Размещено: Любовь Викторовна Вербицкая - ср, 16/11/2016 - 02:16
Благословляю всё, что было,
Я лучшей доли не искал...
А. Блок Ход урока. I . Организация класса.
II. Проверка домашнего задания (в начале урока).
На доске:
" Незнакомка" 1906г.
" В ресторане" 1910г.
" На железной дороге" 1910г.
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» 1912 г. III. Объяснение нового материала.
Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. "Страшный мир" - центральный цикл стихов А.Блока.
Самое страшное явление "страшного мира" - унижение и поругание любви, низведение её со звёздных высот. Доведённое до предела обострение противоречий "страшного мира" в лирике Блока было для поэта предвестием близкой гибели этого мира.
- чтение «Незнакомка».
1. Можем ли мы разделить это стихотворение на 2 части?
2. О чем нам говорит 1 часть? (самодовольная пошлость).
Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.
3. С помощью какого стилистического приема изображается пошлость? (ирония).
4. Что происходит с символами? (луна – символ любви, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»).
Вторая часть – противопоставление первой.
5. Обратим внимание на лексику. Какова она в 1 строфе? Какова во 2? (высокая, низкая).
Таким образом, эти 2 строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.
6. какие художественно-изобразительные средства использует автор? (повтор – анафора, звукопись: и кАждый вечер, в чАс нАзнАченный, девичий стАн, шелкАми схвАченный и т.д.).
- чтение «В ресторане…»
Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
- Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. Откуда доносятся эти звуки? (из другого мира).
- Где находится герой? (у окна).
- Раньше мы встречались с героем, который сидел у окна (Незнакомка).
- Что символизирует окно в стихотворении? (выход в мир любви и гармонии).
- Какой поступок совершает герой? (дерзкий, посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок).
- Чем является роза в бокале? (черный цвет – цвет скорби, страдания; роза – символ; поступок героя – вызов).
- Давайте обратим внимание, с чем автор сравнивает вино. (золотое как небо).
- Что символизирует небо? (вечность, гармония).
- Герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости. И, возможно, она не верит в свое спасение, но это ей не мешает слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.
- Что происходит дальше с героиней? Да, она уходит. Но уходит не от героя, а из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в идеальный мир и зовет за собой героя.
- Герой своим поступком вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир или этот мир – душа героя.
-чтение «На железной дороге»
– Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)
– Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)
- С чем ассоциируется героиня? (с «раздавленной» Россией, которая у Блока нередко предстает в облике женщины в цветастом платке).
- Каково место действия? (весь мир, в котором человек раздавлен).
- Это стихотворение привлекает страстностью, силою чувства, болью за погибшего человека.
– Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
- В подцикле «Пляски смерти» (1912-1914) человек, потерявший душу, предстает в образе «мертвеца». По Блоку живая душа лирического героя противопоставлена мертвенности окружающих.
– Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)
– Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)
IV. Заключение.
- Итак, какой же изображает любовь А. Блок?
1. Трагическая.
2. Временная любовь, имеющая свой короткий путь, свой регламент встреч.
3. Странная.
4. Безответная.
В лирике А. Блока - мечта о возвышенной Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нём красоту и гармонию. Противоречия "страшного мира" были сильнее любви и мечты. Поэт пришёл к выводу: жизнь катастрофична, в ней нет места гармонии. Во многих стихах звучит отчаяние:
Я пригвождён к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё равно.
Но он не отказался от поиска идеала:
И отвращение от жизни,
И к ней бездумная любовь.
V. Оценки.
VI. Домашнее задание. Сравнительный анализ стихотворений "Незнакомка",
"В ресторане".