Вы не зарегистрированы

Авторизация



ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ МИХАСЕНКО - ТАЛАНТЛИВЫЙ БРАТЧАНИН, ИЗВЕСТНЫЙ МИРУ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЧНЫЙ ДРУГ ВСЕХ ДЕТЕЙ

Submitted by Светлана Георгиевна Дорофеева on Tue, 15/11/2016 - 23:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дорофеева Светлана Георгиевна
Место работы, должность: 

Учитель начальных классов

Регион: 
Иркутская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Талантливый братчанин</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&ldquo;Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям&rdquo;. Эти слова принадлежат писателю - сибиряку Геннадию Павловичу Михасенко.</p> <p><strong>Цель</strong>: познакомиться с биографией и творчеством Г. П. Михасенко.</p> <p><strong>Задача:</strong></p> <p>1. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о Г. П. Михасенко.</p> <p>2. Научиться самостоятельно находить:</p> <p>- познавательную информацию о талантливом братчанине, об известном миру писателе, о вечном друге всех детей,</p> <p>- ответы на вопросы,</p> <p>- объяснения.</p> <p>3. Создавать собственные устные или письменные высказывания.</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>Михасенко Геннадий Павлович (1936 &ndash; 1994)</strong></p>

ХIХ городская научно - практическая конференция

"Юные исследователи - будущее Братска"

в рамках городской научно - социальной программы для молодёжи и школьников

"Интеллект и творчество" и всероссийской программы "Шаг в будущее"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕННАДИЙ ПАВЛОВИЧ МИХАСЕНКО - ТАЛАНТЛИВЫЙ БРАТЧАНИН, ИЗВЕСТНЫЙ МИРУ ПИСАТЕЛЬ И ВЕЧНЫЙ ДРУГ ВСЕХ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верхотуров Сергей Андреевич

г. Братск, МБОУ "СОШ №9 имени М. И. Баркова", 4 класс

Научный руководитель: Дорофеева Светлана Георгиевна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г.

Содержание

 

1. Талантливый братчанин                                                                                                     с. 3, 4

2. Известный миру писатель                                                                                                  с. 5, 6

3. Вечный друг всех детей                                                                                                      с. 7

4. "Любящий детство - хороший человек Г. Михасенко"                                                   с. 8

5. Список использованной литературы                                                                                 с. 9

 

 

Талантливый братчанин

 

“Я пишу только для детей, и в этом моя особенность, и этим я могу быть интересен людям”. Эти слова принадлежат писателю - сибиряку Геннадию Павловичу Михасенко.

Цель: познакомиться с биографией и творчеством Г. П. Михасенко.

Задача:

1. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о Г. П. Михасенко.

2. Научиться самостоятельно находить:

- познавательную информацию о талантливом братчанине, об известном миру писателе, о вечном друге всех детей,

- ответы на вопросы,

- объяснения.

3. Создавать собственные устные или письменные высказывания.

 

Михасенко Геннадий Павлович (1936 – 1994)

 

Родился 16 февраля 1936 года в городе Славгороде Алтайского края. С первых же дней Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а мать с пятилетним сыном Геной перебралась поближе к родственникам, в деревню Кандаурово Новосибирской области.

Здесь прошло детство писателя. «…Первой книгой, потрясшей меня на всю жизнь, была книжка «Зимовье на Студёной». Первыми друзьями были кандаурские мальчишки. Походы за ягодами, за грибами, за шишками в тайгу…», — писал о себе Михасенко.

В старинном сибирском селе происходили те события, о которых позднее расскажет писатель в своём первом и самом автобиографическом произведении «Кандаурские мальчишки». Он напишет о том, как жили взрослые и дети одной мыслью о победе, о том, как рано поняли Геннадий и его сверстники, что их малые дела — пасти овец или копать силосную яму под корм для колхозного скота, освободив взрослых для более трудной работы – это тоже помощь фронту.

До конца войны прожили мать и сын в этом селе, горячо веря в победу и возвращение отца. И долгожданная победа пришла. Вернулся домой отец, и семья переезжает в Новосибирск – большой, раскинутый на двух берегах Оби, промышленный город. Здесь прошли важные в творческой биографии Михасенко годы – школьные.

Именно в это время у него обнаруживается особый интерес к литературному творчеству. Сначала он начинает пробовать себя в небольших заметках о школьно – комсомольской жизни, затем в рецензиях на книги и выходящие на экраны фильмы, наконец, появляются первые стихи. Эти заметки и поэтические пробы печатаются в новосибирских газетах, а под ними стоит имя ученика средней школы Геннадия Михасенко.

В 1954 году будущий писатель поступает учиться в Новосибирский институт на гидротехнический факультет. Учёбу в институте Михасенко совмещает с творческой деятельностью: участвует в семинарах молодых авторов, проводимых Новосибирской писательской организацией, становится членом литературного объединения при областной газете «Молодость Сибири». Михасенко писал и стихи, и прозу, пробовал работать над пьесой, понемногу писал «Кандаурских мальчишек» – повесть, которая позже принесла настоящий и прочный успех.

Но учёба в институте подходила к концу – пятый курс. Дипломный проект Геннадия Павловича назывался «Производство бетонных работ на Братской ГЭС». Именно тогда он впервые попадает в Братск.

В 1959 году, окончив институт, Михасенко получает два диплома: первый – инженера — гидростроителя, это теперь его основная профессия на долгие годы, и — второй, символический диплом – тоненькая книжка стихов для детей «Фантазёр». Тяга к стихам у Михасенко осталась на всю жизнь.

При распределении Михасенко попросился в уже знакомый ему и полюбившийся город – Братск. И с тех пор Братск стал его домом, а для его детей уже и родиной. На его глазах растёт гигант сибирской энергетики. Растёт вместе со стройкой и молодой инженер – сначала он мастер на заводе железобетонных изделий, в конце строительства – начальник конструкторского отдела управления производственных предприятий. Работал инженером на стройке и одновременно писал книги. А в 1963 году Михасенко был принят в члены Союза писателей. Так и жил раздваиваясь: работал и писал, писал и работал. «Проинженерил семь лет, потом почувствовал, что трудно тянуть два воза», — говорил писатель. И с 1966 года Геннадий Павлович бросает работу и становится профессиональным писателем. Но как труден был для него этот выбор! Человеку, обременённому семьёй, не просто бросить твёрдую зарплату начальника конструкторского отдела и перейти неизвестно на какое содержание. Его горячо отговаривали обе стороны: и инженеры, и писатели. Но, он твёрдо решил стать профессиональным писателем и поступил на высшие литературные курсы при литинституте им. А.М. Горького в Москве для писателей, не имеющих литературного образования.

 

 

Известный миру писатель

 

Михасенко переходит на литературную работу, но остаётся жить в Братске. В это время выходят в свет многие, полюбившиеся детям повести Михасенко: «В союзе с Аристотелем», «Неугомонные бездельники», «Пятая четверть, или Гость Падунского Геракла» (в 1973 году на студии «Ленфильм» была снята картина с тем же названием), «Милый Эп» (драматургическая версия повести прочно вошла в тюзовский репертуар). Все произведения Михасенко о детях и для детей.

Геннадий Павлович не только пишет замечательные книги для детей, но и активно участвует в жизни Братска, ставшего для него родным. Человек деятельный и увлечённый, выдумщик и фантазёр, он становится инициатором многих увлекательных и нужных дел. Вот он с друзьями совершает небывалое путешествие по жутковатым порожистым сибирским рекам. А в 1969 году вместе со своим другом Фрэдом Юсфиным и другими энтузиастами – братчанами Михасенко создаёт детский спортивно – морской лагерь «Варяг», живущий по всем законам флота. Он работает комиссаром морского лагеря и становится другом трудных и увлечённых ребят. Работа в лагере и дружба с ребятами послужила толчком для создания новых произведений: «Я дружу с Бабой – Ягой» и «Гладиатор дед Сергей».

Зимой Михасенко работал сторожем в военно-морском лагере “Варяг”, где подолгу проживал один в сторожке. Лагерь был образцово-показательным и часто посещался иностранными делегациями. Однажды немецкая делегация ошиблась во времени. В этот день экскурсовода в лагере не было, о чём и сообщил единственный обитатель лагеря, бородатый, в валенках и тулупе, выбредший из сторожки богатырь. Немцы сокрушались, что приехали зря. Тогда руководитель делегации, коротко переговорив с жителем сторожки, спросил, не согласятся ли господа, чтобы экскурсию провёл сторож, и получил утвердительный ответ. Очень скоро экскурсанты поняли, что сделали безошибочный выбор. На чистейшем немецком языке сторож толково разъяснил всё, что требовалось, немало добавил и от себя.

- У вас что, все сторожа по-немецки разговаривают? – восхищались гости, Михасенко смеялся со всеми вместе.

При этом Михасенко успевает заняться изучением иностранных языков – немецкого, английского, французского, польского, испанского… Он свободно владел шестью языками и часто выступал в роли переводчика для многочисленных гостей Братска.

Геннадий Павлович ценил поэзию А.С. Пушкина и знал наизусть множество его стихотворений. Благодаря энтузиазму писателя в Братске в 1974 году было создано пушкинское общество. А в 1993 году при активной поддержке Михасенко была издана первая книга из серии «Братск-Пушкину» — это сборник стихов братских поэтов о Пушкине. Каждую книгу из этой серии по традиции открывают стихи Г.П. Михасенко.

Геннадий Павлович стоял у истоков Пушкинского общества, которое до сих пор работает в Братске. Оно выпустило 4 альманаха, которые по традиции открывают стихи Михасенко:

Быть после Пушкина поэтом –

Чушь, скажут мне наверняка

И пальцем шевельнут при этом

У ожиревшего виска

Но вместо робости угрюмой

Огонь пробег по волосам!

Да если б Лермонтов так думал,

То кто бы “Парус” написал?

На одной из литературных встреч Геннадий Павлович сразил всех великолепным чтением пушкинского стихотворения “Я вас любил…” на английском языке. Не успели затихнуть аплодисменты, как писатель перешёл на французский. В запасе у него ещё был испанский, но он предложил поверить на слово на … итальянском языке. “Достаточно знать пять иностранных языков, и потом освоение новых пойдёт как по маслу” – говорил Михасенко.

Он любил слушать музыку Штрауса, Моцарта, Шопена. И очень сожалел, что: “Жаль, что я не умею писать музыку. Я бы хотел быть композитором. Я многое в этой жизни умею, но сочинять музыку Бог не дал. А жаль!”

Михасенко был человеком огромной притягательной силы. Он был центром, вокруг которого объединилась почти вся творческая интеллигенция города. Частыми гостями в семье Михасенко бывали поэты. Они тянулись к нему всей душой, шли с новыми стихами и рассказами. Многие годы он был старшим духовным наставником в литературном процессе. Результатом такой творческой дружбы явились три книги, составленные Геннадием Павловичем. В них вошли произведения не только членов разных литературных объединений и школ, но и людей, уже давно не живущих в Братске, но оставивших заметный след в поэтической жизни города. Это книги «Мы – братчане», «Братск – Пушкину», коллективный сборник стихов «И пальцы просятся к перу…», посвящённый 40-летию города Братска.

Среди друзей писателя, соратников по перу были те, которых непосредственно и очень больно коснулся 37-й год. Это Виктор Соломонович Сербский, родители которого были репрессированы и расстреляны, и Арсений Петрович Титов, отсидевший в сталинских лагерях десять лет. Но они не озлобились и не хотели мести, они писали стихи, в которых рассказывали о страшных страницах истории страны. А Михасенко с уважением писал стихи о них.

 

 

 

Вечный друг всех детей

 

В 1972 году он организует воскресную детскую телепередачу «Золотой ключик» на братском телевидении. Геннадий Павлович рассказывал ребятам о многих любимых детских писателях – от сказочника Шарля Перро до сибирского поэта Марка Сергеева. Целью телеклуба было дать детям больше знаний и расширить их кругозор.

Главным в творчестве и в жизни Михасенко всегда оставались дети. Он выступает в школьных и студенческих аудиториях, в библиотеках, пишет статьи на педагогические темы. Взрослые не всегда могли пробиться на встречу к писателю, – он дорожил своим временем, особенно в последние годы, но на приглашение детей всегда откликался с радостью. Готовясь к встрече с детьми, писатель делал заготовки на конфетных обёртках. Стихи, напечатанные на фантиках , он щедро раздавал юным читателям. Встречи эти проходили не только в братских библиотеках и школах, его звали в Иркутск, Читу, Усть-Кут, Усть-Илимск и многие другие города Иркутской области.

Одной из граней таланта Михасенко является его разноплановость. Кроме повестей, рассказов и стихов для детей писатель пробовал себя в драматургии. Геннадий Павлович оканчивает драматургические курсы при ГИТИСе и профессионально пишет сценарии для театров юного зрителя. Повесть - сказка «Тирлямы в подземном королевстве» стала кукольным спектаклем. Первой же пьесой для драматургического театра стала пьеса «Остров Тэнга», в которой герои всем классом остаются на острове, чтобы спасти его от затопления Усть-Илимским водохранилищем. На основе повести «Милый Эп» писатель – драматург создаёт пьесу с одноимённым названием, которая прошла во многих ТЮЗах страны и за рубежом с неизменным успехом.

Михасенко писал книги для всех детей, но о сибирских детях. Наблюдательность писателя, его знание детской жизни и детской психологии позволяют ему создать книги весёлые и грустные, ненавязчиво разрешать в них большие нравственные проблемы, воспитывать коллективизм.

В последний путь он ушёл солнечным летним днем: 4 июня 1994 года его не стало.

Когда Геннадий Павлович умер, то Братск воздал ему должное. На могиле установили памятник с надписью Жени Ковалёвой “Он не умер – он ушёл в зарю!”

Спустя многие годы после смерти, Геннадий Павлович Михасенко остаётся непререкаемым авторитетом в среде литературной общественности Братска и признанным классиком в литературе для детей и юношества в нашей стране.

26 июня 1998 года Братская городская Дума присвоила имя писателя библиотеке -филиалу № 1 муниципальной организации культуры «Централизованная библиотечная система».

Братский театр кукол «Тирлямы» взял своё название из сказочной повести «Тирлямы в подземном королевстве».

К 65-летнему юбилею писателя в Иркутске издан великолепный четырехтомник, включивший не только известные произведения, воспоминания и библиографию, но и не публиковавшиеся при жизни автора повести «Ау, Завъялова» и «Класс дурацких фамилий».

 

 

Любящий детство – хороший человек Г. Михасенко

 

“Уходят люди – остаётся память. Уходит писатель – остаются книги”. – Т. Баева.

На уроке литературного чтения “Любящий детство – хороший человек Г. Михасенко” каждый ученик 4 "б" класса отвечал на вопросы, выбрав правильный вариант ответа:

1. В каком городе учился Г.П.Михасенко:

а) Москва

б) Братск

в) Новосибирск

2. По окончанию института Г.П.Михасенко получил диплом:

а) педагога

б) драматурга

в) инженера

г) писателя

3. Сколько иностранных языков он знал:

а) 2

б) 3

в) больше 4

4. Писал ли он музыку:

а) да

б) нет

5. Сочинял ли он стихи:

а) да

б) нет

6. Какое общество он возглавлял:

а) Лермонтовское

б) Пушкинское

7. Какие из нижеперечисленных произведений написал Г.П.Михасенко:

а) “Милый Эп”

б) “Секрет лабиринта Гаусса”

в) “Пятая четверть, или гость Падунского Геракла”

г) “Ау, Завьялова!”

д) “Синее море, белый пароход”

На уроке литературного чтения “Любящий детство – хороший человек Г. Михасенко” мы стали библиографами. Находили произведения Г.П. Михасенко в библиографических указателях. А затем каждая команда составляла библиографию Г. Михасенко, найдя книги на стеллажах нашей библиотеки. Для меня нужны и так важны библиографические уроки.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Николаева Л. А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. и науч.-попул. кн./ 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

2. Михасенко Г. П. Собрание сочинений в 4-х т./Ред. – Сост. Г.К.Сапронов, А.И.Кобенков. – Братск: Вектор, 2001.

3. Воспоминания / Михасенко Г.П. // Собр. соч. в 4 т. – Братск, 2001. – Т.3. – С.421.

4. Г.П. Михасенко “Писатель с берегов Ангары: Путеводитель по книгам Геннадия Михасенко / Для читателей среднего школьного возраста. – Ангарск, 2002. – 12 с.

5. Геннадий Михасенко // Иркутские писатели – детям: Рек. библиогр. указатель./ Иркут. обл. дет. б-ка; Сост. В.А. Копылова. – М., 1995. – С. 41–49.

6. Михасенко Геннадий Павлович // Писатели Восточной Сибири: Биобиблиогр. указ. Вып. 2. Ч.1 – Иркутск,1983. – С.119–121.

7. Михасенко Геннадий Павлович // Приглашаем в путешествие: Путеводитель по книгам иркутских писателей для читателей среднего и старшего школ. Возраста. / Сост. В.А. Копылова. – Иркутск, 2001. – С.69–76.

 

Прикрепленный файлSize
Г. П. Михасенко - вечный друг всех детей.docx29.03 KB
Г. П. Михасенко - вечный друг всех детей.docx29.03 KB