Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кроссворды на уроках обществознания

Submitted by Елена Николаевна Гоголева on пн, 31/10/2016 - 14:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гоголева Елена Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ "Бикбардинская ООШ" Куединского района Пермского края
Место работы, должность: 

 учитель истории и обществознания МБОУ "Бикбардинская ООШ" Куединского района Пермского края 

Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

Повторение изученного, контроль, подготовка к экзаменам

Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Краткое описание: 
<p>Одной из важнейших составляющих науки &laquo;Обществознание&raquo; является владение терминологией в различных сферах общественной жизни. В качестве тренажера для изучения терминов, а их огромное множество, может выступить кроссворд. Причем, как его составление, так и разгадывание.&nbsp;</p>

На современном этапе развития образования  быть компетентным  в области обществознания является очень важным, т.к. при поступлении в большинство учебных заведений после окончания школы абитуриенту требуется сдать экзамен по данному предмету. Одной из важнейших составляющих науки «Обществознание» является владение терминологией в различных сферах общественной жизни. В качестве тренажера для изучения терминов, а их огромное множество, может выступить кроссворд. Причем, как его составление, так и разгадывание.

В рамках уроков обществознания возможны различные варианты работы с кроссвордом. Начиная с того, что учитель либо на уроке, либо на дом школьникам дает готовый вариант кроссворда по определенной теме. Кроме этого варианта можно дать детям задание составить кроссворд самим, оформить его соответствующим образом, а затем на уроке предъявить его одноклассникам для разгадывания.

В течение нескольких занятий было выработано ряд правил успешной работы с кроссвордом на уроке обществознания.

  1. В качестве задания, кроссворд может стать как опережающим, так и для повторения темы.
  2. Школьникам дается задание составить кроссворд по определенной теме, определенного объема (это может быть, например,  тема «Политическая сфера», так и один параграф; количество слов зависит от времени, которое будет отведено для разгадывания).
  3. Обязательно нужно обратить внимание на оформление: наличие титула, удобное расположение кроссворда и заданий к нему, ответы на отдельном листе. Оформление может зависеть от владения ребенком ИКТ. Кроссворд может быть составлен в программе Microsoft Office Excel, а оформлен Microsoft Office Word.
  4. Готовые работы проверяются учителем, корректируются и предъявляются для разгадывания детям.
  5. После истечения времени, ответы собираются и проверяются школьниками или учителем.
  6. Если обучающиеся быстро справляются с заданием, они могут себе выбрать еще кроссворд в качестве дополнительного задания.
  7. Оценка выставляется с учетом того, как кроссворд составлен, оформлен и, конечно, разгадан. (Приложение)

С помощью подобного рода работы у обучающихся формируется ряд универсальных учебных действий, что сегодня является приоритетным.

Регулятивные тем, что обучающийся ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, или того, что еще неизвестно. Составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные тем, что обучающийся проводит анализ текста, перевод его на знаково-символический язык с помощью составления кроссворда, устанавливает отношения между данными и заданием, составляет и осуществляет план выполнения задания, проверяет и оценивает.

Коммуникативные тем, что обучающийся формулирует  понятные для партнера высказывания, учиться задавать вопросы. Осуществляет взаимоконтроль, приобретает навыки планировать общие способы работы, строить понятные для собеседника высказывания. Приобретает умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности, рефлексировать свои действия.

Личностные тем, что у обучающегося формируется предпочтение коллективным занятиям, оценке своих знаний, обобщенность категорий оценок, познавательных мотивов. Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, интерес к новому, стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, к способу решения и общему способу действия - социальных мотивов.

Ниже прилагаются примеры кроссвордов составленных учащимися 8 и 9 класса по соответствующим темам учебника «Обществознание» под авторством Кравченко А.И. (М., «Русское слово», 2012)

Вот так, на первый взгляд, самый простой и элементарный методический прием «Работа с кроссвордом» может быть очень актуальным, современным и очень полезным. Желаю успеха!

Прикрепленный файлSize
Кроссворды на уроках обществознания.zip69.56 KB