Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект занятия: "Луковичные, посадка, уход, размножение."

Фото пользователя Наталия Владимировна Руденко
Submitted by Наталия Владимировна Руденко on вс, 13/11/2016 - 21:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Руденко Наталия Владимировна
Место работы, должность: 

МБОО ДО "ДООЦ "Кристалл"

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности,<strong> </strong>нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры, путём изучения растений из семейства луковичные.</p>

Пояснительная записка.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление приумножать и ухаживать за ними. Не каждый может стать художником или дизайнером, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая в свою очередь, преображает, делает человека добрее. В этом помогает общение с живой природой – неиссякаемым источником вдохновения.

Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры, путём изучения растений из семейства луковичные.

Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.

Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.

Актуальность: луковичные цветочные и овощные культуры могут быть использованы на уроках для организации и проведения практических работ, опыты с которыми можно проводить в течение всего года обучения. Знания, полученные обучающимися на занятиях, могут быть применены в повседневной жизни, в том числе и для облагораживания территории вокруг школы.

Новизна: занятие комплексное,  направлено на интеграцию разных видов деятельности обучающегося, охватывает основные направления его развития.

Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого, чеснока, лилии, гиппеаструма.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у обучающихся понятия о луковичных цветочных и овощных культурах, о строении луковиц, о способах их размножения (семенной, делении луковицы, посадка целой луковицы), правилах посадки и ухода за ними.
  • Развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, работать самостоятельно и в группах.
  • Воспитательные: создание оптимальных условий для воспитания у обучающихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
  • Профориентационная: формирование знаний у обучающихся, необходимых для профессий сельскохозяйственной отрасли – растениеводства.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.

Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Понятия и термины: луковичные растения, запасные питательные вещества, донце, чешуи, чешувание, бульбы, луковицы-детки, семена, побег, технология выращивания, посадка, рассада, полив, дезинфекция, перманганат калия.

Оборудование и материалы: ящики с землей, цветочные горшки, совки, лейки, клеенка, палочки, схема строения луковицы, технологическая карта посадки семян, луковиц, чешуй лилий, тарелки для семян, луковицы (гиппеаструма, лилий, чеснока, лука репчатого), полиэтиленовые пакеты с песком, изображение луковичных растений.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация схемы строения луковицы, технологических карт и натуральных объектов.

 

План занятия

1.Организационный момент.

1.1. Приветствие. Представление себя детям.

1.2 .Подготовка аудитории к работе.

 

2.Основная часть.

2.1. Вступительное слово педагога.

2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

2.3. Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.

2.4. Физкультминутка.

2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

2.6. Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма и лука репчатого.

.

3.Подведение итогов.

3.1. Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.

3.2. Уборка рабочего места.

3.3. Анализ проделанной работы.

 

 

Ход занятия.

№ п/п

Части занятия

Организационно-методические указания

Длительность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

2.

 

2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

3.1.

 

 

 

 

3.2.

 

3.3.

 

 

Организационный момент.

Подготовка аудитории к работе.

 

 

 

 

 

Приветствие. Представление себя детям.

 

 

Основная часть.

Вступительное слово педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.

Уборка рабочего места.

Анализ проделанной работы.

В кабинете на столах расставлены ящики с землей, цветочные горшки, полиэтиленовые пакеты с песком, лейки  с водой, на тарелках разложен посадочный материал(семена лука, луковицы растений).Столы застелены клеенкой. Для детей приготовлены салфетки. На стенде – схема лук, технологическая карта с изображением пошагового руководства посадки лука.

 -Добрый день, мои юные друзья! Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте друг с другом познакомимся. Дети называют свои имена.

- Ребята, на уроке не выкрикиваем, а поднимаем руку. Когда говорит один, другие молчат. Если что то не получается, обращаетесь за помощью ко мне.

На нашей планете много разнообразных растений. Каждое из них уникально. В пустыне, где нет воды, растут кактусы. В их содержится много влаги.  А чтобы животные, которые хотят пить, не причинили им вред, у кактуса есть иголки. На севере, где холодно, растут очень выносливые растения, они не боятся сильных морозов и за короткое лето у них успевают вызреть семена. А некоторые растения не имеют прочного стебля, и для того чтобы дотянуться до солнца, они используют приспособления усики. Например, виноград.

Много растений на планете, всех не перечислишь. На этом занятии сегодня мы с вами познакомимся с интересными  представителями природы – луковичными. Изучим правила посадки и ухода за этими растениями.

