Submitted by Наталия Владимировна Руденко on вс, 13/11/2016 - 21:24
Пояснительная записка.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление приумножать и ухаживать за ними. Не каждый может стать художником или дизайнером, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая в свою очередь, преображает, делает человека добрее. В этом помогает общение с живой природой – неиссякаемым источником вдохновения.
Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры, путём изучения растений из семейства луковичные.
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.
Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.
Актуальность: луковичные цветочные и овощные культуры могут быть использованы на уроках для организации и проведения практических работ, опыты с которыми можно проводить в течение всего года обучения. Знания, полученные обучающимися на занятиях, могут быть применены в повседневной жизни, в том числе и для облагораживания территории вокруг школы.
Новизна: занятие комплексное, направлено на интеграцию разных видов деятельности обучающегося, охватывает основные направления его развития.
Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого, чеснока, лилии, гиппеаструма.
Задачи:
Образовательные: сформировать у обучающихся понятия о луковичных цветочных и овощных культурах, о строении луковиц, о способах их размножения (семенной, делении луковицы, посадка целой луковицы), правилах посадки и ухода за ними.
Развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, работать самостоятельно и в группах.
Воспитательные: создание оптимальных условий для воспитания у обучающихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
Профориентационная: формирование знаний у обучающихся, необходимых для профессий сельскохозяйственной отрасли – растениеводства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Понятия и термины: луковичные растения, запасные питательные вещества, донце, чешуи, чешувание, бульбы, луковицы-детки, семена, побег, технология выращивания, посадка, рассада, полив, дезинфекция, перманганат калия.
Оборудование и материалы: ящики с землей, цветочные горшки, совки, лейки, клеенка, палочки, схема строения луковицы, технологическая карта посадки семян, луковиц, чешуй лилий, тарелки для семян, луковицы (гиппеаструма, лилий, чеснока, лука репчатого), полиэтиленовые пакеты с песком, изображение луковичных растений.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация схемы строения луковицы, технологических карт и натуральных объектов.
План занятия
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие. Представление себя детям.
1.2 .Подготовка аудитории к работе.
2.Основная часть.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
2.3. Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.
2.4. Физкультминутка.
2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
2.6. Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма и лука репчатого.
.
3.Подведение итогов.
3.1. Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.
3.2. Уборка рабочего места.
3.3. Анализ проделанной работы.
Ход занятия.
№ п/п
Части занятия
Организационно-методические указания
Длительность
1
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Организационный момент.
Подготовка аудитории к работе.
Приветствие. Представление себя детям.
Основная часть.
Вступительное слово педагога
Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.
Физкультминутка.
Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма.
Подведение итогов.
Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.
Уборка рабочего места.
Анализ проделанной работы.
В кабинете на столах расставлены ящики с землей, цветочные горшки, полиэтиленовые пакеты с песком, лейки с водой, на тарелках разложен посадочный материал(семена лука, луковицы растений).Столы застелены клеенкой. Для детей приготовлены салфетки. На стенде – схема лук, технологическая карта с изображением пошагового руководства посадки лука.
-Добрый день, мои юные друзья! Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте друг с другом познакомимся. Дети называют свои имена.
- Ребята, на уроке не выкрикиваем, а поднимаем руку. Когда говорит один, другие молчат. Если что то не получается, обращаетесь за помощью ко мне.
На нашей планете много разнообразных растений. Каждое из них уникально. В пустыне, где нет воды, растут кактусы. В их содержится много влаги. А чтобы животные, которые хотят пить, не причинили им вред, у кактуса есть иголки. На севере, где холодно, растут очень выносливые растения, они не боятся сильных морозов и за короткое лето у них успевают вызреть семена. А некоторые растения не имеют прочного стебля, и для того чтобы дотянуться до солнца, они используют приспособления усики. Например, виноград.
Много растений на планете, всех не перечислишь. На этом занятии сегодня мы с вами познакомимся с интересными представителями природы – луковичными. Изучим правила посадки и ухода за этими растениями.
Наш урок будет состоять из нескольких частей. Вначале теоретическая часть, во время которой мы рассмотрим схему строения луковицы, познакомимся с представителями из семейства луковичных. Затем небольшой перерыв - физкультминутка. Затем практическая часть по посадке растений.
-С древних времен человечеству известны представители луковичных. Люди используют их в пищу и как лекарственное средство, украшают ими свой сад и жилище. Эти растения уникальны. Чтобы понять, в чем их уникальность, давайте посмотрим на схему строения лука.
У луковицы есть донце – это стебель, на котором крепятся видоизмененные листья – мясистые чешуи. В середине луковицы расположена почка, из которой вырастает наземная часть.
А какие луковичные растения вы знаете?
Дети называют названия растений.
-Весной первыми зацветают подснежники, тюльпаны, нарцыссы, мускари, гиацинты и т.д. На огороде можно нарвать перышки зеленого лука. Посмотрите в весеннюю корзинку, все перечисленные цветы там.
Летом собираем урожай лука репчатого и чеснока, на клумбах распускаются королевы – лилии, гладиолусы, декоративные луки и чесноки. Посмотрите в корзинку «Лето»
Осенью, когда вся природа готовится к зиме, зацветают безвременник и т.д.
Зимой луковичные радуют нас своими цветами дома. Это гиппеаструм, кливия и т.д.
Вот мы свами и познакомились с некоторыми представителями семейства луковичные. А теперь мы будет учиться сажать эти растения разнообразными способами. Мы посадим семена лука, луковицы гиппеаструма, научимся разножать лилию с помощью чешувания.
Прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Физкультминутка.
Потрудились - отдохнем
Встанем - глубоко вздохнем,
Руки в сторону, вперед,
Влево, вправо, поворот
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Правила по технике безопасности.
-землю насыпать специальными совочками;
-углубление делать палочкой, а не пальцами рук;
-наполненные грунтом стаканчики, рассадочные ящики не ставить на край стола;
-поливать стаканчики с грунтом в специальном поддоне;
-воду не проливать
-семена растений, луковицы и землю на вкус не пробовать;
-после работы помыть руки.
Чтобы вам было понятнее как сажать растения, я для вас разработала технологическую карту – схему посадки семян, луковиц, чешуй лилий. На этой карте изображена пошаговая последовательность посадки. Обращайте на нее свое внимание, если ,что то забудете.
Работа технологической картой;
1 карточка - насыпаем землю в стаканчик, рассадочный ящик, песок в полиэтиленовый мешок.
2 карточка - проводим бороздки или делаем лунку палочкой для посадки семян и луковиц.
3 карточка – поливаем землю, песок.
4 карточка - кладем семена, очищаем луковицы гиппеаструма от сухих чешуй, делим луковицы лилий на чешуи.
5 карточка - засыпаем лунки с семенами землей, луковицы гиппеаструма немного заглубляем в земле, чешуи лилий кладем во влажный песок.
Учащиеся с помощью педагога устанавливают ящики с растениями на столе, маркируют посадки бирками с названиями растений.
Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места.
Использование приема «обратная связь», когда обучающийся рассказывает, как он понял пройденный материал.
-Ребята мы сегодня с вами выполнили очень большой объем работы. Узнали чем отличаются луковичные от других растений, познакомились с разнообразными видами луковичных растений, научились сажать и ухаживать за ними. Теперь на следующих уроках нам нужно будет поливать наших маленьких зеленых питомцев, а когда на улице установится постоянная теплая погода, мы посадим растения на нашу клумбу.
Всем большое спасибо!
1 мин.
2 мин.
1 мин.
Список литературы:
В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996
В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999
М.Ф. Киреева, В.П. Грязева «Цветоводство в сельской местности», М., РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1989
Д.Б. Кудрявцев «Как вырастить цветы», М., Просвещение,1987
Ф. Мак- Миллан Броуз «Размножение растений», М., Мир, 1992
Е.Я. Мигунова перевод «Современная усадьба», «РИПОЛ КЛАССИК», издание на русском языке,1997
В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001
Журналы «Любимая дача», ЗАО «ЭДТПРЕСС-КОНЛИГА»
Журналы «Мой прекрасный сад» М., «Издательский дом «Бурда»»