;
физкультминутка «Посадка сосны».
е) работа с текстом «Сосна- лесная аптека».
5. Закрепление изученного: 7 мин.
1) Ответы на вопросы, требующие применения полученных
знаний в новой ситуации;
2) самостоятельная творческая работа по восстановлению текста о лесе.
6. Итог урока. 2 мин.
7. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя и учащихся
Методические комментарии
1. Орг. момент
- Звонко прозвенел звонок,
Чтоб позвать нас на урок окружающего мира.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что мы сегодня снова все вместе. Глубоко вдохните в себя утреннюю свежесть и теплоту солнечных лучей, а выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство. Сегодня наш маршрут – в лес. Желаю вам новых знаний и открытий!
Положительный настрой на работу.
2. Минутка календаря
а) Погода сегодняшнего дня.
б) Народный календарь.
- Посмотрим, не помешает ли погода нашему походу. Расскажите о погоде по плану и отметьте в календаре погоды :
1. Положение солнца над горизонтом.
2. Температура воздуха.
3. Облачность.
4. Осадки.
5. Направление ветра.
6. Наблюдаемые явления природы.
(Дети по очереди готовят сводку погоды на день.)
- Чем погода сегодняшнего дня отличается от предыдущего?
- Но определить, какая будет погода можно и по народным приметам. Знаете ли вы к чему шумит лес в безветренную погоду?
- К оттепели.
- Скоро будет тепло, потому что уже наступил … (апрель).
- В народном календаре принято называть апрель снегогоном. Почему? (Полностью сходит снег.)
- Какой прогноз можно сделать по апрельским приметам?
Апрель с водою - май с травою.
В апреле мокро — грибное лето.
( В марте выпало много снега, в апреле, во время таяния будет много воды, значит в мае будет много травы, а летом в лесу много грибов.
- Для некоторых из вас лес приготовил подарки (Учитель раздает карточки для индивидуальной работы.)
Карточка №1.(Высокий уровень).
1. Заполни таблицу:
берёзовая роща
ельник
лесное озеро
растения
1
2
1
2
1
2
животные
1
2
1
2
1
2
2. Составь цепи питания лесного озера и елового леса.
Карточка №2.(Средний уровень)
1. Запиши названия растений и животных в нужную часть таблицы: клёст, иволга, кубышка, иван – да- марья, водомерка ,белка, колокольчик, ряска, кислица, майник, жук – плавунец, крот.
берёзовая роща
ельник
лесное озеро
растения
1
2
1
2
1
2
животные
1
2
1
2
1
2
2. Составь цепи питания лесного озера и елового леса: ряска, еловая шишка, щука, куница, плотва. белка.
Карточка №3(Низкий уровень).
1. Запиши названия растений и животных в нужную часть таблицы: клёст, иволга, водомерка , колокольчик, ряска, кислица .
б)индивидуальный ответ (рассказ ученика на тему «У лесного озера»).
- Давайте вспомним, что мы исследовали на прошлом уроке?
(Лесное озеро).
- Какие лесные озёра находятся недалеко от нашего города? (Свято, Дерганово).
–Узнайте, о каких растениях идёт речь:
Любит чистую воду и участвует
в её очищении
Одно из самых маленьких
растений водоёма.
Гибкий стебель наполнен
внутри воздухом.
- Чем отличается ряска от других растений? (Нет листьев)
- Какое из этих растений занесено в Красную книгу?
- Кто приготовил доклад о кубышке? (Ученик делает небольшое сообщение)
- Назови одним словом. (Насекомые).
- Задайте одноклассникам вопросы о насекомых лесного озера.
( Примерные вопросы и ответы детей:
- Какое насекомое называют самым прожорливым хищником планеты? (Стрекоза)
- Кто живёт под водой? (Жук – плавунец)
- Как жук- плавунец приспособился к жизни в воде? ( Задние ноги длинные и плоские, похожи на вёсла.)
- Какое насекомое скользит по поверхности воды?(Водомерка.)
- Почему водомерки не тонут? (Длинные задние ноги покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром)).
- О ком не смогли задать вопрос и почему?
(Не живёт на водоёме).
- А где оно может жить?
- В ходе похода выясним, чьи предположения оказались верными.
- Назовите одним словом. (Птицы).
- Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде?
(Гусь и утка плавают- у них короткие ноги и перепонки на лапах, а аист и цапля ходят- у них длинные ноги.)
- Сравните клювы птиц. (У цапли и аиста длинные клювы, а у утки и гуся короткие.)
-Почему у цапли и журавля длинные клювы? (Чтобы было легче добывать корм в мелкой воде.)
- Давайте посмотрим, какие рисунки рыб, встречающихся в прудах и озёрах вы приготовили. ( Щука, язь, окунь, ерш ,линь, карась, плотва, краснопёрка, густера, верхоплавка. )
- Найдите ошибки в цепях питания?
Ряска – щука-карась
Комар – цапля - лягушка
- Сделайте экологический прогноз: что произойдёт если исчезнут лягушки? (Увеличится количество комаров и мошек и уменьшится количество птиц, например цапель и аистов.)
- Кто попробует обобщить всё, что мы повторили и рассказать о лесном озере от первого лица?
- Оцените прослушанный рассказ о водоёме.
Беседа включает в себя не только репродуктивные, но и проблемные вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся.
– Если я назову растение или животное озера – хлопаем, если другие растения или животные – топаем:
Кислица, ряска, клёст, Иван да марья, жук – плавунец, муравей, купальница, стрекоза, иволга, журавль, кит, плотва.
- Все «жители» лесного озера тесно связаны между собой, давайте не будем нарушать эти взаимосвязи и углубимся в лес.
Способствует не только смене видов, но и повторению изученного.
4. Изучение нового материала
а) Постановка темы и целей урока.
- Верите ли вы, что животные елового леса могут обитать в других лесах?
- Верите ли вы, что одно и тоже растение может расти в любом лесу?
- Верите ли вы, что можно вылечить кашель в лесу?( Дети заносят ответ в таблицу:
1
2
3
- На нашем пути чудесное дерево . Если бы оно могло говорить, то рассказало бы о себе так: «Я очень люблю солнце и потому всегда свои вечнозеленые ветки поднимаю к нему. Меня называют жемчужиной леса.»
- Узнали?
- Конечно, сосна.
- Что вы уже знаете о сосне и сосновых лесах? ( Дети делятся своими знаниями, например: сосна любит солнечный свет, её семена созревают в шишках, в лесу растут грибы и ягоды, водятся медведи , зайцы, лисы, волки, птицы и насекомые и т. д.)
- Как вы думаете, что нам предстоит более подробно исследовать во время похода?
(-Условия жизни в сосновом лесу,
-Растительный мир
-Животный мир.)
- А что ещё бы вы хотели узнать? (Почему сосна – жемчужина леса?)
– Как называют сосновый лес? ( Бор.)
- Вокруг стволы растут прямые,
Закатным солнцем залитые.
Встречает нас сосновый бор. (М. Скребцова)
Использование приёма технологии критического мышления.
Личностное УУД: интерес к теме.
Регулятивное УУД: целеполагание, формирование границ собственного знания и незнания.
Личностное УУД: формирование интереса к поэтическим произведениям.
б) Условия жизни в сосновом лесу.
- Красота и величественность боров вдохновляла не только поэтов и писателей, но художников. Посмотрите, как красив сосновый лес на картинах великого русского художника И. Шишкина. ( Дети смотрят картины «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» , «Сестрорецкий бор», «Сосны, освещённые солнцем» )
- Сравните сосновый и еловый лес. ( В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо. )
- Как вы думаете, почему? ( У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет)
- В чём причина такого расположения ветвей? (Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.)
- Прочитайте 2-ой абзац в учебнике и скажите, подтвердились ли ваши предположения.
- Что нового узнали о сосне? (Внизу кора коричневая, а наверху красная, хвоинки держатся на ветках 2-3 года. )
Личностное УУД: умение видеть красоту.
Познавательные УУД:логические (сравнение, выдвижение гипотез); общеучебные ( поиск необходимой информации в тексте.)
в) Практическая работа в парах: сравнение веток сосны и ели.
-Поработайте в парах. Пользуясь «Таблицей исследователя» сравните ветку сосны и ели, добавив пропущенные линии сравнения. ( Устно.)
Хвоинки ели
Линии сравнения
Хвоинки сосны
На ощупь
Окраска
- Подведите итоги вашей работы.