Наш урок будет состоять из нескольких частей. Вначале теоретическая часть, во время которой мы рассмотрим схему строения луковицы, познакомимся с представителями из семейства луковичных. Затем небольшой перерыв - физкультминутка. Затем практическая часть по посадке растений.

-С древних времен человечеству известны представители луковичных. Люди используют их в пищу и как лекарственное средство, украшают ими свой сад и жилище. Эти растения уникальны. Чтобы понять, в чем их уникальность, давайте посмотрим на схему строения лука.

У луковицы есть донце – это  стебель, на котором крепятся видоизмененные листья – мясистые чешуи. В середине луковицы расположена почка, из которой вырастает наземная часть.

А какие луковичные растения вы знаете?

Дети называют названия растений.

 -Весной первыми зацветают подснежники, тюльпаны, нарцыссы, мускари, гиацинты и т.д. На огороде можно нарвать перышки зеленого лука.  Посмотрите в весеннюю корзинку, все перечисленные цветы там.

Летом собираем урожай лука репчатого и чеснока, на клумбах распускаются королевы – лилии, гладиолусы, декоративные луки и чесноки. Посмотрите в корзинку «Лето»

Осенью, когда вся природа готовится к зиме, зацветают безвременник и т.д.

Зимой луковичные радуют нас своими цветами дома. Это гиппеаструм, кливия и т.д.

Вот мы свами и познакомились с некоторыми представителями семейства луковичные. А теперь мы будет учиться сажать эти растения разнообразными способами. Мы посадим семена лука, луковицы гиппеаструма, научимся разножать лилию с помощью чешувания.

Прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнем

Встанем - глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо, поворот

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Правила по технике безопасности.

-землю насыпать специальными совочками;

-углубление делать палочкой, а не пальцами рук;

-наполненные грунтом  стаканчики, рассадочные ящики не ставить на край стола;

-поливать стаканчики с грунтом в специальном поддоне;

-воду не проливать

-семена растений, луковицы и землю на вкус не пробовать;

-после работы помыть руки.

Чтобы вам было понятнее как сажать растения, я для вас разработала технологическую карту – схему посадки семян, луковиц, чешуй лилий. На этой карте изображена пошаговая последовательность посадки. Обращайте на нее свое внимание, если ,что то забудете.

Работа технологической картой;

1 карточка - насыпаем землю в стаканчик, рассадочный ящик, песок в полиэтиленовый мешок.

2 карточка - проводим бороздки или делаем лунку палочкой для посадки семян и луковиц.

3 карточка – поливаем землю, песок.

4 карточка - кладем семена, очищаем луковицы гиппеаструма от сухих чешуй, делим луковицы лилий на чешуи.

5 карточка - засыпаем лунки с семенами землей, луковицы гиппеаструма немного заглубляем в земле, чешуи лилий кладем во влажный песок.

 

 

Учащиеся с помощью педагога устанавливают ящики с растениями на столе, маркируют посадки бирками с названиями растений.

Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места.

Использование приема «обратная связь», когда обучающийся рассказывает, как он понял пройденный материал.

-Ребята мы сегодня с вами выполнили очень большой объем работы. Узнали чем отличаются луковичные от других растений, познакомились с разнообразными видами луковичных растений, научились сажать и ухаживать за ними. Теперь на следующих уроках нам нужно будет поливать наших маленьких зеленых питомцев, а когда на улице установится постоянная теплая погода, мы посадим растения на нашу клумбу.

Всем большое спасибо!

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

1 мин.

 

 

 

Список литературы:

В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996

В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999

М.Ф. Киреева, В.П. Грязева «Цветоводство в сельской местности», М., РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1989

Д.Б. Кудрявцев «Как вырастить цветы», М., Просвещение,1987

Ф. Мак- Миллан Броуз «Размножение растений», М., Мир, 1992

Е.Я. Мигунова перевод «Современная усадьба», «РИПОЛ КЛАССИК», издание на русском языке,1997

В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001

Журналы «Любимая дача», ЗАО «ЭДТПРЕСС-КОНЛИГА»

Журналы «Мой прекрасный сад» М., «Издательский дом «Бурда»»

Журналы «Сад своими руками»

Сайты:

http://yandex.ru/yandsearch?text=многолетние+цветы+для+ дачи 

http://yandex.ru/yandsearch?text=однолетние+растения

http://yandex.ru/yandsearch?text=петуния

http://yandex.ru/yandsearch?text=ландшафтный+дизайн