Вы не зарегистрированы

Авторизация



Большое плаванье в мире слов

Submitted by Любовь Михайловна Бородинова on Tue, 04/10/2016 - 21:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уварова Ю.В.
Место работы, должность: 

МОУ Каменниковская СОШ Рыбинского МР, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

знакомство со словарями, как одним из видов справочной литературы

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Быстрова Е.А. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособ.дляучащ-ся нац. школ / Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанский. – Л.: Просвещение, 1984. – 271с.

2.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. / Крысин Л.П. – М.: Эксмо, 2010. – 994 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова./С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд-е.- М.:Азбуковник, 1999. – 944с.

4. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов /АНН СССР. Ин-т рус.яз. / под.ред. С.Г. Бархударова. – 28-е изд-е. – М.: Рус.яз., 1990. – 397с.

Используемая методическая литература: 

1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практ. пособие/сост. В.Г.валькова. – 3-е изд. Перераб и доп. – М.: Кн.палата, 1989. – 216с.

2. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б.Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336 с.

3. Словари - наши добрые помощники. profistart.ru›ps/blog/3198.html

4. «А где хранят Вселенную?» festival.1september.ru

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентаций, выставка лингвистических словарей (С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка», М. Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка», В. П. Жуков, А. В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка» и др.);

плакаты с высказываниями писателей и поэтов о словарях:

«Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка» М.Волошин,

«Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпчатая повесть» С. Маршак,

«Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» А. Франс.

Используемые ЦОР: 

-

Краткое описание: 
<p>-</p>

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в очень интересное путешествие. В какое? Мы сейчас и узнаем.

Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.


 
На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: "Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

 

Век заедать, век заживать чужой..."

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

 

2. Определение цели урока и задач.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Да, о словарях. А зачем нам нужны словари?

- А как вы думаете, когда появился первый словарь? (Словари появились давно. В первом печатном словаре 1596 года «Лексисе» было всего 1061 слово. В словаре 1627 г. -7 000. В конце XVIII века в «Словаре Академии Российской – 42 257 слов. В словаре В.И.Даля -200 000 слов. Самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает 120 000 слов).

Словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.

И мы сегодня осуществим путешествие в мир словарей.

 

3. Знакомство с лингвистическими словарями.

- А теперь попробуйте угадать, с какими словарями мы сегодня познакомимся. Я буду читать небольшие высказывания, а вы обращайте внимание на лексику, которая преобладает в этих отрывках.

1. Не перехолив мосек своих, барыня ни есть, ни спать не станет. Что обозначает первый глагол из этого предложения? К какому словарю придется обратиться? (Толковый словарь)

 

2. Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки по коже, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки. Чем отличается этот текст?  В каком словаре хранятся фразеологизмы? (Фразеологический словарь).

 

3. Одни люди говорят свёкла, а другие – свекла. Как тут не растеряться без специального словаря. А какого? (Орфоэпический словарь)

4. Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами.  На использовании каких лексических единиц построено предложение? (Словарь синонимов)

 

5. Утром я проснулся поздно, не услышал звонок будильника. Только открыл глаза, слышу голос: «Еще рано». Хочу встать, а кто-то невидимый говорит: «Ложись». Стал одеваться, а он все твердит: «Раздевайся». С трудом пересилил этот голос и выбежал на улицу. Пошел по тротуару шагом. А он опять не отпускает, шепчет: «Бегом». Спасибо и на этом, а то бы я точно опоздал на урок. Какие лексические единицы встретились в этом тексте? Какой словарь поможет нам верно подобрать антонимы? (Словарь антонимов).

 

6. Редкие фолианты библиотаф хранил на дальних стеллажах. Каких слов много в этом предложении? В каком словаре можно найти их значение? (Словарь иностранных слов).

 

-Итак, мы отправляемся в путешествие по миру словарей на большом корабле «Лингвистка». Мы будем причаливать к островам, на которых правят словари. Они расскажут о себе и предложат вам свои задания. Класс делится на 3 группы.

Но сначала послушайте одну историю.

В метро ехал человек, увлечённо читая какую-то книгу. Время от времени он удивлённо восклицал:

-Неужели?!

- Вот это да!

- Гм…

- Так-так…

- Точно!

- Изумительно!

- Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, сосед спросил:

- Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги, это был…орфографический словарь.

Первый остров – владения  Орфографического словаря.

 Орфографический словарь::

- Я - орфографический словарь.

Со мною дружит млад и стар.

Я подскажу вам всем, друзья,

Как пишутся слова.

Чтоб проверить знания,

Выполни задания.

Задание «Эстафета»: Кто быстро и правильно найдет и исправит все ошибки.

Шопот, ропкое дыханье,

Трели салавья,

Сиребро и калыханье

Соногоручъя.

 

- А зачем нам нужен орфографический словарь?

- Верно, для того,  чтобы правильно написать то  или иное слово, нам необходимо обратиться к орфографическому словарю.  Название этого словаря происходит от греческого слова «Орфо» - правильно, «графо» - пишу. Без этого словаря не обойтись ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно.

  А мы отправляемся дальше. И вот перед нами новый остров.

 

(Театрализация). Ученик (читает). В современных эхолотах используют ультразвук, который распространяется в воде со скоростью 1500м в секунду. Эхолот, эхолот….да что же это такое? В учебнике смотрел, нет этого слова.

Ученик (обращается к маме по телефону) Мама, привет! У меня тут в параграфе по физике слово «эхолот», ты не знаешь что это такое?... Нет, не знаешь… И я не знаю. Да, сейчас позвоню Витьке.

(Звонит по телефону)

Ученик. Витя, привет! Ты читал физику? Нет? Открой параграф 87, там слово такое, «эхолот», ты знаешь, что оно значит? Не знаешь? А что ты вообще знаешь? Кому позвонить? Далю? Какому Далю? Ребята, а вы знаете кто такой Даль? (ответы учащихся)

- Итак,  если вам необходимо узнать значение слова, например, «Эхолот», то поможет вам толковый словарь. Мы на острове Толкового словаря.

Толковый словарь объясняет значения слов и их употребление.Самый знаменитый толковый словарь – «Словарь живого великорусского языка». В этом словаре около 200000 слов, а собрал их вместе и объяснил один человек – Владимир Иванович Даль еще в 19 век. Над созданием этого труда он работал около 50 лет.

В жизни мы пользуемся и другим известным нам словарем «Толковым словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Свой словарь он вместе с группой ученых лингвистов создавал в годы Великой Отечественной войны. Первый том этого словаря вышел в 1949 году. Словарь этот перенес 18 изданий, пополняясь каждый раз всё новыми словами.

Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование, значения каждого слова расположены они также в алфавитном порядке.  Как вы считаете, какой словарь написать труднее: орфографический или толковый? Почему? (Ответы учащихся).

Задание «Самый быстрый».Кто быстреенайдет в толковом словаре Ожегова слово «Эхолот».

Задание «Самый внимательный». Найдите в словаре В. Даля  толкования слов: клёвый, вежа, мостильщик.

Задание «Эрудит». Раскройте значение выделенных слов, пользуясь словарем и В.Даля, и С.Ожегова. Сравните найденные словарные статьи.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние,достоинство, совесть. (В. Костомаров).

-Итак, в путь!

- Сегодня я встретила одного из учеников нашей школы,  он был очень веселый. Я его спросила: «Почему он такой веселый?». Он ответил: «После неподготовленного домашнего задания по математике, я вышел «сухим из воды». Как вы это понимаете? А есть ли такой словарь, который может объяснить фразеологизм?

Мы на острове, которым правит Фразеологический словарь.

Фразеологический словарь

- Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Фразеологизм неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица. В моем словаре собраны и объясняются фразеологизмы, содержатся сведения не только о значении фразеологизма, но также о его стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске, приводятся примеры его употребления в произведениях классической и современной русской литературы. В словарной статье также размещена информация о синонимах и антонимах к данному фразеологизму.

Задание «Знаток». Назовите фразеологизмы со словом ВОДА. Какая группа вспомнит их больше?

Задание «Веселая живопись». Отгадайте фразеологизмы, изображенные на  рисунках.

Задание «Больше дела – меньше слов». Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

Яблоку негде упасть (тесно)

Хоть глаз выколи (темно)

Хоть пруд пруди (много)

Кот наплакал (мало);

Не успел оглянуться (быстро)

В час по чайной ложке (медленно)

Ни свет, ни заря (рано);      

Рукой подать (близко);

Из рук вон (плохо).

Задание «Следствие вели…». Найдите в тексте все фразеологические обороты.

Однажды меня и моего младшего брата пригласили на рыбалку. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали дядю Юру. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от  обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

 

- Отлично справившись и с этими заданиями, мы можем смело отправляться в дальнейший путь.

Что я слышу: «феномен», «кёрлинг», «маэстро», «термин». На какой остров мы причалили?

Словарь иностранных слов:

- Я - словарь иностранных слов,

Имею в арсенале 20 000 слов.

Расскажу о словах заморских,

Знакомых и привычных,

О тех, что в наш пришли язык

И остались в нём навек.

 

При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Кто-то пришел в наш язык очень давно, и мы считаем их уже своими, а кто-то совсем недавно. Я выдаю справку о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении.

У меня для вас есть несколько заданий.

Задание«Справочное бюро».1. Заменитеиноязычные слова русскими.

А) При проверке было выявлено немало дефектов( недостатков).

Б) Мы гордимся нашим голкипером (вратарем).

В) Терапевт прописал пациенту инъекции (уколы).

 

2. В предложениях замените подчеркнутые словосочетания и слова заимствованным словом.

А) Старший брат получил документ, подтверждающий окончание средней школы (аттестат).

Б)Он пишет воспоминания о прошлых событиях (мемуары).

В) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (тир).

 

3. Найдите соответствие слов:

Резюме – краткий вывод из сказанного написанного.

Авантитул – начальная страница книги, расположенная перед титульным листом книги.

Фронтиспис – рисунок, портрет или лица, которому посвящена книга, помещаемый слева от титульного листа.

- Молодцы. Вы хорошо справились с моими заданиями. Спасибо.

 

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

 

-Капитан нашего корабля взял с собой карту, компас и каталОг или катАлог?

Кто правит островом, к которому мы приплыли?Орфоэпический словарь.

Орфоэпический словарь:  я  словарь, отражающий орфоэпическуюнорму, то есть современное литературное произношение и ударение.

Задание «Диктор».

Расставь ударения, произнеси правильно:

агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

 

 

Как много с ним канители,

«Бураны, вьюги и метели –

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума,

Деревья скрыла седина,

И наступила …

- Какое лексическое значение имеют однородные члены, встретившиеся в первых 3 строках отрывка. (Они синонимичны). На остров какого словаря мы попали? 

 

Словарь синонимов

- Я - словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Словарь ребят беден. Особенно режет слух повторение слов сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил писатель Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь прошу выполнить мои задания.

 

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 слов. А сколько назовете вы?

(одолеть, разбить, разгромить, раздавить, перебороть, осилить, побить, сломать, побороть, расколошматить, поразить, повергнуть, нокаутировать, выиграть).

 

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

 

Задание 3«Кто больше».Подбери синонимы к словам:

Грустить, известить, пугаться.

 

А теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь (НИЗКО) .

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь (БЛИЗКО) .

Скажу тебе я ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты (НАШЁЛ) .

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты (ХРАБРЕЦ) .

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай, (КОНЕЦ) .

- На каком же острове мы находимся? Кто им правит?

Словарь антонимов:

- Я – словарь антонимов. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. На противопоставлении построены многие пословицы ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь; Корень учения горек, а плоды его сладки), загадки (Зимой и летом одним цветом; День и ночь не устаю, на одной ноге стою).

 

Задание 1.Найдите и подчеркните  антонимы в пословицах.

Сытый голодному не товарищ.

Меньше говори, да больше делай.

Поменьше говори, побольше услышишь.

Худой мир лучше доброй драки.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Легко взять, да трудно отдать.

 

Задание 2. Подберите антонимы к словам:

Отдавать –

Поздний -

Скучный –

Уменьшить -

Праздник –

Мириться -

Тяжелый –

Исчезать -

 

4.Рефлексия.

Это так, а не иначе!

Ты мне, друг мой, не перечь!

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Исчезает в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетке,

Гибнут  в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда

 В быт обыденный верни,

Чтобы речь -  родное чудо

Не скуднела в наши дни.

- Вот и подошло к концу наше интересное путешествие по островам Словарей. Сегодня мы с вами поговорили об очень немногих словарях. Семья их огромна. Помощь, которую они приносят людям, неоценима. Давайте прощаться с нашими гостями, но знайте, что наши верные помощники – словари – готовы прийти на выручку в любое время.

- Да здравствует Русской речи Государь по прозванию Словарь!

О роли словарей в жизни человека сказано хороших слов очень многими известными людьми. Как понимаете вы слова, которые взяты эпиграфом к нашему уроку? (работа с эпиграфами)

  -Полезен ли был урок?

  - Чему научились?

  - Пригодятся ли вам  полученные знания?

5. Домашнее задание.

- Составить один из несуществующих словарей (объемом 15-20 слов). Тематика словарей может быть самая разнообразная:

1) словарь моих любимых слов,

2) словарь самых главных слов,

3) словарь добрых слов,

4) школьный словарь и т.д.

Словарик может быть научным, деловым, юмористическим.

 

(На партах учащихся лежат формы человечков.). Ребята, на нашей карте остались 3 острова  с интересными названиями: «Все в туман», «Ни в зуб ногой», «Светлая голова». А на партах у вас лежат человечки. Я вам предлагаю заселить ваших человечков на эти острова, основываясь на том, с каким чувством вы покидаете это  класс.

На этом наше путешествие заканчивается, до новых встреч. Новых вам открытий!

 

 


Прикрепленный файлSize
Конспект урока.docx62.37 KB

»  Размещено в сообществах: