Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект занятия "Биоразнообразие Тамбовской области. Пути его сохранения."

Фото пользователя Наталия Владимировна Руденко
Размещено: Наталия Владимировна Руденко - вс, 13/11/2016 - 21:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Руденко Наталия Владимировна
Место работы, должность: 

МБОО ДО "ДООЦ "Кристалл"

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.&nbsp;</p>

Пояснительная записка.

В современном мире проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду приобрело глобальный характер. Причина – тотальная безответственность и экологическое бескультурье. Именно поэтому такое громадное значение приобретает формирование экологической культуры, экологического образования и воспитания, как части нравственного воспитания подрастающего поколения.

Одной из ключевых проблем многих аграрных областей, к которым относится и Тамбовская область, является сокращение видового разнообразия растительного и животного мира, вызванных хозяйственной деятельностью человека. За 300 лет активного антропогенного воздействия человека на данную территорию вырублено 80% лесов, распаханы все целинные степи, безвозвратно потеряны многие виды растений и животных, или находятся на грани полного истребления.

Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры.

Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.

Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.

Актуальность занятия не вызывает сомнения, ведь на плечи сегодняшних обучающихся, в ближайшем будущем, ляжет тяжелый груз забот и проблем, связанный с необходимостью сохранения естественных природных комплексов. Поэтому  формирование экологической культуры обучающегося – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

    Новизна: занятие построено на личных наблюдениях автора.

Цель урока: проанализировать проблемы и определить пути сохранения биоразнообразия Тамбовской области.

Задачи:

Образовательные:

  • углубление знаний обучающихся в области экологии;
  • знакомство обучающихся с животным и растительным миром родного края, с его изменениями и проблемами;
  • формирование умения самостоятельно определять виды животных, наблюдать и проводить исследования, делать выводы и обобщения;
  • овладение умениями оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Воспитательные:

  • приобщение обучающихся к культурным и природным ценностям;
  • воспитание в новом поколении идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за малую Родину;
  • воспитание нового поколения экологически грамотных подростков;
  • воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе;
  • формирование и развитие общечеловеческих качеств (честности, трудолюбия);
  • сплочение детского коллектива через совместные творческие дела.

Развивающие:

  • развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и улучшению окружающей среды;
  • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие творческих способностей.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Понятия и термины: биоразнообразие, бобр, выхухоль, касуля

Оборудование и материалы: компьютер, презентация с изображением животных, раскраски животных, карандаши, цветная бумага и картон, салфетки, клей, ножницы, втулки от туалетной бумаги.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация изображений животных, рисование.

 

План занятия

1.Организационный момент.

1.1. Приветствие. Представление себя детям.

1.2 .Подготовка аудитории к работе.

2.Основная часть.

2.1. Вступительное слово педагога.

2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

2.3. Изучение нового материала.

2.4. Физкультминутка.

2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

2.6. Практическая работа – изготовление поделки.

3.Подведение итогов.

3.1. Оформление выставки с поделками.

3.2. Анализ проделанной работы.

 

 

Ход занятия.

№ п/п

Части занятия

Организационно-методические указания

Длительность

1

Организационный момент.

 

1.1.

Приветствие.

-Добрый день, мои юные друзья!

1 мин.

1.2.

Подготовка аудитории к работе.

В кабинете на столах подготовлены цветная бумага, клей, карандаши, картон, ножницы. Для детей приготовлен раздаточный материал с изображением животных и растений.

1 мин.

2.

Основная часть.

2.1.

Вступительное слово педагога

- Биологическое разнообразие - это совокупность всех форм жизни на Земле во всех ее проявлениях, все то множество живых организмов и их сообществ, которое сформировалось за миллионы лет эволюции. Именно естественное разнообразие жизни обеспечивает экологическое равновесие на нашей планете. Каким бы незначительным, на первый взгляд, ни казалось какое-либо растение или животное, оно вносит свой незаменимый вклад в обеспечение устойчивости не только своей местности, но и биосферы в целом.

