Официальный сайт sosamba138 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Детский сад и семья

Выберите действие:

Подготовила: воспитатель МАДОУ детский сад № 1г Балаково Саратовской области

М.Б.Букаева 

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

   Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

   Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

 

Информационно – аналитическое направление

   С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие в выставках; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

   Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации; родители – критические наблюдатели.

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

 

Познавательное направление

   Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

   Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

  вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

 

   Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила  перед собой необходимость решить следующие задачи:

  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

  работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

 

   С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

занятия с участием родителей;

выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

оформление фотомонтажей;

совместное создание предметно-развивающей среды;

утренние приветствия;

работа с родительским комитетом группы;

беседы с детьми и родителями;

тренинги;

семинар-практикум;

Øродительские гостиные;

Øпочта Доверия.

   В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

   Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос

    К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.

    Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «Мы – дети планеты  Земля», проведены практикумы, тренинги  «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

   Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

 

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  родительские уголки;

 папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»;

  семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;

  библиотека – передвижка;

  фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»;

 фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья»;

  семейный вернисаж «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,  «Учись быть папой»;

 эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»

  копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

 

Досуговое направление

   Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены: праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»;

развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», «Все профессии нужны, все профессии важны» ;

спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»», «Наши дочки и сыночки»;

совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»;

выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»;

выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд».

    Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

§  выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

§  консультации для родителей;

§  составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

§  изготовление пригласительных билетов;

§  подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

§  составление памяток, буклетов для родителей ;

§  индивидуальные встречи и консультации;

§  изготовление атрибутов, пособий.

   Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения  детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

   Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе  с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

    В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их  проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

 

   Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.

   На сегодняшний день я могу сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

   Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Росток

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн