Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Submitted by Оксана Николаевна Баяшкина on Sat, 08/10/2016 - 11:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баяшкина Оксана Николаевна
Место работы, должность: 

МБУ ДО "Центр детского творчества" педагог-психолог

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>1.<strong>Пояснительная записка</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений, ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.</p> <p>Дошкольное детство &ndash; период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В дошкольном детстве появляется сложность представлений о жизненном мире, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу представлений жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость представлений о сложности и трудности мира.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В дошкольном возрасте в современных социальных условиях появляется много случаев детей с диагнозами: ОНР и дизартрия, нарушениями: билингвизма. Это может влиять на психическое развитие детей, в интеллектуальной, эмоциональной сфере и поведенческой сферах.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp; Комплексная психолого-педагогическая задача дошкольного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по дошкольным дисциплинам, но и сформировать у воспитанников представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечит усвоение конкретного предметно-учебного содержания. ( Эльконин Д. Б. Психология игры. &mdash; М., 1978.)</p> <p>В последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития и в большей степени в основании нарушений психического развития является педагогическая запущенность и детско-родительские отношения. Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; С обучающимися проводится диагностика психического развития у детей в возрасте 5-6-ти лет, направленная на выявление уровня развития логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. После чего уже проводятся индивидуальные коррекционно &ndash; развивающие занятия.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Направленность программы:&nbsp; </strong></p> <p>программа направлена на профилактику проявлений различных форм дошкольной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения программным материалом.</p> <p><strong>Актуальность программы:</strong></p> <p>&nbsp;&nbsp; в последнее время отмечается увеличение числа детей с трудностями в усвоении нового материала, создаваемыми недостаточным уровнем их познавательного и личностного развития . Поэтому оказание действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время становится особенно актуальной задачей.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Цель</strong>: Создание условий для полноценного психического и личностного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Задачи:</strong></p> <p>1. Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребёнка.</p> <p>&nbsp;</p> <p>2. Развитие познавательной, эмоциональной и двигательной сфер.</p> <p>&nbsp;</p> <ul> <li>Развитие восприятия цвета, формы и величины,</li> <li>развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, воображения, речевой активности,</li> <li>эмоционально-волевой сферы,</li> <li>координации движений и реализация двигательной активности,</li> <li>формирование коммуникативных навыков.</li> </ul> <p>&nbsp;</p> <p>3. Координация программных тем со смежными педагогами-специалистами и родителями.</p> <p>&nbsp;</p> <p>4.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Форма занятий:</strong></p> <p>Психологическая диагностика, психологическое консультирование, методическая работа.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Адресная аудитория:</strong></p> <p>Воспитанники&nbsp; МБДОУ &laquo;Детский сад &laquo;Алёнка&raquo; (5-6 лет)</p> <p><strong>Оформление кабинета:</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>- приобретение учебных пособий, методик, коррекционно-развивающих программ;</p> <p>- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

Организация и содержание деятельности:

Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов(дети 5-6 лет), 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами  дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.

В программе сочетаются разные направления  деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический,  что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

 

Диагностический блок:

Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).

 

I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи . Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития . После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей .

 

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:

Развитие психических процессов;

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Индивидуальные особенности.

 

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования .

 

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.

 

Прогнозируемые результаты.

Диагностический и развивающий блок.

К 6 годам ребёнок:

  • Вступает в контакт со взрослым;
  •  Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
  •  Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;
  • Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов;
  •  Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;
  •  Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;
  •  Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.

 

 

Развивающий блок.

 

Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.

 

С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.

Занятия ориентированы:

 

- на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;

- на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;

- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.

 

I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.

 

II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.

 

III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.

 

Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.

 

Консультативный блок.

 

Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:

  • Работа с родителями.
  • Работа с педагогами дополнительного образования.

 

I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.

 

- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.

 

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).

 

 

II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.

 

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).

 

- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.

 

Прогнозируемые результаты.

Консультативный блок.

- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.

- Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.

- Организация развивающей детско-взрослой общности.

 

Методический блок.

Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.

Оформление документации:

 

- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;

- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка рекомендаций для родителей и педагогов;

- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

- разработка анкет для родителей, педагогов.

 

Прогнозируемые результаты.

  Методический блок.

Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

 

Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит

Структура занятия:

  1. пальчиковая гимнастика;
  2. работа по теме;
  3. физкультминутка;
  4. закрепление пройденного материала;
  5. подведение итогов занятия.

 

Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)

 

№ занятия

Цель занятия

Часы

С 1 по 12 занятие

Коррекция устойчивости внимания

300 минут (5 часов)

С 13 по 19 занятие

Коррекция памяти и воображения

200 минут (3.3 часа)

С 20 по 27 занятие

Коррекция логического мышления и воображения

175 минут (2.9 часа)

С 28 по 36 занятие

Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей

200 минут (3.3 часа)

 

Итого:36 занятий

875 минут (14.5 часа)

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн