Вы не зарегистрированы

Авторизация



Взаимосвязь в работе логопеда, учителя и воспитателя в работе по формированию коммуникативной функции речи и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Submitted by юлия прасолова on Sat, 15/10/2016 - 22:21
Я работаю с детьми с нарушением интеллектуального развития, воспитанниками среднего звена коррекционной школы-интерната. Наша школа тесно сотрудничает с ЦПМСС, ПМПкомиссией, которая направляет к нам учащихся, определяя их образовательный маршрут, наблюдает за их развитием, консультирует. Хочу отметить, что тот речевой уровень умственно отсталых ребят, какой они демонстрируют, во многом определяется грандиозной работой, проделанной логопедами, психологами, дефектологами, работающими с этими детьми как в ЦПМСС, так и педагогами начального звена нашей школы. Тем не менее у ребят сохраняется недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью. В нашей школе учатся воспитанники с нарушением интеллектуального развития, что является определяющим в формировании и развитии мышления, речи, восприятия, внимания, памяти. Наши дети в силу особенностей здоровья никогда не смогут стать экономистами, учеными, врачами. Но они могут быть замечательными столярами, плотниками, строителями, они могут шить красивую одежду, рисовать, петь, ухаживать за животными, работать на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. И этот труд почетен, важен и заслуживает уважения. У всех педагогов нашей школы одна общая цель – сделать все возможное для того, чтобы наши выпускники после окончания школы получили специальность, устроились на работу и смогли бы обеспечить себя и свою семью. Чтобы они научились трудиться, заботиться о себе и своих близких, научились уважать себя и свои труд. Ведь именно тогда они будут уважать окружающих и любить свою страну. При этом овладение речью как средством общения (наряду с трудовыми навыками) и способность к коммуникации, способность воспринимать жизненно важную информацию в устном и письменном виде является непременным и наиважнейшим условием, необходимым для того, чтобы умственно отсталый человек был в достаточной мере адаптирован после того, как окончит наше учреждение и окажется без помощи опекунов, родителей , начнет самостоятельную жизнь. Задача логопеда - не только сформировать речевые навыки, достаточные для общения, Но и научить ребенка использовать эти навыки в повседневном общении: на уроках, при разговоре с друзьями, на улице, в общественных местах: в магазине, в банке, на рынке, в транспорте, на почте, при посещении медицинских учреждений, развивать регулирующую функцию речи. Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена как характером наруше¬ния высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, так и особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта, который может быть обусловлен не только диффузным недоразвитием мозга, но и локальной патологией речевых зон. При умственной отсталости нарушаются все компо¬ненты речи, поэтому логопедическая работа направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития, расширение и активизацию словаря, формирование грамматического строя. Зачастую к старшим классам несформированность фонетико-фонематической стороны речи оказывается в значительной степени преодолена, и становится более актуальна работа над формированием лексико-грамматических структур и развитием связной речи. Низкий уровень познавательной де¬ятельности наших учеников, ограниченность представлений и знаний об ок¬ружающем мире, несформированность интересов, сниже¬ние потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти сказывается на формировании лексики..К особенностям лексики умственно отсталых детей отно¬сятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над актив¬ным. В словаре умственно отсталых детей преобладают суще¬ствительные с конкретным значением. У многих умственно отсталых детей отсутствуют в речи слова обобщающего характера (транспорт, профессии, перелетные и зимующие птицы,дифференциация понятий обувь-одежда-головные уборы,бытовая техника, инструменты ). В активном словаре умственно отсталых детей отсутству¬ют многие глаголы, часты замены глаголами, близкими по значению (лизать, глотать, кусать, жевать – есть. Жарить, варить, тушить – делать. И т. д. ) В речи умственно отсталых детей име¬ется лишь незначительное количество глаголов с приставка¬ми, которые чаще всего заменяются бесприставочными гла¬голами (пришел -— шел, перешел — шел). Умственно отсталые школьники редко употребляют сло¬ва, обозначающие признаки предмета. По данным Н.В. Тарасенко, умственно отсталые школь¬ники младших классов чрезвычайно редко употребляют при¬лагательные, обозначающие внутренние качества человека. В речи умственно отсталых детей очень часто встречается неточное употребление слов. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству, харак¬терны замены слов с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползет — идет, высокий, толстый — большой) Следующей особенностью лексики умственно отсталых детей является замедленный темп развития значения слова и качественное своеобразие его структуры. Развитие значения слова тесно связано с формированием познавательной деятельности. Первоначально слово имеет лишь предметную соотнесенность, являясь конкретным наи¬менованием предмета. По мере развития познавательной деятельности и речи слово начинает обобщать предметы, признаки, действия, относя их к определенной категории. Таким образом, из простого наименования предмета слово трансформируется в слово-обобщение, которое постепенно становится истинным понятием, представляющим обобщение наиболее существенных признаков данного предмета, явления. У умственно отсталых школьников длительное время слово является лишь обозначением конкретного предмета. Мно¬гие слова так и не становятся истинными понятиями. Исследования многих авторов (ВТ. Петрова, М.Ф. Гнездилов, М.П.Феофанов, А.П. Федченко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович) выявили значительное недоразвитие грам¬матического строя речи у умственно отсталых школьников. Несформированность грамматической стороны речи прояв¬ляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У умствен¬но отсталых школьников недостаточно сфор¬мировано словоизменение и словообразование, чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, синтаксическая структура предло¬жения крайне упрощена. Учитывая особенности речевого развития детей с нарушением интеллектуального развития, мы разработали рабочую программу, включившую лексические темы, наиболее употребимые и необходимые в ежедневном общении. Это темы «Семья», «Наш город», «Домашние и дикие животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Сад, огород. Профессии людей, занимающихся сельским хозяйством», «Времена года. Сезонная одежда. Труд людей осенью, зимой, летом.», «Профессии. Предметы-помощники», «Ателье, одежда», «Магазин, продукты», «Професии. Фабрика, завод.», «Профессии. Транспорт.», «Профессии.Медицина.», «Библиотека», «Почта». На данном лексическом материале мы актуализируем словарь, упражняемся в словоизменении, отрабатываем грамматические конструкции, которые вводятся в речь учащихся. Мы посчитали необходимым добавить темы: «Антонимы», «Синонимы» ( «Слова-предметы, близкие по значению» :«Слова-предметы, противоположные по значению» :«Слова-признаки, близкие по значению» :«Слова-признаки, противоположные по значению» :«Слова-действия, близкие по значению» :«Слова-действия, противоположные по значению»), работаем над практическим усвоением омонимов как слов, которые пишутся одинаково, но обозначают разные предметы. - В связи с тем, что у умственно отсталых детей веду¬щим нарушением является недоразвитие познавательной де¬ятельности, весь процесс логопедической работы во вспо¬могательной школе направлен на формирова¬ние мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. - С учетом характера нарушений речи логопедическая ра¬бота во вспомогательной школе должна проводиться над ре¬чевой системой в целом. В процессе логопедической работы осуще¬ствляется коррекция нарушений речи, закрепляются пра¬вильные речевые навыки, формируется практический уро¬вень усвоения языка. Сформированность практического уров¬ня владения языком является необходимым условием для изучения языковых явлении и закономерностей овладения знания о языке. Таким образом, логопедическая работа дол¬жна подготавливать детей к усвоению программы по русско¬му языку. Этот факт обусловливает необходимость строить содержание логопедической работы во вспомогательной шко¬ле с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы (практичес¬кое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков рус¬ского языка (осознание и анализ языковых явлений). - Особенностями логопедической работы во вспомога¬тельной школе являются максимальное включение анализа¬торов, актуализация ощущений разной модальности, а так¬же использование максимальной и разнообразной наглядно¬сти, игровых упражне¬ний, технических средств обучения. - Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к речевой деятельности, формировать коммуникативную функцию речи, воздействуя на его эмоцио¬нальную сферу. - Сниженная учебная мотивация, слабость волевых про¬цессов у умственно отсталых детей обусловливает необходи¬мость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Важно оказывать комплексный подход при отработке тех или иных лексико-грамматических тем, автоматизации звуков и т. д. Мы упражняемся в практическом употреблении прилагательных, затем учитель в течении ряда уроков изучает грамматические категории имени прилагательного, дома с ребенком работают родители, а затем данная тема отрабатывается во внеурочной деятельности: при организации общешкольных мероприятий, утренников, проведении экскурсий. Закрепление правильных речевых навыков при изучении темы «Моя семья», продолжается на коррекционных занятиях с психологом и воспитательских занятиях; при проведении классных часов, в индивидуальных беседах с социальным педагогом; работа над антонимами и синонимами как словами, противоположными и близкими по значению, проводится учителем при изучении грамматических категорий имени существительного, прилагательного, глагола; лексико-грамматические категории по теме «Ателье, одежда», «Магазин, продукты» отрабатываются на уроках социально-бытовой ориентировки; темы «Профессии», « Предметы-помощник.», « Ателье» получают свое развитие на уроках профессионально-трудового обучения, где ребята закрепляют названия инструментов, частей одежды, тканей, актуализируют глагольный словарь; темы «Мой город», «Профессии» актуальна при организации общешкольных праздников, когда к нам приходят гости: ветераны ВОВ, представители профессионально-технических училищ, ЦСТА, ровесники наших воспитанников из других школ нашего города на экскурсиях. А затем ребенок выходит на улицу, идет в магазин, на вокзал, в спорткомплекс, поступает в училище и уже самостоятельно начинает использовать те слова, грамматические конструкции, которым научили его в школе. Так мы формируем и развиваем регулирующую и коммуникативную функцию речи. И только работая вместе, мы можем добиться максимального результата - научить наших детей слушать и говорить не только на наших занятиях, на и перенести это умение говорить, спрашивать и получать ответы в свою повседневную жизнь. Потому что коммуникация – важнейшая часть человеческого существования, и от того, чему мы научим нашего воспитанника, зависит его дальнейшая жизнь в обществе.