Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Любовь и красота в "страшном" мире

Размещено: Любовь Викторовна Вербицкая - ср, 16/11/2016 - 02:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вербицкая Любовь Викторовна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ №39 им. Г.А. Чернова" г. Воркуты, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Коми
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1) образовательная: продолжить разговор о поэзии А. Блока; показать своеобразие лирики  любви в «страшном» мире окружающей действительности у Блока;          

2) воспитательная: воспитание чувства прекрасного; прививать любовь к поэзии А.А. Блока;

 3) развивающая: развитие речи, памяти, мышления; совершенствовать умение анализа лирического произведения.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Портрет поэта

Краткое описание: 
<p>Ход урока:</p> <ol> <li>Организация класса (1 мин.).</li> <li>Проверка д/з (7 мин.).</li> <li>Объяснение нового материала (30 мин.).</li> <li>Закрепление (5 мин.).</li> <li>Оценки (1 мин.).</li> <li>Домашнее задание (1 мин.).</li> </ol>

                                                                                                                 Благословляю всё, что было, 
                                                                                                                 Я лучшей доли не искал...
                                                                                                                                                     А. Блок
                                                                 Ход урока.
I . Организация класса.
II.  Проверка домашнего задания (в начале урока).

На доске:
" Незнакомка" 1906г.
" В ресторане" 1910г.
" На железной дороге" 1910г.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»  1912 г.
III. Объяснение нового материала.
            Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости. "Страшный мир" - центральный цикл стихов А.Блока.
     Самое страшное явление "страшного мира" - унижение и поругание любви, низведение её со звёздных высот. Доведённое до предела обострение противоречий "страшного мира" в лирике Блока было для поэта предвестием близкой гибели этого мира.
- чтение «Незнакомка».
1. Можем ли мы разделить это стихотворение на 2 части?
2. О чем нам говорит 1 часть? (самодовольная пошлость).
Начало передает общую атмосферу и ее восприятие лирическим героем.

3. С помощью какого стилистического приема изображается пошлость? (ирония).

4. Что происходит с символами? (луна – символ любви, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»).

Вторая часть – противопоставление первой.

5. Обратим внимание на лексику. Какова она в 1 строфе? Какова во 2? (высокая, низкая).

Таким образом, эти 2 строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.
6. какие художественно-изобразительные средства использует автор? (повтор – анафора, звукопись: и кАждый вечер, в чАс нАзнАченный, девичий стАн, шелкАми схвАченный и т.д.).
- чтение «В ресторане…»

Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному. 
- Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. Откуда доносятся эти звуки? (из другого мира).

- Где находится герой? (у окна).

- Раньше мы встречались с героем, который сидел у окна (Незнакомка).
 - Что символизирует окно в стихотворении? (выход в мир любви и гармонии).

- Какой поступок совершает герой? (дерзкий, посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок).

- Чем является роза в бокале? (черный цвет – цвет скорби, страдания; роза – символ; поступок героя – вызов).
- Давайте обратим внимание, с чем автор сравнивает вино. (золотое как небо).

- Что символизирует небо? (вечность, гармония).

- Герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости. И, возможно, она не верит в свое спасение, но это ей не мешает слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

- Что происходит дальше с героиней? Да, она уходит. Но уходит не от героя, а из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в идеальный мир и зовет за собой героя.

- Герой своим поступком вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир или этот мир – душа героя.

-чтение «На железной дороге»

– Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)
– Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая...». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

- С чем ассоциируется героиня? (с «раздавленной» Россией, которая у Блока нередко предстает в облике женщины в цветастом платке).

- Каково место действия? (весь мир, в котором человек раздавлен).

- Это стихотворение привлекает страстностью, силою чувства, болью за погибшего человека.

– Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

- В подцикле «Пляски смерти» (1912-1914) человек, потерявший душу, предстает в образе «мертвеца». По Блоку живая душа лирического героя противопоставлена мертвенности окружающих.

– Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

– Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь  канала»)  и  необычная  гипербола  («Умрешь  –  начнешь  опять сначала»)

IV. Заключение.

- Итак, какой же изображает любовь А. Блок?

1. Трагическая.

2. Временная любовь, имеющая свой короткий путь, свой регламент встреч.

3. Странная.

4. Безответная.
В лирике А. Блока - мечта о возвышенной Любви, являющейся в мир, чтобы утвердить в нём красоту и гармонию. Противоречия "страшного мира" были сильнее любви и мечты. Поэт пришёл к выводу: жизнь катастрофична, в ней нет места гармонии. Во многих стихах звучит отчаяние:
                                                              Я пригвождён к трактирной стойке.
                                                              Я пьян давно. Мне всё равно.
Но он не отказался от поиска идеала:
                                                                И отвращение от жизни,
                                                                И к ней бездумная любовь.

V. Оценки.
VI. Домашнее задание.
Сравнительный анализ стихотворений "Незнакомка", 
"В ресторане".

Прикрепленный файл Размер
Любовь и красота в страшном мире.docx 16.95 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн