Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие мышления у дошкольников через наблюдения в природе

Submitted by Ирина Васильевна Журавлева on Tue, 04/10/2016 - 22:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Растрепина Лариса Вениаминовна
Место работы, должность: 

МАДОУ детский сад № 41 г. Балаково Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>В статье раскрыто значение наблюдений в природе для развития мышления детей</p>

Консультация для родителей

 

«Развитие мышления у дошкольников через наблюдения в природе»

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание. Для того чтобы процесс был успешным, необходимо обеспечить детям такие условия, при которых дети будут проявлять самостоятельность и инициативу в выборе материалов, объектов наблюдения. Построение наблюдения в природе должно строиться на основе взаимодействия взрослого и детей.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить их замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

 меньше учите, больше делитесь;

  - поощряйте поисковую активность детей;

  - активизируйте внимание ребёнка;

   - учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе;

   - знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным;

      Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Дети средней группы выполняют длительные наблюдения под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.

Наблюдение может быть организованно и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли (почвы) в цветочных горшках определить необходимость поливки и т.п.). Этот вид наблюдения предполагает наличия у детей и некоторых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. В ходе наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать. 

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, условно можно разделить на три типа:

  • нацеливающее внимание, требующее констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);
  • активизирующее, требующее сравнения, сопоставления, различения, обобщения;
  • стимулирующее творческое воображение, побуждающее к самостоятельным выводам и рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове. Например, на первой экскурсии в парк (старшая группа) воспитатель задаёт вопросы: «Какие полевые растения вы знаете? У каких растений жёлтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете?» и т.п. Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим.

Так, на повторной экскурсии в парк педагог предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в прошлый раз, затем рассказать, каким парк стал теперь, что в нём изменилось.

Вопросы третьего типа, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в парке педагог может задать детям вопрос: «Как вы думаете, где светлее - в лиственном или хвойном лесу и почему?»

Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём может быть применён в наблюдениях с детьми в старших и подготовительных к школе группах. Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь, память, внимание и закладывает надёжную основу для формирования материалистического миропонимания.

 Список используемой литературы:

  1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. –56 с.
  2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. — Москва : "Просвещение", 1980. – 369с.
  3. Иванова, А. И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — Москва : ТЦ Сфера, 2004

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн