Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Разработка урока . УМК "Планета Знаний" Окружающий мир. 2 класс . "В сосновом лесу"

Submitted by Ольга Юрьевна Коженкова on вс, 25/09/2016 - 16:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коженкова Ольга Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ школа №9 г. о. г. Кулебаки Нижегородской области

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><em>Цель урока: </em></strong></p> <p>Развивать у учащихся личностные, регулятивные , познавательные и коммуникативные УУД давая им возможность получить как можно больше знаний о природе нашей Родины и родного края&nbsp; , используя при этом наиболее эффективные методы, приёмы, средства &nbsp;и формы организации обучения.</p> <p><strong><em>Форма организации урока: </em></strong>урок &ndash; поход в сосновый лес</p>

План

 

1.     Оргмомент.                                                                                                                         0, 5  мин

2.     Минутка календаря:                                                                                                           1,5  мин

а) погода сегодняшнего дня;

б) народный календарь.

3.     Проверка домашнего задания:                                                                                            8мин

а) фронтальная беседа по пройденному материалу;

б) индивидуальный ответ «У лесного озера»;

в) физкультминутка «Растительный и животный мир озера».

4.     Изучение нового материала:                                                                                                20 мин

а) постановка темы и целей  урока;

б) условия жизни в сосновом лесу;

в) практическая работа в парах: сравнение веток сосны и ели;

г) знакомство с растениями сосновых лесов:

- работа с учебником;

               - практическая работа в группах с гербариями растений;

          д) знакомство с животными леса:

               - дятел: друг или враг леса?;

               - доклад ученика о птицах;

               - восстановление фразеологических оборотов;

               - роль сосны в жизни животных;

                 физкультминутка  «Посадка сосны».                                                    

            е) работа с текстом «Сосна- лесная аптека».

  5. Закрепление изученного:                                                                                                       7 мин.

         1) Ответы на вопросы, требующие применения полученных

 знаний в новой ситуации;

         2) самостоятельная творческая работа по восстановлению текста о лесе.

    6. Итог урока.                                                                                                                          2 мин.

    7. Домашнее задание.                                                                                                                  1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Методические комментарии

1.     Орг.   момент

 

      -  Звонко прозвенел звонок,

        Чтоб позвать нас на урок окружающего мира.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и порадуйтесь, что  мы сегодня снова все вместе.  Глубоко вдохните в себя утреннюю свежесть и теплоту солнечных лучей, а выдохните вчерашнюю обиду и  беспокойство.  Сегодня наш маршрут – в лес.  Желаю вам  новых знаний и  открытий!

 

Положительный настрой на работу.

2.      Минутка календаря

 

а)  Погода сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Народный календарь.

 

 

 

 

-  Посмотрим, не помешает ли погода нашему походу. Расскажите о погоде по плану и отметьте в календаре погоды :

1. Положение солнца над горизонтом.

 2. Температура воздуха.

3. Облачность.

4. Осадки.

5. Направление ветра.

6. Наблюдаемые явления природы.

(Дети по очереди готовят сводку погоды на день.)

 

- Чем погода сегодняшнего дня  отличается от предыдущего?

 

 

- Но определить, какая будет погода можно и по народным приметам. Знаете ли вы к чему шумит лес в безветренную погоду?

- К оттепели.

- Скоро будет тепло, потому что уже наступил … (апрель).

- В народном календаре принято называть апрель снегогоном. Почему? (Полностью сходит снег.)

 

- Какой прогноз можно сделать по апрельским приметам?

   Апрель с водою - май с травою.

   В апреле мокро — грибное лето.

( В марте выпало много снега, в апреле, во время таяния будет много воды, значит в мае будет много травы, а летом в лесу много грибов.

 

 

 

- Для некоторых из вас лес приготовил подарки (Учитель раздает карточки для индивидуальной работы.)

 

 

 

Карточка №1. (Высокий уровень).

1.     Заполни таблицу:

 

берёзовая роща

 

ельник

 

лесное озеро

растения

1

2

1

2

1

2

животные

1

2

1

2

1

2

 

2. Составь цепи питания лесного озера и елового леса.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2. (Средний уровень)

1.  Запиши названия растений и животных в нужную часть таблицы: клёст, иволга, кубышка, иван – да- марья, водомерка ,белка, колокольчик, ряска, кислица, майник, жук – плавунец, крот.

 

 

берёзовая роща

 

ельник

 

лесное озеро

растения

1

2

1

2

1

2

животные

1

2

1

2

1

2

 

2. Составь цепи питания лесного озера и елового леса: ряска, еловая шишка,  щука, куница, плотва. белка.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №3(Низкий уровень).

1.  Запиши названия растений и животных в нужную часть таблицы: клёст, иволга,  водомерка , колокольчик, ряска, кислица .

 

 

берёзовая роща

 

ельник

 

лесное озеро

растения

 

 

 

животные

 

 

 

 

2. Составь цепь питания лесного озера: ряска, еловая шишка,  щука, куница, плотва. белка.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивное УУД : планирование.

Познавательное УУД: общеучебное (использование знаково- символических средств.)

 

 

 

 

Познавательное УУД: логическое (сравнение).

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: логическое (анализ.)

 

Регулятивное УУД : прогнозирование.

Познавательное УУД: логическое (установление причинно-следственных связей).

 

 

Индивидуальная работа

дифференцирована по степени сложности и объёму.

Познавательные УУД: логические (анализ, синтез, классификация.)

3.Проверка домашнего задания

 

а) Фронтальная беседа по пройденному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

б)индивидуальный ответ (рассказ ученика на тему «У лесного озера»).

 

- Давайте вспомним, что мы исследовали  на  прошлом уроке?

 (Лесное озеро).

- Какие лесные озёра находятся недалеко от нашего города? (Свято, Дерганово).

–Узнайте, о каких растениях идёт речь:

                                                              

Любит чистую воду и участвует

 в её очищении

 

Одно из самых маленьких

растений водоёма.

 Гибкий стебель наполнен

внутри воздухом.

 

 

- Чем отличается ряска от других растений? (Нет листьев)

-  Какое из этих растений занесено в Красную книгу?

- Кто приготовил доклад о кубышке? (Ученик делает небольшое сообщение)

- Назови одним словом. (Насекомые).

 

 

 

 

 

 

- Задайте одноклассникам вопросы о насекомых лесного озера.

( Примерные вопросы и ответы детей:

- Какое насекомое называют самым прожорливым хищником планеты? (Стрекоза)

- Кто живёт под водой?  (Жук – плавунец)

- Как жук- плавунец  приспособился к жизни в воде?  ( Задние ноги длинные и плоские, похожи на вёсла.)

- Какое насекомое скользит по поверхности воды?(Водомерка.)

- Почему водомерки не тонут? (Длинные задние ноги покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром)).

 

- О ком не смогли задать вопрос и почему?

(Не живёт на водоёме).

- А где оно может жить?

- В ходе похода выясним, чьи предположения оказались верными.

 

- Назовите одним словом. (Птицы).

 

 

 

 

 

- Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде?

 

(Гусь и утка плавают- у них короткие ноги и перепонки на лапах, а аист и цапля ходят- у них длинные ноги.)

 

 

- Сравните клювы птиц. (У цапли и аиста длинные клювы, а у утки и гуся короткие.)

 -Почему у цапли и журавля длинные клювы?  (Что­бы было легче  добывать корм в мелкой воде.)

- Давайте посмотрим, какие рисунки рыб, встречающихся в прудах и озёрах вы приготовили. ( Щука, язь, окунь, ерш ,линь, карась, плотва, краснопёрка, густера, верхоплавка. )

- Найдите ошибки в цепях питания?

Ряска – щука-карась

  Комар – цапля - лягушка    

 

- Сделайте  экологический прогноз:  что произойдёт если исчезнут лягушки? (Увеличится количество комаров и мошек и уменьшится количество птиц, например цапель и аистов.)

 

 

 

 

 

- Кто попробует обобщить всё, что мы повторили и рассказать о лесном озере от первого лица?

- Оцените прослушанный  рассказ о водоёме.

Беседа включает в себя не только репродуктивные, но и проблемные вопросы,  направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Познавательные УУД: логические (обобщение, анализ, сравнение.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативное УУД: умение вести диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: формулирование проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РегулятивноеУУД: контроль.

 

 

Регулятивное УУД: прогнозирование.

Познавательное УУД: логическое (установление причинно-следственных связей.)

 

 

Творческое задание.

Регулятивное УУД: взаимоконтроль.

Познавательное УУД:обобщение.

Физкультминутка.

 

– Если я назову растение или животное озера – хлопаем, если другие растения или животные – топаем:

                Кислица, ряска, клёст, Иван да марья, жук – плавунец, муравей, купальница, стрекоза, иволга, журавль, кит,  плотва.

-  Все «жители» лесного озера тесно связаны между собой, давайте не будем нарушать эти взаимосвязи и углубимся в лес.

                 

 

Способствует не только смене видов, но и повторению изученного.

4. Изучение нового материала

а) Постановка темы и целей урока.

 

- Верите ли вы, что животные елового леса могут обитать в других лесах?

- Верите ли вы, что одно и тоже растение может расти в любом лесу?

- Верите ли вы, что можно вылечить кашель в лесу?( Дети заносят ответ в таблицу:

1

2

3

 

 

 

 

 

 

 

- На нашем пути чудесное дерево . Если бы оно могло говорить, то рассказало бы о себе так: «Я очень люблю  солнце и потому всегда свои вечнозеленые ветки поднимаю  к нему. Меня называют жемчужиной леса.»

- Узнали?

- Конечно, сосна.

 

 

- Что вы уже знаете о сосне и сосновых лесах? ( Дети делятся своими знаниями, например: сосна любит солнечный свет,  её семена созревают в шишках, в лесу растут грибы и ягоды, водятся медведи , зайцы, лисы, волки, птицы и насекомые и т. д.)

- Как вы думаете, что нам предстоит более подробно исследовать во время похода?

(-Условия жизни в сосновом лесу,

-Растительный мир

-Животный мир.)

- А что ещё бы вы хотели узнать? (Почему сосна – жемчужина леса?)

– Как называют сосновый лес?  ( Бор.)

- Вокруг стволы растут прямые,

Закатным солнцем залитые.

Встречает нас сосновый бор. (М. Скребцова)

 

Использование приёма технологии критического мышления.

 

 

Личностное УУД: интерес к теме.

Регулятивное УУД: целеполагание, формирование границ собственного знания и незнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностное УУД: формирование интереса к поэтическим произведениям.

б) Условия жизни в сосновом лесу.

 

-        Красота и величественность боров вдохновляла не только  поэтов и писателей, но художников. Посмотрите, как красив  сосновый лес на картинах великого русского художника  И. Шишкина. ( Дети смотрят картины «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» , «Сестрорецкий бор», «Сосны, освещённые солнцем» )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сравните сосновый и еловый лес. ( В ельнике сумрачно, темно и влажно, а в сосновом лесу светло, просторно и сухо. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, почему? ( У елей ветки расположены по всей длине и не пропускают солнечный свет, а у сосен только на самой верхушке и пропускают солнечный свет)

- В чём причина такого расположения ветвей? (Сосна светолюбива. Её ветки тянутся к свету.)

- Прочитайте 2-ой абзац в учебнике и скажите, подтвердились ли ваши предположения.

 

- Что нового узнали о сосне? (Внизу кора коричневая, а наверху красная, хвоинки держатся на ветках 2-3 года. )

 

Личностное УУД: умение видеть красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:логические (сравнение, выдвижение гипотез); общеучебные ( поиск необходимой информации в тексте.)

в) Практическая работа в парах: сравнение веток сосны и ели.

-Поработайте в парах.  Пользуясь  «Таблицей исследователя» сравните ветку сосны и ели, добавив пропущенные линии сравнения.  ( Устно.)

 

 

 

Хвоинки ели

Линии сравнения

Хвоинки сосны

 

 

 

 

На ощупь

 

 

Окраска

 

 

 

 

 

- Подведите итоги вашей работы.

 

Хвоинки ели

Линии сравнения

Хвоинки сосны

Короткие хвоинки

Длина

Длинные хвоинки

Колючие

На ощупь

Мягкие

Тёмные

Окраска

Светлые

Крепятся поодиночке близко друг к другу

Расположение

Крепятся парами на небольшом расстоянии

 

 

 

Исследовательский метод.

Познавательные УУД:логические (сравнение, выделение критериев для сравнения.)

Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с собеседником, высказывать свою точку зрения с учётом мнения других.

г)   Знакомство с растениями соснового леса.

 

- Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный.

Средь пятен солнечных и строгой тишины.

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

(Вс. Рождественский)

-  Если в сосновом лесу светло и сухо, то какие растения там будут расти?

(Светолюбивые и засухоустойчивые.)

 

светолюбивые

 

 

 

Растения соснового леса

 

засухоустойчивые

 

 

 

- Вот одно из растений соснового леса. Вы разгадаете  его название, если сложите два слова:

Так в старину называли глаза + он идёт по проводам= очи + ток = очиток

 

- Прочитайте 3- ий абзац с. 49 и скажите, почему  очиток смог 

приспособиться к жизни в сосновом лесу? (У него мелкие, но толстые и мясистые листья долго сохраняющие запас воды.)

 

Личностное УУД: интерес к поэтическим произведениям.

 

 

Познавательное УУД: логическое (умение делать умозаключения.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностное УУД: интерес к теме.

Познавательное УУД: логическое (синтез).

 

Проблемный вопрос.

Познавательные УУД: общеучебное (информационный поиск); логическое (анализ.)

 

 

Практическая работа в группах с гербариями  растений соснового леса.

 

 

 

-А сейчас, юные исследователи, работая в группах с гербариями других растений соснового бора, выясните, какое сходство во внешнем строении они имеют?

 

 

1 группа.  Рассмотрите растения ястребинку зонтичную и кошачьи лапки.

 

2 группа. Рассмотрите  чернику, бруснику и  зимолюбку .

 

3группа.  Рассмотрите вереск и плаун булавовидный.

 

-Поделитесь с одноклассниками результатами своих исследований. 

(1группа: Листья  небольшие, узкие.

2групп: Листья мелкие, гладкие на ощупь.

3группа:  Листья мелкие, густо покрывают стебли.)

 

- Сделайте вывод о ещё одном сходстве растений соснового леса. ( У них мелкие листья).

- Чем объяснить такой размер листьев? (Позволяет растениям экономить влагу).

 

 

 

 

светолюбивые

 

с мелкими листьями

 

Растения соснового леса

 

засухоустойчивые

 

 

 

 

 Исследовательский метод.

Познавательное УУД:сравнение, обобщение.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

д) Знакомство с животными соснового леса.

 

-Приятно в сосновом лесу насладиться пением птиц.  Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и прислушайтесь, звук какой птицы слышится отчётливее других?

 (Учитель включает запись голосов птиц.)

- Узнали, кто издаёт громкий  звук? (Дятел.)

- Давайте порассуждаем: дятел друг или враг леса? Почему дятла  можно назвать другом леса? (Уничтожает насекомых вредителей.)

- Почему враг леса?( Пробивает клювом дыры в стволе.)

 

                                         Дятел

 

 

 

                  Друг леса                      Враг леса

 

 

 

-Прочитайте, к какому мнению склоняются  авторы учебника.  с. 49 .

 

- Так  чего же больше -  пользы или вреда приносит дятел лесу?

(Пользы. Питается насекомыми , которые живут под корой дерева и разрушают ствол. )

- Оказывается дятел долбит только больное дерево. Благодаря неустанному труду по освобождению деревьев от паразитов дятел заслужил почетное звание санитара леса, а дыры, проби­тые птицей в стволе, затягиваются смолой, и сосна продолжает жить.

- А чем дятел достаёт насекомых?

(Длинным и липким языком.)

-  Как  удерживается на стволе дерева?

(Вонзается когтями в кору и опирается на жёсткий хвост.)

 

- Послушайте сообщение и скажите, каких ещё птиц можно увидеть и услышать в бору.  (Рассказывает ученик, получивший индивидуальное задание на прошлом уроке:

Сосновые леса охотно посещает кукушка. Здесь она находит богатый корм - гусениц соснового шелкопряда, а также одного из основных, воспитателей ее птенцов, - горихвостку. На высоких соснах строят свои гнёзда хищные птицы  -  сова, коршун и канюк. Самый заметный из певчих птиц – зяблик. В сосняках обитает и  самый крупный дрозд – дрозд-деряба.) 

 

- Назовите хищных птиц.

- Каких ещё  птиц соснового бора вы запомнили?

- О ком кроме птиц говорится в тексте? (Гусенице соснового шелкопряда)

-  Сможете ли вы теперь назвать место обитания незнакомого насекомого? 

 

 

 

 

( Да. Сосновый лес)

 

- Гусеницы соснового шелкопряда очень  прожорливы. За лето они съедают несколько тысяч хвоинок.

 

- Догадайтесь, на основе наблюдений человека за какими  животными возникли фразеологические обороты:

Голоден как….

-  Но на самом деле это умнейшее животное, добычей которого становятся слабые и больные обитатели леса.

Хитёр как …                                (лиса)
Труслив как …                           (заяц)
Надулся как … на крупу           (мышь)
Колючий как …                         (ёж)

Вертится как  …  в колесе       (белка)

 

 

- Назовите одним словом. (Звери).

 

 

 

 

 

- Подумайте, что объединяет  белку , глухаря ,  лося и гаичку, живущих  в бору?   ( Сосна даёт им корм).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Хвоя.

2. Семена сосновых шишек.

3. Сосновые побеги и кора.

 

- Чем питается белка? Выберите верный,  по вашему мнению,  вариант ответа . (Семенами сосновых шишек.) (Дети поднимают карточку с соответствующей цифрой.)

- Глухарь?  (Хвоей. )

- Лось? (Сосновыми побегами и корой.)

- Гаичка? (Семенами сосновых шишек.)

 

 

 

 

 

 

- Сделайте вывод о роли сосны в жизни животных?  (Сосна нужна животным.  Одним она даёт приют, о другим – пищу.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация.

 

 

 

 

Проблемный вопрос.

Познавательное УУД: логическое (выдвижение гипотез и их обоснование.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: общеучебное (поиск существенной информации в тексте.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: общеучебное( извлечение необходимой информации из прослушанного текста). Развитие памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметная связь с русским языком.

Познавательное УУД:логическое(сравнение.)

 

 

 

Познавательное УУД:логическое (обобщение.)

 

 

Познавательное УУД:логическое (анализ,обобщение.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация создаётся необходимостью выбора одного из предложенных вариантов ответа. Использование карточек с цифрами как средства обратной связи.

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД:логическое (обобщение.)

 

е)      Физкультминутка.

 

- Встречаются ли сосновые леса в нашей местности?

- Кто из вас был в бору?

-С какой целью посещали лес? (Отдохнуть, набрать грибов и ягод.)

- Давайте принесём пользу лесу  и посадим по маленькой сосёнке.

(Дети наклоняются, чтобы посадить деревце.)

- Наша сосна растёт, растёт и вырастает вот такой вышины!

(Дети медленно встают и поднимают руки вверх.)

- За год высота сосны увеличивается на 50 см. , а  за 10 лет? ( На 500 см. или 5 метров.)

- Сломать дерево — секунда, а вырастить — года, не забывайте об этом.

 

 

 

Смена видов деятельности, снятие умственного напряжения.

Личностное УУД: нравственно- этическая ориентация

Межпредметная связь с математикой.

ж)  Лекарственное значение сосны.