Хвоинки ели
Линии сравнения
Хвоинки сосны
Короткие хвоинки
Длина
Длинные хвоинки
Колючие
На ощупь
Мягкие
Тёмные
Окраска
Светлые
Крепятся поодиночке близко друг к другу
Расположение
Крепятся парами на небольшом расстоянии
Исследовательский метод.
Познавательные УУД:логические (сравнение, выделение критериев для сравнения.)
Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с собеседником, высказывать свою точку зрения с учётом мнения других.
г) Знакомство с растениями соснового леса.
- Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
(Вс. Рождественский)
- Если в сосновом лесу светло и сухо, то какие растения там будут расти?
(Светолюбивые и засухоустойчивые.)
светолюбивые
Растения соснового леса
засухоустойчивые
- Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете его название, если сложите два слова:
Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток
- Прочитайте 3- ий абзац с. 49 и скажите, почему очиток смог
приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)
Личностное УУД: интерес к поэтическим произведениям.
Познавательное УУД: логическое (умение делать умозаключения.)
Практическая работа в группах с гербариями растений соснового леса.
-А сейчас, юные исследователи, работая в группах с гербариями других растений соснового бора, выясните, какое сходство во внешнем строении они имеют?
1 группа. Рассмотрите растения ястребинку зонтичную и кошачьи лапки.
2 группа. Рассмотрите чернику, бруснику и зимолюбку .
3группа. Рассмотрите вереск и плаун булавовидный.
-Поделитесь с одноклассниками результатами своих исследований.
(1группа: Листья небольшие, узкие.
2групп: Листья мелкие, гладкие на ощупь.
3группа: Листья мелкие, густо покрывают стебли.)
- Сделайте вывод о ещё одном сходстве растений соснового леса. ( У них мелкие листья).
- Чем объяснить такой размер листьев? (Позволяет растениям экономить влагу).
светолюбивые
с мелкими листьями
Растения соснового леса
засухоустойчивые
Исследовательский метод.
Познавательное УУД:сравнение, обобщение.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
д) Знакомство с животными соснового леса.
-Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и прислушайтесь, звук какой птицы слышится отчётливее других?
(Учитель включает запись голосов птиц.)
- Узнали, кто издаёт громкий звук? (Дятел.)
- Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.)
- Почему враг леса?( Пробивает клювом дыры в стволе.)
Дятел
Друг леса Враг леса
-Прочитайте, к какому мнению склоняются авторы учебника. с. 49 .
- Так чего же больше - пользы или вреда приносит дятел лесу?
(Пользы. Питается насекомыми , которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )
- Оказывается дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, пробитые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить.
- А чем дятел достаёт насекомых?
(Длинным и липким языком.)
- Как удерживается на стволе дерева?
(Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)
- Послушайте сообщение и скажите, каких ещё птиц можно увидеть и услышать в бору. (Рассказывает ученик, получивший индивидуальное задание на прошлом уроке:
Сосновые леса охотно посещает кукушка. Здесь она находит богатый корм - гусениц соснового шелкопряда, а также одного из основных, воспитателей ее птенцов, - горихвостку. На высоких соснах строят свои гнёзда хищные птицы - сова, коршун и канюк. Самый заметный из певчих птиц – зяблик. В сосняках обитает и самый крупный дрозд – дрозд-деряба.)
- Назовите хищных птиц.
- Каких ещё птиц соснового бора вы запомнили?
- О ком кроме птиц говорится в тексте? (Гусенице соснового шелкопряда)
- Сможете ли вы теперь назвать место обитания незнакомого насекомого?
( Да. Сосновый лес)
- Гусеницы соснового шелкопряда очень прожорливы. За лето они съедают несколько тысяч хвоинок.
- Догадайтесь, на основе наблюдений человека за какими животными возникли фразеологические обороты:
Голоден как….
- Но на самом деле это умнейшее животное, добычей которого становятся слабые и больные обитатели леса.
Хитёр как … (лиса)
Труслив как … (заяц)
Надулся как … на крупу (мышь)
Колючий как … (ёж)
Вертится как … в колесе (белка)
- Назовите одним словом. (Звери).
- Подумайте, что объединяет белку , глухаря , лося и гаичку, живущих в бору? ( Сосна даёт им корм).
1. Хвоя.
2. Семена сосновых шишек.
3. Сосновые побеги и кора.
- Чем питается белка? Выберите верный, по вашему мнению, вариант ответа . (Семенами сосновых шишек.) (Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.)
- Глухарь? (Хвоей. )
- Лось? (Сосновыми побегами и корой.)
- Гаичка? (Семенами сосновых шишек.)
- Сделайте вывод о роли сосны в жизни животных? (Сосна нужна животным. Одним она даёт приют, о другим – пищу.)
Релаксация.
Проблемный вопрос.
Познавательное УУД: логическое (выдвижение гипотез и их обоснование.)
Познавательное УУД: общеучебное (поиск существенной информации в тексте.)
Познавательное УУД: общеучебное( извлечение необходимой информации из прослушанного текста). Развитие памяти.
Межпредметная связь с русским языком.
Познавательное УУД:логическое(сравнение.)
Познавательное УУД:логическое (обобщение.)
Познавательное УУД:логическое (анализ,обобщение.)
Проблемная ситуация создаётся необходимостью выбора одного из предложенных вариантов ответа. Использование карточек с цифрами как средства обратной связи.
Познавательное УУД:логическое (обобщение.)
е) Физкультминутка.
- Встречаются ли сосновые леса в нашей местности?
- Кто из вас был в бору?
-С какой целью посещали лес? (Отдохнуть, набрать грибов и ягод.)
- Давайте принесём пользу лесу и посадим по маленькой сосёнке.
(Дети наклоняются, чтобы посадить деревце.)
- Наша сосна растёт, растёт и вырастает вот такой вышины!
(Дети медленно встают и поднимают руки вверх.)
- За год высота сосны увеличивается на 50 см. , а за 10 лет? ( На 500 см. или 5 метров.)
- Сломать дерево — секунда, а вырастить — года, не забывайте об этом.
Смена видов деятельности, снятие умственного напряжения.
Личностное УУД: нравственно- этическая ориентация
Межпредметная связь с математикой.
ж) Лекарственное значение сосны.
- А сейчас давайте вдохнём чистого соснового воздуха. Кстати, это особенно полезно делать при насморке и кашле, потому что воздух в сосновом лесу лечебный, так как сосна выделяет вещества, убивающие микробы.
Чтобы узнать какими ещё целебными свойствами обладает это волшебное дерево , прочитайте текст «Сосна –лесная аптека» и дополните схему». Работаем в парах.
(Чай из сосновых почек пьют при кашле. Хвойный напиток богат витамином С. Ванны из сосновой хвои укрепляют сердце. Повреждённая сосна выделяет смолу - живицу. Лесорубы давно подметили способность живицы заживлять раны. Кладут живицу и на больные зубы, чтобы унять боль. Варенье из зелёных сосновых шишек поможет при гриппе и болезнях горла.)
(Дети получают текст и напечатанную таблицу. Учитель чертит таблицу на доске при подготовке к уроку).
Витамин С
варенье
почки
хвоя
живица
ванна
Сосна – лесная аптека.
- Каково же лекарственное значение сосны?
( Из почек заваривают чай и пьют при кашле.
Из хвои принимают ванны при заболеваниях сердца.
Из хвои готовят напиток богатый витамином С.
Смолу –живицу прикладывают к ранам и больным зубам.
Из зелёных шишек варят варенье и употребляют при гриппе и больном горле.)
Релаксация.
Познавательное УУД: общеучебные( поиск и выделение необходимой информации в тексте, моделирование.
Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. )
Познавательное УУД: общеучебное( осознанное построение речевого высказывания в устной форме).
5. Закрепление изученного.
- Подумайте над вопросом № 4 на с. 49.
- Какая из этих сосен выросла на опушке, а какая в чаще леса? Почему?
(Сосна светолюбива. Поэтому дерево, растущее на опушке, наклонилось к свету. Оно ниже у него больше веток. А сосна, растущая в чаще, тянется к свету, она выше, и у неё из – за недостатка света нижние ветви отмирают.)
- Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет?
(Ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенью ели – не может, та как она светолюбива).
- Какое из растений не встретишь в сосновом лесу?(Иван – да- Марья).
- Как догадались?( Большие и сочные листья).
- Чем можно объяснить отсутствие в сосняке растений с большими и сочными листьями? (В сосновом лесу мало влаги и растут засухоустойчивые растения.)
- Кто запомнил названия остальных растений соснового бора?
- Объясните смысл загадки:
Зеленый настой совсем не простой:
Глоток невелик, а болеть не велит.
( Напиток из сосновой хвои содержит много витамина С и защищает организм человека от болезней.)
- Как изменится лес, если не будет волков и дятлов? ( Будет много насекомых вредителей, начнут погибать деревья, будет много больных животных , лес будет обречён на вымирание)
- Восстановите пропущенные звенья в цепях питания:
- Покидая сосновый бор, давайте сделаем для себя вывод. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Кто затрудняется в подборе слов, может воспользоваться карточками – подсказками.
Сосновый лес - _____________семья, в которой все подчиняются законам __________________. Человек ________________вмешиваться в жизнь леса. Лес с его обитателями ________________землю. ________________лесные богатства!
(Карточка- подсказка:
Берегите, дружная, украшает, не должен, природа.)
( Сосновый лес - дружная семья, в которой все подчиняются законам природы. Человек не должен вмешиваться в жизнь леса. Лес с его обитателями украшает землю. Берегите лесные богатства!)
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Прочитаем вместе, что у вас получилось.
- Как нужно беречь лесные богатства - обсудим на следующем уроке.
- Жителям нашего города нужно обязательно сохранить уникальный островок соснового леса. Догадались, о чём я говорю? (О парке.)
- Соснам в нашем парке уже более 100 лет, а создан он был на основе хвойного леса.
Форма работы фронтальная. Частично- поисковый метод.
Детям задаются проблемные вопросы, требующие применения полученных знаний в новых ситуациях.
Дифференциация по степени помощи. ( Помощь даётся в виде карточек- подсказок).Для каждого ученика создаётся ситуация успеха.
Регулятивное УУД: самоконтроль.
Формирование познавательной мотивации на следующий урок.
6. Итог урока
- У каждого на парте лежит сосновая шишка. (Нарисованная.)
- Если вам сегодня понравилось быть исследователями и вы узнали что- то новое, прикрепите шишку на сосну, если нет – под сосну.
- Что нового вы узнали?
- По каким вопросам, заданным мной в начале урока ваше мнение изменилось?
- Сможете ли вы дома рассказать о лекарственном значении сосны?
- Что бы вы ещё хотели узнать о сосновых лесах и сосне?
- Где можно найти ответы на интересующие вопросы? ( В книгах, энциклопедиях, в сети – интернет, спросить у родителей.)
- Почему же сосну называют жемчужиной леса? (Сосна во многом полезна и животным , и человеку.)
Рефлексия учебной деятельности.
ЛичностноеУУД: установление значения результатов деятельности.
Регулятивное УУД: самооценка (осознание уровня усвоения материала).
7. Домашнее задание
- Но у сосны есть и другие названия. Какие? Постарайтесь найти ответ на этот вопрос .
1 и 2 группы (средний и низкий уровень): ( Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Доклад о понравившемся животном или растении соснового леса.
3 группа (высокий уровень). Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Составить кроссворд о растениях и животных леса.
- Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем.
( Учитель выставляет оценки за урок.)
Формирование познавательной мотивации.
Дифференциация по уровню сложности и творчества.
Самоанализ урока
Урок , построенный на основе системно-деятельностного подхода, достиг поставленных целей. Он носил развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме похода в лес. Выбранная структура урока помогла решить поставленные задачи. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались. Активизации познавательной деятельности детей способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (работа с гербарием, самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в парах с гербарием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно, под руководством учителя. Задания на уроке носят проблемный характер и нацелены на развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная ( способ дифференциации менялся – по степени сложности, по объёму). На уроке применялись ТСО. В ходе урока у детей сформировано представление о сосновом боре как о единой семье, где растения и животные взаимосвязаны друг с другом и нарушение этих взаимосвязей приведёт к экологической катастрофе, дети познакомились с лекарственным значением сосны. Материал, используемый на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью.Царила доброжелательная атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».
Литература
1) Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004.
2) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
3) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2012.
4) С. И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.
5) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.