2 мин.

 

2.2.

Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

- Сегодня на занятии я расскажу вам истории из жизни моего прадедушки. Затем мы сравним, как изменился окружающий мир с тех времен. Подумаем, что мы можем сделать, чтобы сохранить биологическое разнообразие нашей Родины.

3 мин.

2.3.

Изучение нового материала.

- У меня был прадедушка. Он родился в 1906 году и прожил интересную жизнь длиною в 96 лет. Родился он в 1906 году. Звали его Миша. Он любил природу и подмечал интересные факты из жизни животных и растений. А потом эти истории рассказывал нам – своим внучатам.

Дедушка всю жизнь прожил в деревне Петровское, которое расположено недалеко от города Уварово, на берегу реки Вороны.

Дедушка рассказывал, что раньше наша река была шире и полноводнее. По ней даже сплавлялись баржи с разнообразным товаром. А еще на ее берегах жило много животных. Например, выхухоль. Посмотрите на экран. Этих забавных зверьков в окрестностях нашего города было очень много. Во время весеннего паводка, когда вода доходила до огорода дедушки, выхухоли выходили греться и сушить шертку прямо к дому. Они совсем не боялись людей. Недалеко от деревни строили свои хатки и выводили потомство бобры. Теперь бобры и выхухоли не живут рядом с нами. Их истребили люди.

В нашей реке рыбы водилось видимо невидимо. Даже раки были. Знаете ли вы, что раки водятся только в чистой воде? А сейчас раков в реке нет.

Около деревни есть небольшое озеро -  Ильмень. В давние времена на его берега прилетало много разной птицы – лебеди, гуси, утки, для того чтобы вырастить новое потомство. Люди стали охотиться на них, и птицы покинули привычные для них места.

Деревня росла, людей становилось все больше, а растений и животных все меньше. Прошли годы. Молодежь стремилась в город, и в деревне осталось очень мало жителей. Этот факт положительно повлиял на животный и растительный мир.

На озеро прилетели лебеди, гуси и утки. Слышно, как курлычат журавли. По болотам важно прогуливаются длинноногие цапли.

В прошлом году зайцы - воришки совершили набег на капустные грядки моей бабушки. Теперь за посадками следит собака. А в этом году у четвероного сторожа прибавилось работы. В заброшенном саду поселилась рыжая плутовка – лиса, которая так и хочет курочку у моей бабушки стащить.

Иногда на опушку леса выходят стройные косули, но лишь только услышат они шорох, тут же прячутся.

Животные и растения очень красивые. Но любоваться ими нужно издалека, чтобы не навредить. Поэтому на нашем занятии я предлагаю вам сделать сегодня своих животных из бросового материала и цветной бумаги. Мы сделаем сову, потому что она символ мудрости, и голубя, потому что это символ мира. Но прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Давайте сделаем зарядку. Представьте, что мы свами толстенькие хомяки, и мы спим.

10 мин.

2.4.

Физкультминутка.

Хомка, Хомка, хомячо-

Полосатенький бочок.

Хомка раньше всех встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает Хомка катку,

И шагает на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

2 мин.

2.5.

Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

Правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем:

  • Нельзя делать резких движений рукой с ножницами – можно поранить сидящего рядом товарища;
  • Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их только кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
  • Ножницы во время работы должны находиться справа;
  • Осторожно обращаться с клеем, не пачкать стол и одежду, не допускать попадания клея в глаза. При работе пользоваться клеёнкой, баночкой и кисточкой.

2 мин.

2.6.

Практическая работа – изготовление поделки.

 

Сгибаем втулку туалетной бумаги сверху, чтобы получились рожки. Приклеиваем, вырезанные из цветной бумаги детали: глаза, крылья, нос.

Из картона вырезаем фигуру голубя. Делаем пышные цветочки из салфеток, которые крепим к бокам голубя.

 10 мин.

3.

Подведение итогов.

3.1.

Оформление выставки с поделками.

-Сегодня мы свами сделали красивых птичек - мудрую сову и миролюбивого голубя. Так же и человеку нужно относиться к природе - с любовью и мудростью.

2 мин.

3.2.

Анализ проделанной работы.

- Ребята, сегодня на уроке я вам рассказала разные истории. В одной люди уживались с животными и не мешали друг другу. В другой истории люди уничтожили животных, заставили их покинуть привычные места. Какая вам понравилась больше? (дети отвечают)

- А почему?

-А что людям нужно делать. Чтобы таких грустных историй больше не было? (дети называют варианты).

-От неправильного поведения человека, может пошатнуться экологическое равновесие на планете. А от экологического равновесия зависит все то, без чего не может жить человек - продуктивность почв, лесов и морей, чистота пресной воды и воздуха, обеспеченность продуктами питания и все остальное. Таким образом, естественное биологическое разнообразие - это необходимое условие выживания человечества. Но в последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете.

Тысячи видов живых организмов или уже исчезли с лица Земли, или находятся на грани исчезновения. Только незначительная часть из них занесена в Красные книги, многие охраняются в заповедниках и других ООПТ.

Потеря же любого вида с его уникальным генетическим фондом, неповторимыми особенностями жизни и взаимоотношений с окружающим миром - невосполнима и ведет к нарушению целостности природных комплексов.

Сегодня очевидно, что сохранение разнообразия живых организмов и биологических систем на Земле абсолютно необходимо и прежде всего для нас с вами.

11 мин.

 

Результаты  реализации занятия.

Урок проводился в объединении «Друзья природы». Принимал участие 31 воспитанник. Возрастная категория – 1- 2 классы. Урок понравился. Дети с удовольствием делали птичек из бросового материала. Во время совместного с педагогом анализа проделанной работы, ребята из объединения «Друзья природы» отметили, что лучше жить в согласии с природой и наметили для себя следующие мероприятия по ее сохранению:

  1. Не шуметь в лесу;
  2. Не мусорить;
  3. Не жечь костры;
  4. Не рвать цветы, не ломать деревья;
  5. Не бросать в воду мусор;
  6. Не убивать животных;
  7. Не топтать растения;
  8. Проводить экологические субботники по уборке леса, берега реки;
  9. Рассказывать другим людям, как нужно вести себя на природе;
  10. Изучать науку, чтобы потом помогать природе.

 

Список литературы:

  1. Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные, ископаемые животные. М., Мысль,1992. С. 342.
  2. Акимушкин И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. М., Мысль, 1998. С. 345.
  3. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., «Просвещение», 1977. С. 121.
  4. Красная книга Тамбовской области: Животные /Р.Ю.Белевитин, Е.А. Ганжа, П.Е.Желтов, Л.И.Касандрова, Л.М.Кириченко, Г.А.Лада, М.А. Микляева, А.Ю.Околелов, М.Ю.Романкина, Л.Ф.Скрылева, А.С.Соколов, Л.А.Соколова, В.Д.Херувимов, В.И.Щеголев, В.Н.Яценко/ - Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2000. С. 360.
  5. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы /Г.С.Усова, В.А.Агафонов, К.И.Александрова, Е.А.Иванова, И.А.Иванова. Г.Г.Куликова, Е.Э.Мучник, А.И.Ртищева, А.С.Соколов, Л.А.Соколова, А.П.Сухоруков, С.В.Усов, В.Ф.Фирсов, Н.Ю.Хлызова/ - Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002. С. 345.
  6. Методика преподавания факультативных курсов по биологии  / Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, и др. М., «Просвещение», 1981. С. 167.
  7. Памятники природы Тамбовской области. Центрально – Черноземное книжное издательство. Воронеж, 1983. С. 87.

Интернет ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. http://mir-biosfera.blogspot.ru/
  3. http://www.greenpatrol.ru/ru
  4. http://www.voroninsky.ru/

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...