Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Мастер – класс: "Край ты мой родной - Поволжье" "Краеведческий принцип обучения биологии в свете требований стандартов второго поколения"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Криворучко Ю.А.
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ № 19 с.Ключи Красноармейского района Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
  • расширить  представление обучающихся  о своей малой Родине, Родном Крае;
  • углубить  знания о культуре,  исторических традициях, обычаях народов Поволжья,
  • познакомить с костюмами и фольклором  народов Поволжья (немцы, татары, русские, украинцы)
  • формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;
  • формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;
  • создать атмосферу праздника и добра.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, ноутбук,электронные презентация, живая музыка, национальные костюмы (русский, татарский, немцев, украинцев), национальные блюда Народов Поволжья, карточки с заданиями.

Используемые ЦОР: 

 интернет сайты.

Краткое описание: 
<p><strong>Актуальность выбранной темы:</strong> обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности.&nbsp;</p> <p>Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! &nbsp;&nbsp;&nbsp;Наше мероприятие мы открыли просмотром видеоролика о Родном крае и словами &nbsp;стихотворения поэтессы Красноармейского района Зинаиды Силкиной. Проглядев видеоролик&nbsp; и прослушав стихотворение ответьте на вопрос?&nbsp; &laquo;Чему будет посвящено наше мероприятие?&raquo;</p> <p>&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;Правильно о нашем родном крае, о дружбе народов. У каждого человека есть своя малая&nbsp; родина &ndash; край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой Родной край и знать о нем как можно больше.&nbsp;</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сегодня вам представляется&nbsp; возможность &nbsp;рассказать о своей малой родине, поделиться интересными историями о родном крае, &nbsp;о народах, проживающими на территории Красноармейского района, об особенностях &nbsp;их национальной культуры, &nbsp;их праздниках , традициях.</p>

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 "ООШ № 19 с. Ключи Красноармейского района  Саратовской области"

 

 

 

 

Мастер – класс: "Край ты мой родной -  Поволжье"

 "Краеведческий принцип обучения биологии в свете требований стандартов второго поколения"

 

 

 

 

 

        

 

 

                                 Подготовил и провел учитель биологии, экологии: Криворучко Ю.А.

 

2015г.

Тема: "Край ты мой родной - Поволжье"

Цель:

  • расширить  представление обучающихся  о своей малой Родине, Родном Крае;
  • углубить  знания о культуре,  исторических традициях, обычаях народов Поволжья,
  • познакомить с костюмами и фольклором  народов Поволжья (немцы, татары, русские, украинцы)
  • формирование толерантности, уважения к людям разных национальностей;
  • формирования чувства патриотизма к своему краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее;
  • создать атмосферу праздника и добра.

 

Задачи:

  • совершенствовать навыки работы в группах умение видеть, слышать партнера по общению;
  • закреплять умение работать в диалоговом режиме;
  • формированию умения работать с краеведческим материалом (с использованием различных способов поиска в справочных источниках, учебном информационном пространстве сети Интернет);
  • воспитание любви  к своей малой Родине, уважения к национальным традициям Красноармейского  района;
  • воспитания  чувства гордости за свой край, чувство патриотизма, память к прошлому своего народа, любовь к Отечеству, к родному языку, желание быть полезным своей стране, своему родному краю, народу,
  • развивать гражданскую позицию, ответственность за свой народ и малую Родину; воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы родного края, умение беречь её.

 

Актуальность выбранной темы: обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной, патриотически-ориентированной, толерантной личности. 

 

Межпредметные связи: экология, биология, краеведение, история, география.

 

  • мультимедийный проектор, ноутбук,  электронные презентация, живая  музыка, национальные костюмы (русский, татарский, немцев, украинцев), национальные блюда Народов Поволжья, карточки с заданиями.

 

  • : самовар, стол, лавочка, баранки, чашки.

Организация рабочего пространства:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная,
  • мастер-класс.

Формы организации:

  • опережающие задания;
  • групповая деятельность;
  • работа с ТСО ноутбук, слайд -проектор;
  • игровые упражнения;
  • обобщающая беседа

Методы:

  • игровые ситуации;
  • проблемные вопросы;
  • наблюдения;
  • беседы

 

 

ХОД УРОКА

  1. Вступительная часть

Мы все родились в России

  Автор: Зинаида Силкина

В.  Мы все родились в России
 Для нас нет отчизны милей.
 И эти просторы степные,
 Раздолье лесов и полей.
   
 Как много же нас у России,
 Народов и разных племён,
 Живущих под небом синим,
 Кто дружбой единой силён.
 

          Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!    Наше мероприятие мы открыли просмотром видеоролика о Родном крае и словами  стихотворения поэтессы Красноармейского района Зинаиды Силкиной. Проглядев видеоролик  и прослушав стихотворение ответьте на вопрос?  «Чему будет посвящено наше мероприятие?»

            Правильно о нашем родном крае, о дружбе народов. У каждого человека есть своя малая  родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Ведь мы хотим быть настоящими патриотами, любить и уважать свой Родной край и знать о нем как можно больше. 

         Сегодня вам представляется  возможность  рассказать о своей малой родине, поделиться интересными историями о родном крае,  о народах, проживающими на территории Красноармейского района, об особенностях  их национальной культуры,  их праздниках , традициях.

Задание№ 1

                 У вас на партах лежат конверты с мозаикой. Ваша задача быстро собрать из мозаики природный объект и угадать его. (животное кабан из заказника с. Садовое Красноармейского района, растение Красной книги тюльпан и кубышка желтая).  Выигравшая команда в этом конкурсе получает один из элементов картины Герб Красноармейского района). Ваша дружба и согласие помогли вам быстро выполнить это задание.  

Население

 Группа №1

            Уникальность Поволжья заключается в том, что оно является одним из многонациональных регионов нашей страны. В Поволжье живут русские, татары, немцы, украинцы и другие народы. А какие вы знаете народы проживающие на территории Поволжья? (мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казахи, грузины, чеченцы, узбеки, таджики, азербайджанцы). Ответившим группам на поставленный вопрос выдается элемент герба).

Ученик 1.

Многонациональность нашего края связана с историей  его освоения и его заселения. Татары проживают со времен Золотой орды. Украинцы, спасаясь от неволи и жестокости бежали на Волгу в XIII веке. Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. привело многих из них в Поволжье. Первыми на свой страх и риск направлялись в Поволжье разные искатели приключений, «гулящие» люди и бродяги, надеясь на привольное житье подальше от назойливого присмотра властей и господ.

Ученик  2.

Немцы появились в нашем крае со времен правления Екатерина II . Поволжье считается центром российских немцев. Остальные народы немногочисленны. Значительный урон населению принесла Великая отечественная война. А немцев в 1941 году переселили в Казахстан. Многие из немцев, вернувшихся в Поволжье в 60 — 70-х гг., после распада СССР уехали в Германию. Но несмотря не на что  каждая нация сохраняет особенности своей культуры.

 

Традиции

Национальные костюмы

       Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. Одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением.

 

Ученик 3.

  • Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это - свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, бешметы, закругленный головной убор из войлока, меха и ткани, и также узорнаякожаной обувь.

Ученик 4.

  • Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, девушки могли ходить с открытой головой. Они заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.

Ученик 1.

  • Традиционная немецкая одежда сложилась в 16 -17 веках. Женщины носили белые рубашки, юбки из домотканого холста темного цвета, кофты преимущественно темных тонов. Обязательной принадлежностью костюма был передник. Повседневные передники шились из хлопчатобумажных тканей, а праздничные – из шелка, кисеи с тканым узором, украшались рядом застроченных складочек.

Молодые девушки носили на голове чепцы, завязанные под прической на затылке. Одежда мужчин состояла из белой рубахи, холщевых штанов темного цвета, жилетки на пуговицах. В качестве верхней одежды носили кафтан, длиннополый сюртук либо куртку темного цвета.

Ученик 4.

