Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исчезнувшие святыни земли Моршанской

Фото пользователя Таисия Николаевна Храмцова
Submitted by Таисия Николаевна Храмцова on пн, 21/11/2016 - 20:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузьмина Ольга,10 класс. Руководитель Храмцова Т.Н.
Место работы, должность: 

Карельский филиал МБОУ Устьинской СОШ Моршанского района Тамбовской области, учитель МХК, музыки

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Цель работы: </strong>восстановить историю исчезнувших православных храмов, располагавшихся на территории города Моршанска.</p> <p><strong>Задачи</strong>:</p> <p>1.Познакомиться с удивительной и трагичной судьбой православных храмов города.</p> <p>2. Проанализировать исторические источники и обобщить сведения об исчезнувших православных храмах города, выстроить хронологическую последовательность и обстоятельства возникновения храмов.</p> <p>3. Собрать и проанализировать информацию о духовном наследии города, о священнослужителях.</p> <p>4. Привлечь внимание общественности к&nbsp; результатам исследования и восстановлению утраченных святынь города.</p>

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

I. Первые страницы летописи………………………………………………..4

                 

                 II. Исчезнувшие святыни города……………………………………………..5

1. Софийская соборная церковь………………………………………………...5

2. Вознесенская церковь………………………………………………………...6

3. Часовня Казанской иконы Божией Матери на Вознесенской площади…..7

4. Никольская (Рождество –Богородичная) приходская церковь…………….8

5. Казанская церковь слободы Барашево……………………………………....9

III. Святые места сегодня…………………………………………………….10

 

Заключение……………………………………………………………………..10

 

Литература……………….……………………………………………………..11

 

Приложение……………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Мы живем в XXI  веке, - это время перемен, проведения глобальных преобразований во всех сферах жизни общества. За экономическими  политическими и социальными проблемами, мы порой не замечаем, что духовная сторона жизни, остается в тени. Издавна,  русские люди были очень религиозны, посещали святые места, церкви, соблюдали церковные праздники. Но с приходом новой власти, в н.XX века отношение к религии  изменилось, святыни разрушили. Только в 2000-е годы начинается восстановление церквей и духовное возрождение народа. В последнее время, в нашей стране возрос интерес к православной культуре. В системе образования первостепенным является духовно – нравственное воспитание, которое невозможно без изучения истории памятников церковной архитектуры. До последнего времени история религиозного служения, история храмов в Моршанске была изучена мало в силу понятных причин. На эту сторону духовно-нравственной жизни не обращалось достаточного внимания в советские годы. Но наш город богат своим духовным прошлым. Без изучения истории храмов, религиозной деятельности в нашем городе невозможно понять и объяснить многое в истории нашей местности.

        Сегодня, новый взгляд на забытые когда-то  святыни, их восстанавливают, воскрешают, дают новую жизнь... Одной из важнейших  задач сегодняшнего поколения является задача сохранения памяти о минувших событиях, фактах, памятниках архитектуры, истории края, в котором живут люди.  Считаю тему своей работы актуальной, т.к.  на мой взгляд, каждый человек должен быть знаком с прошлым своей родины, чтобы будущие поколения знали свою историю, свой край, чтобы память о культурном и духовном наследии прошлого не исчезла. Наш долг – не только помнить, но и искупить вину наших отцов и дедов, их безверие и бездуховность, потому что народ, который не хранит свои святыни и предаёт память предков, не имеет будущего. Судьба нашего Отечества зависит от нравственного состояния народа, которое во многом определяется ролью православной культуры в жизни людей.

        Работая с историческими источниками и архивными документами, мы познакомились с  историей создания  храмов,  удивительной и трагичной судьбой православных святынь Моршанска.  В работе приведены сведения об исчезнувших храмах некогда богатого купеческого города.

        Начиная работу над проектом, мы выдвинули следующую гипотезу:

разрушение православных храмов не привело к полному уничтожению веры в сердцах людей, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях.

Цель работы: восстановить историю исчезнувших православных храмов, располагавшихся на территории города Моршанска.

Задачи:

1.Познакомиться с удивительной и трагичной судьбой православных храмов города. Изучить историю исчезнувших храмов г. Моршанска.

2. Проанализировать исторические источники и обобщить сведения об исчезнувших православных храмах города, выстроить хронологическую последовательность и обстоятельства возникновения храмов.

3. Собрать и проанализировать информацию о духовном наследии города, о священнослужителях.

4. Проследить судьбу православных храмов города.

5. Привлечь внимание общественности к  результатам исследования и восстановлению утраченных святынь города.

Объект исследования: исчезнувшие православные храмы.

Предмет исследования: исторические факты создания и разрушения церквей.

Методы исследования: анализ краеведческой литературы, газетных публикаций; поиск информации в Интернете; сбор фото; анализ; обобщение; компьютерная обработка материалов.

 

I. Первые страницы летописи.

        Моршанск XVIII-XIX в.в. – небольшой уездный городок Тамбовской губернии. Старинный Моршанск – это город многочисленных церквей, составлявших главное украшение великолепного архитектурного ансамбля. Удостоился Моршанск посещения двух царственных особ: будущего царя Александра II с его наставником поэтом В.Жуковским и последнего Императора Николая II.

       В XVIIIв. с. Морша становится  крупным узлом гужевых дорог и речным портом на р. Цне. К середине 70-х годов с. Морша по экономическим показателям достигло уровня многих городов, и 16 сентября 1779 г. повелением  императрицы Екатерины II был издан указ «О состоянии Тамбовского наместничества из 15 уездов», которым с. Морша было переименовано в город Моршанск и стало административным центром обширного уезда Тамбовской губернии и крупным торговым узлом. Важнейшей торговой магистралью служила Цна. С пристани грузы на баржах отправлялись по рекам Мокше, Оке, Волге и далее по речным системам  в Петербург, Рыбинск, Нижний Новгород, Москву, Муром. За год из Моршанска вывозили до 14 млн. пудов различных грузов: хлеб, муку, сало, кожу, скот, пеньку, махорку. Одновременно в Моршанск прибывали для переправки гужевым транспортом в южные уезды губернии камень, соль, разные фабричные изделия. В 1856 г. выпущена Открытка Российской Империи, на которой Моршанск перечислен как второй по важности город губернии.7

          Моршанск - один из старейших городов Тамбовской области. Улицы его еще хранят неповторимые черты ушедших столетий, придающее городу своеобразный облик. Ярким напоминанием времён минувших является жемчужина культурного наследия – Троицкий собор, архитектурные памятники: торговые ряды, купеческие особняки.  

 

II. Исчезнувшие святыни города

        Русское государство на всем протяжении своего более чем 1000 летнего существования никогда не мыслило себя вне Православной  Веры. Эта вера была растоптана в начале XX века и как символично, что  XXI век нам ее и возвращает.

        В результате проведенного исследования  стало известно, что на территории г. Моршанска православные храмы существовали с XVII века. Первые сведения о причте Никольской церкви относятся к 1674 году.1 Первый храм села Морша располагался в районе нынешнего следственного изолятора. Однако точных сведений о дате его построения нет. Возможно в стенах этого храма служил сам святитель Питирим, который в 1685-1698 годах был епископом Тамбовским и Козловским. К началу ХХ века в Моршанске и его слободах  насчитывалось 14 храмов. К концу ХХ века  на территории города сохранены только три храма: Троицкий собор, Никольская церковь, старообрядческая Успенская церковь (первая Пасхальная служба проведена в  2013 г.).

 

1. Софийская соборная церковь.

        В Моршанском историко-художественном музее хранится Общее описание старого соборного Софийского храма: «Каменный храм во имя Св. Софии Премудрости Божией построен усердием и иждивением московских купцов: Петра, Федора и Аверкия

Копейкиных в 1752 г. ... Архитектура — в византийском стиле...».

       Строительство храма началось в 1748 году, когда Морша была еще селом. Первоначально храм имел вид удлиненный: в длину 16 саженей и 1 аршин; в ширину — 6 саженей и 1 аршин. Высота — 15 саженей. Свет поникал в храм через два яруса окон, на всех окнах стояли ажурные железные решетки. Наружный орнамент, выложенный из кирпича и известкового камня, придавал храму особую нарядность. Храм и двухъярусная колокольня были увенчаны позолоченными главами с ажурными четырехконечными крестами с полумесяцем внизу. Колокольню украшали встроенные часы с гирями. Самый большой и звучный колокол из 10 колоколов весил  500 пудов. Колокола были отлиты в Москве, а также моршанскими умельцами.

       Главный престол во имя Софии, Премудрости Божией, освящен в 1753 году. В 1833 г. с северной стороны пристроили и освятили придел во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, чудотворца. Пятиярусный иконостас коринфского ордера с деревянными резными украшениями, позолоченными колоннами поражал своим великолепием. В главном алтаре храма над престолом был установлен куполообразный балдахин на восьми алебастровых колоннах. Наиболее чтимой была икона Казанской Божией Матери. Омофор на Голове Богоматери был сделан из бархатного покрывала, расшитого золотом и самоцветами. Царские врата обложены медным посеребренным окладом. Изнутри стены были расписаны сюжетами из Священного Писания. Дорогая церковная утварь, богатая ризница, пышное убранство храма было возможным благодаря щедрым пожертвованиям как простого люда, так и купцов.

      Успение Пресвятой Богородицы считалось престольным праздником в Софийском соборе, т.к. службы Софии Премудрости Божией не существовало и Православной Церковью было принято праздновать этот день на Успение или Рождество Богородицы.  Праздник Успения совпадал с днем открытия в Моршанске ярмарки, которая была известна в 18 в. на всю Россию. Библиотека Софийского собора была лучшей в городе. До освящения нового Троицкого собора в 1957 г., Софийский собор был центром духовной жизни города. В соборе служили: Афанасий Иванов (1821-1826 г.г.), Феодор Михайлов (1826-1830 г.г.), Феодор Егоров (1830-1832 г.г.), Андрей Яковлевич Воскресенский (1832-1856 г.г.), Тихон Иванович Ивинский (1847-1855 г.г.), Никита Иванович Коптевский (1849-1852 г.г. – благочинный сельских церквей, награжден орденом святой Анны III степени).

        В 1857 г. приход Софийской церкви был приписан к новому Троицкому собору. Во время страшного пожара 1875 г. Софийский храм остался невредим. Вплоть до революции 1917 г. здание Софийского собора использовалось как полковая церковь воинских частей.

        В 1922 г. церковь была разграблена активистами комитета помощи голодающим. В 1929 г.  церковной колокольни сняли колокола «на дело революции». Большой колокол сбросили в Лазареву субботу, оскорбив тем самым чувства верующих. Огромный колокол разбивали на куски, он плохо кололся, издавая пронзительные звуки, будто тоже плакал, прощаясь со своей звонницей и людьми. Официальной датой закрытия храма считается  июль 1927 г., на здание претендовал городской музей во главе с П.П. Ивановым. Директор музея пытался спасти здание от разрушения, поставив его на баланс музея. В период с 1935 г до 1942 г. церковь была разрушена. Вместе с храмом были стерты с лица земли могилы священников, похороненных возле собора.5

 

2. Вознесенская церковь.

       В 1799 г. на Базарной площади на средства купца Алексея Дмитриевича Тюлюкина началось строительство трехпрестольного храма в честь Вознесения Господня, которое завершилось в 1802 г. Южный престол освятили в честь Покрова пресвятой Богородицы,  а в 1813 г. северный престол освящен во имя Алексея, человека Божия. Вознесенская церковь в течение длительного  времени была богатой и благоустроенной благодаря пожертвованиям прихожан, среди которых были люди состоятельные. На средства купца Василия Макашина был обновлен иконостас в 1837 г., установлены Амосовские духовые  печи. В 1909 г. купец Константин Тюлюкин на собственные средства провел в церкви электрическое освещение и вентиляцию. Купец 3-й гильдии Василий Егорович Булаткин приобретал необходимые для храма вещи за что неоднократно награждался медалями.     

        Снаружи церковь имела розоватую окраску и темно-синие купола. Внутри стены были отделаны под мрамор, иконостасы были позолоченными и изящной резьбой и иконами в серебряных с позолотой ризах. Прихожане особо чтили икону Божией Матеи «Всех скорбящих Радость». Современники вспоминали, что церковь имела лучшую в городе утварь и ризницу, богатую библиотеку. При Вознесенской церкви действовала богадельня, которую учредила мещанка Евдокия Андреевна Каверина.5

        О священстве храма известно мало. Первыми священнослужителями были Иван Петров, Михаил Федотов. С 1840 г. в церкви служил Феодор Воздвиженский. Настоятелем храма долгое время был Димитрий Матвеевич Соллертинский.

3. Часовня Казанской иконы Божией Матери на Вознесенской площади

         Среди больших и малых часовен Моршанска Казанская была самой известной и любимой верующим людом. На протяжении нескольких лет она  играла важную роль в духовной жизни города. Часовня была построена в честь великой святыни – Вышенской чудотворной иконы Божией Матери, которая дважды избавляла жителей Моршанска от эпидемий холеры в 1853 и 1858 годах. В память о заступничестве Богородицы в июне 1862 г. Указом Священного Синода был учрежден ежегодный Крестный ход с чудотворным образом. По прибытии в Моршанск икона находилась в Троицком соборе, откуда ее носили по домам по заранее составленным спискам. В благодарность к святыне, моршанцы решили построить для нее часовню. Место под постройку отвели на Вознесенской площади между хлебными торговыми рядами и домом купца Павлова (ныне Дом детского творчества). Именно там во время эпидемий холеры выставляли чудотворный образ, к которому со всего уезда стекалось множество верующих, совершались молебны. В 1884 г. началось строительство часовни на пожертвования горожан. Сначала часовня была приписана к Троицкому собору, затем  - к расположенной рядом Вознесенской церкви. Имя архитектора неизвестно, но, несомненно, он был человеком талантливым. Стиль постройки – старорусский крестово-купольный. Постройка имела беловато –желтый цвет, украшением которой являлся главный восьмигранный голубой купол  с позолоченным крестом. Внутрь с трех сторон вели металлические застекленные двери. К круглосуточно открытой двери снаружи был пристроен тамбур с кованым козырьком. По обеим сторонам от двери висели иконы с изображением святых. Внешнее убранство часовни завершали аттики с нишами для икон, украшенные лепниной и кирпичной кладкой, небольшие главки с крестами. Подкуполный барабан украшали ниши с иконами и арочные окна. Часовня была обнесена металлической оградой на кирпичном цоколе с калитками против каждого входа. Торговать и оставлять подводы вблизи ограды запрещалось.

       Из-за большого количества окон, в часовне было много света. Большое паникадило зажигалось только по праздникам или во время пребывания здесь «Заступницы». Пол был выложен плиткой бордового и белого цветов, стены украшала роспись.  В алтаре находилась точная копия Вышенской иконы, образы Архангела Михаила и Георгия Победоносца. Часовня никогда не пустовала. В базарные и ярмарочные дни на двух больших канделябрах не хватало места для зажженных свечей. За стенами часовни – шум огромного рынка, внутри – молитвенная тишина и благодать. Казанская часовня была единственным местом в городе, где читалась Неусыпаемая Псалтирь, добровольцы записывались на чтение заранее.5 

4. Никольская (Рождество – Богородичная) приходская церковь.

         В 1803 г. во имя святителя Николая Чудотворца была построена однопрестольная церковь. В 1807 г. был освящен первый придел во имя  святителя Николая Чудотворца. Никольская церковь в скором времени оказалась тесной для многочисленных прихожан и решено было построить новый просторный каменный храм. В 1813 г. завершилось строительство новой каменной церкви. Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, церковь стала называться Рождество – Богородичной, хотя народ по-прежнему называл ее Никольской. В 1818 г. с северной стороны выстроили еще один придел, который освятили только в 1824 году во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. В 1839 г. завершилось строительство каменной колокольни не без помощи купца Ефима Феодоровича Тюлюкина. К 1840 г. снова встал вопрос о расширении площади храма, ставшей тесной для растущего населения, но только в 1857 году начались строительные работы. Освящение храма состоялось в 1868 г. Он стал пятипрестольным: главный престол в честь рождества Богородицы; приделы – во имя святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев; в честь усекновения главы Иоанна Крестителя; во имя святого Димитрия Солунского; во имя святителя Николая Чудотворца. Пожар 1875 г. нанес серьезный ущерб церкви. Буквально через год ремонт уже был завершен. На средства купца Ивана Евсеевича Болдырева была восстановлена настенная живопись на сюжеты священного Писания. При храме существовало попечительство, работала библиотека. В 1893 г. на средства почетного гражданина Моршанска Леонида Григорьевича Фанталова внутри ограды было выстроено одноэтажное каменное здание церковноприходской школы, одной из лучших в городе, а в 1897 г. – здание богадельни. На строительство богадельни, а также на обновление церковных иконостасов деньги пожертвовала Матрена Артемовна Фанталова. С 1907 по 1911 г. в церкви проведено паровое отопление и электричество, пол выложен терракотовой плиткой, заменена железная кровля, приобретена новая церковная утварь. На столь капитальный ремонт средства выделены купцом Григорием Васильевичем Белоусовым.

         В разное время в храме служили священники: Александр Николаев, Алексей Феодоров, Николай Пономарев, Дмитрий Лебедянский, диакон Прокопий Феодоров, дьячок Афанасий Феодоров. В 1914 г. в церковь был переведен священник Митрофан Андреевич Замятин, назначенный законоучителем и наблюдателем школ. С 1915 г. до 1922 г. настоятелем храма был Андрей Иванович Агатов.5

5. Казанская церковь слободы Барашево.

         В 1893 г. в слободе Барашево была построена новая пятикупольная Казанская церковь. Храм имел три престола. Главный престол – в честь казанской иконы Божией Матери, пределы освящены в честь Николая Чудотворца и  великомученика и целителя Пантелеимона. Внешне церковь была очень нарядной: белые стены, зеленая кровля с пятью голубыми куполами и позолоченными крестами. Внутрь можно было подняться по нескольким чугунным узорным ступенькам. Особое внимание заслуживает забор из красного кирпича, которым была огорожена церковь. С западной стороны на каменном цоколе стояла кованная изгородь. Пролеты были обозначены четырехгранными столбами с крестами наверху. По четырем сторонам забора стояли круглые башни. Всем своим обликом церковный ансамбль напоминал небольшую крепость. Неподалеку от храма располагалось здание церковноприходской школы, в котором в настоящий момент располагается 2-я городская библиотека.  На территории церкви был разбит большой фруктовый сад. Церковь имела свою колокольню, а 10 колоколов на ней считались особой гордостью прихожан. Самый звонкий колокол висел отдельно от всех, который служил для оповещения населения о пожаре (ведь именно в Барашевской слободе начался пожар в 1875 г., который уничтожил практически все городские постройки). Напротив церкви располагалась церковная конюшня, которая очень долго просуществовала, ее снесли толь в 2000 г.5

        Внутреннее убранство храма было очень торжественным. Стены расписаны в древнерусском стиле, пол был выложен из разноцветной плитки, резные иконостасы позолочены. Через витражные окна струился солнечный свет, который переливался яркими красками. Отопление было калориферным. Моя прабабушка Ачапина Евдокия Никитична рассказывала о том, как зажигали свечи на паникадилах. Бронзовые паникадила опускали к полу при помощи барабана. По свечным фитилям натягивали нитку, конец которой свешивался в зал. Перед началом службы его поджигали, и свечи по цепочке загорались. Все прихожане очень ждали этого момента. А мне запомнилось из ее рассказа  то, что в подвале церкви в сундуках хранили свое добро люди. Боялись повторения пожара. Настоятелем храма был Алексей Балыклейский, которого арестовали в 1937 г.

III. Святые места сегодня….

Софийская соборная церковь: на месте разрушенного храма построили деревянный кинотеатр, но он вскоре сгорел. На этом месте много лет безуспешно строили кинолекторий, в 1980 г. –танцевально-спортивный зал для молодежи. Недостроенное здание неоднократно горело. По мнению горожан,  никакие постройки, кроме духовных, на этом месте стоять не будут. Однако, в настоящее время, на этом святом месте монтируется сцена для проведения всевозможных городских праздников. Наверно, можно было бы найти для этого более подходящее место.

Вознесенская церковь: в 1929 г. церковь разрушили, Базарную площадь переименовали в Октябрьскую, а  в 70-х годах 20 в. на площади был поставлен памятник В.И. Ленину, на месте храма располагаются рыночные павильоны.

Часовня Казанской иконы Божией Матери на Вознесенской площади: весной 1929 г. решением Горсовета Казанская часовня была разобрана на кирпич. Якобы часовня мешала пешеходному движению. Духовенству и мирянам отстоять часовню  не удалось. Это была первая огромная потеря Моршанска. Сейчас на этом месте – тротуар.

Никольская (Рождество – Богородичная) приходская церковь: в 30-х годах церковь была разрушена и на ее месте построили жилой дом. В здании  бывшей церковноприходской школы и богадельни, которое было построено в конце XIXв. благотворителями купцами Фанталовыми ныне находится туберкулезный диспансер.

Казанская церковь слободы Барашево: во время ВОВ церковь была взорвана. Сейчас на этом месте стоит жилой дом.

Заключение.

В процессе работы над проектом, изучая историю городских храмов, я узнал много нового об истории Моршанской земли, об истории церквейи о людях, возрождавших и хранивших Православную веру в нашем городе в трудные годы безверия и бездуховности, получил навыки работы с разными источниками информации, расширили свой кругозор. Мне удалось реализовать нашу цель и решить поставленные задачи.

  •  

1. В Моршанске богатое религиозно-историческое прошлое.

2. Разрушение православных храмов не привело к полному уничтожению веры в сердцах людей, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остаётся в потомках, а сейчас проявляется у молодого поколения.

3. Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.

4. В настоящее время уцелевшие храмы являются памятниками архитектуры и местом, объединяющим людей в возрождении православной веры и церковных обрядов.

       Очень хочется, что бы наша православная культура заново возродилась. Мы научились любить и беречь исторические памятники, наше историческое прошлое. Духовное наследие нашего города необходимо сохранить и возобновить. Ибо как уже было сказано без духовности нет Родины, нет человека с высокими мыслями, поступками и делами.

         Убежден, что горожанам небезразлична история Моршанска. Хочется верить, что в скором времени будут восстановлены порушенные храмы, будут радостно звучать их колокола рассказывая  нам о своей истории.  Ростки Православия, появляющиеся в сознании всё большего количества людей, вселяют уверенность в неизбежное торжество истинной веры. «Русь святая, храни веру Православную в ней же твоё утверждение». 

Перспектива.

       Уверен, что информацию, которую мы собрали во время работы над проектом, необходимо использовать на уроках географии, истории, краеведения, при проведении тематических классных часов.

        Теплится надежда, что  найдутся  меценаты, спонсоры и просто неравнодушные люди, которые смогут восстановить былое величие города, его уникальные храмы, памятники архитектуры.

Список использованной литературы

 

1. Диакон Тимофей. Летопись села Морши //Согласие.2002. №25

2. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 1,2,3. М., 1884.

3. Иванов П.П. Материалы по истории Мордвы VIII –XIвв.-Дневник археологических раскопок. Моршанск,1952.

4. Кученкова В.А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993.

5. Озорнов И.И. Моршанск православный. Тамбов, 2010.

6. Снытко М.К. Город Моршанск. Тамбов, 1963.

 

Интернет-ресурсы:

1. www.morshansk.ru

2. www.goroda-rossii.com

3. www.monulent.ru

4. www.sobory.ru

5. www.morshansk-foto.narod.ru

6. www.forumtyurem.net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Приложение

 

Никольская (Рождество – Богородичная) церковь.

 

 

 

Здание церковноприходской школы (ныне туберкулезный диспансер).

 

 

 

 

 

 

 

 

Софийская соборная церковь.

 

 

 

Казанская церковь слободы Барашево.

 

 

 

 

Вознесенская церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часовня казанской иконы Божией Матери на Вознесенской площади (ныне Октябрьская площадь).