 

 

- А сейчас давайте вдохнём чистого соснового воздуха. Кстати, это особенно полезно делать при насморке и кашле, потому что воздух в сосновом лесу лечебный, так как сосна выделяет вещества, убивающие микробы.

 

 

 Чтобы узнать какими ещё целебными свойствами обладает это волшебное дерево , прочитайте текст «Сосна –лесная аптека» и дополните схему». Работаем в парах.

 

(Чай  из сосновых почек пьют при кашле. Хвойный напиток богат витамином С. Ванны из сосновой хвои укрепляют сердце. Повреждённая сосна выделяет смолу - живицу. Лесорубы давно подметили способность живицы заживлять раны. Кладут  живицу и на больные зубы, чтобы унять боль. Варенье из зелёных сосновых шишек поможет при гриппе и болезнях горла.)

(Дети получают текст и напечатанную таблицу. Учитель чертит таблицу на доске при подготовке к уроку).

 

Витамин С

 

 

 

 

 

 

варенье

 

 

 

 

 

почки

 

хвоя

 

живица

 

 

ванна

 

 

 

Сосна – лесная аптека.

- Каково же лекарственное значение сосны?

( Из почек заваривают чай и пьют при кашле.

Из хвои принимают ванны при заболеваниях сердца.

Из хвои готовят напиток богатый витамином С.

Смолу –живицу прикладывают к ранам и больным зубам.

Из зелёных шишек варят варенье и употребляют при гриппе и больном горле.)

 

Релаксация.

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: общеучебные( поиск и выделение необходимой информации в тексте, моделирование.  

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: общеучебное( осознанное построение речевого  высказывания в устной форме).

 

     5. Закрепление изученного.

 

 

-  Подумайте над  вопросом № 4 на с. 49.

- Какая из этих сосен выросла на опушке, а какая в чаще леса? Почему?

(Сосна светолюбива. Поэтому дерево, растущее на опушке,  наклонилось к  свету. Оно ниже у него больше веток. А сосна, растущая в чаще,  тянется к свету, она выше,  и у неё из – за недостатка света  нижние ветви отмирают.)

 

-  Почему под соснами можно увидеть молодые ели, а под елями сосенок нет?

(Ель – теневыносливое растение, может жить под соснами, а сосна под тенью ели – не может, та как  она светолюбива).

 

 

 

 

 

 

-  Какое из растений не встретишь в  сосновом лесу?(Иван – да- Марья).

- Как догадались?( Большие и сочные листья).

- Чем можно объяснить отсутствие в сосняке растений с большими и сочными листьями? (В сосновом лесу мало влаги и растут засухоустойчивые растения.)

- Кто запомнил названия остальных  растений соснового бора?

 

-  Объясните смысл загадки:

         Зеленый настой совсем не простой:

         Глоток невелик, а болеть не велит.

( Напиток из сосновой хвои содержит много витамина С и защищает организм человека от болезней.)

 

 

-  Как изменится лес, если не будет волков и дятлов? ( Будет много насекомых вредителей,  начнут погибать деревья, будет много больных животных , лес будет обречён на вымирание)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Восстановите пропущенные звенья в цепях  питания: 

 

 

……………………. ---мышь --- ……………

 

сосновые побеги--- ……………. --- …………………

 

  …………….. --- …………….. - кукушка                    

 

( Например: Семена сосны- мышь – сова, сосновые побеги - лось – волк, хвоя – гусеница шелкопряда - кукушка)

 

 

- Покидая сосновый бор, давайте сделаем для себя вывод. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Кто затрудняется в подборе слов, может воспользоваться карточками – подсказками.

 

Сосновый лес - _____________семья, в которой все подчиняются законам  __________________.  Человек ________________вмешиваться в жизнь леса. Лес с его обитателями ________________землю. ________________лесные богатства!

 

 

(Карточка- подсказка:

Берегите, дружная, украшает, не должен, природа.)

 

 

( Сосновый лес - дружная семья, в которой все подчиняются законам  природы.  Человек не должен вмешиваться в жизнь леса. Лес с его обитателями украшает землю. Берегите лесные богатства!)

 

- Проверьте правильность выполнения задания.

 

 

- Прочитаем вместе, что у вас получилось.

 

- Как нужно беречь лесные богатства -  обсудим на следующем уроке.

 

- Жителям нашего города нужно обязательно сохранить уникальный островок  соснового леса. Догадались, о чём я говорю? (О парке.)

- Соснам в нашем парке уже более 100 лет, а создан он был на основе хвойного леса.

 

 

Форма работы фронтальная. Частично- поисковый метод.

Детям задаются проблемные вопросы, требующие применения полученных знаний в новых ситуациях.

Познавательное УУД: логическое ( анализ, построение логической цепи рассуждения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивное УУД: прогнозирование.

Познавательное УУД: логическое - установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

Познавательное УУД:логическое( анализ и синтез).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное УУД: общеучебное (смысловое чтение ,  творческое и осознанное дополнение текста.)

Дифференциация по степени помощи. ( Помощь даётся в виде карточек- подсказок).Для каждого ученика создаётся ситуация успеха.

 

 

 

 

 

Регулятивное УУД: самоконтроль.

 

 

 

Формирование познавательной мотивации на следующий урок.  

 

 

 

 

 

6. Итог урока

 

- У каждого на парте лежит сосновая шишка. (Нарисованная.)

- Если вам сегодня понравилось быть исследователями и вы узнали что- то новое, прикрепите шишку на сосну, если нет – под сосну.

-       Что нового вы узнали?

- По каким вопросам, заданным мной в начале урока ваше мнение изменилось?

 

-       Сможете ли вы дома рассказать о лекарственном значении сосны?

 

 

-       Что бы вы ещё хотели узнать о сосновых лесах и сосне?

-       Где можно найти ответы на интересующие вопросы? ( В книгах, энциклопедиях, в сети – интернет, спросить у родителей.)

- Почему же сосну называют жемчужиной леса? (Сосна во многом полезна и животным , и человеку.)

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности.

ЛичностноеУУД: установление значения результатов деятельности.

 

 

 

Регулятивное УУД: самооценка (осознание уровня усвоения материала).  

7. Домашнее задание

 

    - Но у сосны есть и другие названия. Какие?  Постарайтесь найти ответ на этот вопрос .

1 и 2 группы  (средний и низкий уровень): ( Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Доклад о понравившемся животном или растении соснового леса.

3 группа  (высокий уровень).  Стр. 48-49 – пересказ, ответить на вопросы. Составить кроссворд о растениях и  животных леса.

 

 

- Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем.

 (  Учитель выставляет оценки за урок.)

 

 

Формирование познавательной мотивации.

Дифференциация по уровню сложности и творчества.

 

 

 

Самоанализ урока

 

   Урок , построенный на основе системно-деятельностного подхода, достиг поставленных целей. Он носил развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме похода в лес. Выбранная структура урока помогла решить поставленные задачи.  Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались. Активизации познавательной деятельности детей  способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (работа с гербарием, самостоятельная работа), а также исследовательский метод изучения нового материала (работа в парах с гербарием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно,  под руководством учителя. Задания на уроке  носят проблемный характер  и нацелены на развитие  УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.  Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, дифференцированная ( способ дифференциации менялся – по степени сложности, по объёму). На уроке применялись ТСО. В ходе урока у детей сформировано представление о сосновом боре как о единой семье, где растения и животные взаимосвязаны друг с другом и нарушение этих взаимосвязей приведёт к экологической катастрофе, дети познакомились с лекарственным значением сосны.   Материал, используемый на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью.Царила доброжелательная атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1) Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. М.: ВАКО, 2004.

2) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

3) Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Обучение во 2 классе по учеб­нику «Окружающий мир». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель, 2012.

4) С.  И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.

5) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.

 

Интернет источники

http://images.yandex.

yandex. ru  википедия

http://www.1000listnik.ru/lekarstvennie-travi/17/207-sosna-obyknovennaya.html


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн