Образовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Submitted by Оксана Николаевна Баяшкина on Sat, 08/10/2016 - 11:33
Организация и содержание деятельности:
Программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения, срок реализации программы – 36 часов(дети 5-6 лет), 1 час в неделю, посещающих учреждения дополнительного образования. Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с актуальными проблемами дошкольника, возникающими в процессе формирования личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и самоопределения в этом возрасте, а так же с проблемами, связанными с социально-психологической адаптацией, взаимодействием со сверстниками и взрослыми, усвоением общественных норм и правил.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный и методический, что способствует активному вовлечению в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.
Диагностический блок:
Диагностический блок включает известные методики выявления уровня психического развития детей дошкольного возраста (классификация предметов, “4-ый лишний”, 10 картинок, 10 пар слов и другие).
I этап – Первичная диагностика. С вновь пришедшими детьми и их родителями проводится собеседование с целью выявления уровня психического и физического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения, социально-бытовых условий семьи . Диагностические данные каждого ребёнка фиксируются в карте индивидуального развития . После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования детей .
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития детей прослеживается в течение учебного года по 3 направлениям:
Развитие психических процессов;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе наблюдения за детьми в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического обследования .
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с детьми проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития ребёнка.
Прогнозируемые результаты.
Диагностический и развивающий блок.
К 6 годам ребёнок:
Вступает в контакт со взрослым;
Называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
Собирает предметную разрезную картинку из 4 ровных частей без помощи взрослого;
Знает и активно использует в словаре название основных, нейтральных цветов и их оттенков (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый и т.д.), геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), различает по величине до 7 предметов;
Знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года” и название предметов и явлений обобщённых в данных понятиях;
Выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор;
Собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета.
Развивающий блок.
Развивающий блок основан на сочетании коррекционно-развивающих программ.
С сентября по апрель с детьми проводятся специально организованные развивающие занятия в игровой форме, которые помогают ребёнку адаптироваться и развиваться в детском коллективе.
Занятия ориентированы:
- на развитие двигательной сферы, сенсорного восприятия и психологическое раскрепощение;
- на развитие высших психических функций и речевой активности, формирования коммуникативных навыков;
- на развитие произвольного внимания и мотивации к обучению.
I этап – в сентябре каждого года с детьми проводятся занятия на развитие двигательной сферы с элементами релаксации.
II этап – в период октябрь – март проводятся общеразвивающие занятия на развитие психических процессов и функций, эмоциональной и двигательной сфер, коммуникативных навыков.
III этап – продолжаются общеразвивающие занятия.
Занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видов деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого в процессе занятий построено в форме игрового общения. Для поддержания интереса детей в процессе занятий предусмотрено музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседы сменяются подвижными играми.
Консультативный блок.
Работа в данном блоке ведется по двум направлениям:
Работа с родителями.
Работа с педагогами дополнительного образования.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение групповых, индивидуальных консультаций и открытые занятия.
- Групповые консультации определены учебным планом и проводятся с целью приобщения родителей к учебно-воспитательному процессу: знакомство родителей с содержанием занятия, объяснение выполнения домашних упражнений, ответы на вопросы родителей.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
II направление. Работа со смежными педагогами-специалистами включает индивидуальные консультации, открытые занятия.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).
- Открытые занятия проводятся как педагогом-психологом, так и с педагогами дополнительного образования. Проведение открытых занятий позволяет познакомиться с работой коллег, скоординировать методы воздействия на развитие и воспитание детей.
Прогнозируемые результаты.
Консультативный блок.
- Привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов-специалистов и родителей.
- Информирование педагогов дополнительного образования и родителей о возрастных особенностях детей.
- Организация развивающей детско-взрослой общности.
Методический блок.
Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях.
Оформление документации:
- оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционно-развивающей работы;
- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
- анализ и обработка диагностических данных;
- разработка рекомендаций для родителей и педагогов;
- разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа диагностических данных;
- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
- разработка анкет для родителей, педагогов.
Прогнозируемые результаты.
Методический блок.
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
Сочетание блоков позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психо-физиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развит
Структура занятия:
пальчиковая гимнастика;
работа по теме;
физкультминутка;
закрепление пройденного материала;
подведение итогов занятия.
Тематический план для детей в возрасте от 5-6 лет (25 минут)
№ занятия
Цель занятия
Часы
С 1 по 12 занятие
Коррекция устойчивости внимания
300 минут (5 часов)
С 13 по 19 занятие
Коррекция памяти и воображения
200 минут (3.3 часа)
С 20 по 27 занятие
Коррекция логического мышления и воображения
175 минут (2.9 часа)
С 28 по 36 занятие
Развитие причинно-следственных и пространственно временных связей