  • Украинский народный костюм символизирует характер  украинской души. Одним из основных элементов украинского народного костюма была рубаха, которая присутствовала всегда независимо от ритуала, традиций и событий. Характерной чертой рубашки была вышивка, которая собственно и стала  символом украинской одежды. Рубаху украинцы заправляли в шаровары. Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком.

   Экологически чистый материал для изготовления одежды, мебели, изб.

Ученик 1.

  • Если говорить о качестве одежды, мебели и избах этих народов, все это было сделано из экологически чистого материала. А в богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба.  Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна»

Одежду у русских шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью.

Ученик 4.

<>· 

 

Национальные блюда

 Учитель: Говоря о народе, нельзя забывать о национальной кухне.

Ученик

для традиционного быта татар характерен порядок подачи определенных блюд в зависимости от повода. Основу питания татарского блюда составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Популярна была лапша домашнего приготовления. Чак-чак – это национальное татарское  блюдо. А все благодаря тому, что издревле татарский народ успешно и активно занимался сельским хозяйством и пчеловодством. Так, сладкое лакомство «чак-чак» готовится из традиционных продуктов — муки, молока, яиц, масла и меда.

Ученик

  • Русская кухня одна из самых популярных и широко распространённых в мире. Русские блюда легко приготовить. В русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Одно из самых древних блюд- блины. Самым любимым блюдом русской кухни являются пироги. Они издревле и по сей день пекутся по праздникам. При этом каждому празднеству соответствовал особый вид пирогов.

Ученик

  • Немецкая кухня считается очень питательной.  Это  зависит от географического  положения. Во время холодных зимних периодов немцам приходится есть высококалорийную и питательную пищу для поддержания здоровья. Такого как свинина, птица, дичь, телятина, говядина, а также сосиски и колбасы. Огромной популярностью среди немцев пользуются бутерброды и пиво.

Ученик

  • Украи́нская ку́хня складывалась на протяжении многих веков. Украинская национальная кулинария богата кушаньями. Свинина в украинской кухне идёт на приготовление самых разнообразных блюд. Очень популярно среди украинцев свиное сало. Сало может быть самостоятельной едой – холодное солёное или копченое. Такие блюда, как тушеное мясо с картофелем, борщи, украинские битки, шпигованные чесноком, буженина, тушеная с капустой, не обходится без этого важного элемента украинской кухни.
Задание группам (про национальные блюда)
Разгадай фил форд.  Назови национальные блюда.  (Выигравшая команда в этом конкурсе получает один из элементов картины Герб Красноармейского района).

 

  •  
  •  

Важным средством в воспитания на народных традициях является народное творчество. Таким является местный фольклор. Многим ли знакома эта страница истории своей малой родины? (ответы)

До недавнего времени мы часто и не задумывались, где создана та или иная сказка. В сказках разных народностей есть общие  и общие сюжеты.  Народ сам отметил одну особенность сказок: " "Сказка-ложь, да в ней намек.. ". Но сказка-ложь оказывается и самой настоящей правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Героем сказок часто становится солдат, кузнец, крестьянин. А в богаче сосредоточено все плохое - скупость, жадность, жестокость. Бедняк же всегда честен, добр, трудолюбив.

Исполнение песни на татарском языке

А теперь пришло время подвести итоги. Каждая группа в течении всего мероприятия за правильные ответы получала элементы для того чтобы собрать картину. Посмотрим насколько это вам удалось. Но мы  считаем, что победила дружба.

Заключение

               Россия всегда являлась многонациональным государством, а в регионе Поволжья, на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

 

 Если мы  не любим старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у нас  нет любви к своему родному краю. Если мы  равнодушны  к памятникам истории своей малой родины, то значит мы  равнодушны к своей стране». «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Сегодня на кануне празднования 70-тилетия победы можно твердо сказать, что благодаря дружбе народов и их сплоченности они смогли победить в Великой Отечественной войне. Потому что были не ты, не я, а были мы.

И в заключение нашего мероприятия ребята споют вам песню.

   По окончании нашего мероприятия мы просим вас оставить ваши отзывы о нашем мероприятии на этом дереве.

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
мастер - класс.pdf480.44 KB
Презентация1.pptx4.07 MB

»  Tags for document: