Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Крымская война. Проблемы оценки»

Submitted by Андрей Владимирович Фокин on чт, 01/12/2016 - 16:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фокин Андрей Владимирович
Место работы, должность: 

МОУ «Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» г.Саратов

Учитель истории и обществознания

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

         Цель  урока: На основании фактов истории сформировать представление об причинах, этапах, итогах, Крымской войны

Задачи:

Образовательные:

- выявить последовательность событий, которые превратили успешную войну в проигранную, охарактеризовать основные события Крымской  войны,

 

дать оценку действиям участников войн.

-развивающие:

развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

 

  развитие навыков проблемного чтения и работы с информацией, применение ЭОР НП

-воспитательные: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, уважения  к историческому наследию Отечества, дать возможность осознать значение мужества и героизма русских людей в годы Крымской войны;

 

Планируемые результаты:

 

 Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

По программе должны изучить:

Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Знать: Причины, этапы войны и ее итоги

Понятия: восточный вопрос, бастион, бруствер

Персоналии: П. С. Нахимов; А. С. Меншиков; В. А. Корнилов; Э. И. Тотлебен; П. М. Кошка; Дарья Севастопольская. Даты: октябрь 1853 г. — начало войны; 18 ноября 1853 г. Синопское сражение; март 1854 г. — вступление в войну с Россией Англии и Франции;

 

сентябрь 1854 г. — август 1855 г. — оборона Севастополя; 1856 г.- Парижский мир.

 

 Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

 

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

 

 Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

 

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

 

 

Тип урока: урок изучения нового материала, технология проблемного обучения.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

«История России, XIX век, 8 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г., «Просвещение», 2015 год.  

Используемая методическая литература: 

1. «Российский императорский дом». — Москва, издательство «ОЛМА Медиа Групп», 2006

2. «Советский Энциклопедический словарь». — Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1981, стр.669

3. Тарле Е.В. «Крымская война». — Москва, издательство «АСТ», 2005 —webreading.ru/sci_/sci_history/evgeniy-tarle-krimskaya-voyna.html

4. Андреев А.Р. «История Крыма» —webreading.ru/sci_/sci_history/a-andreev-istoriya-krima.html

5. Зайончковский А.М. «Восточная война, 1853-1856». — СПб, издательство «Полигон», 2002 —www.adjudant.ru/crimea/zai00. htm

Используемое оборудование: 

интерактивная доска (или компьютер, мультимедийный проектор, экран)

Используемые ЦОР: 
  1. ЭОР из Единой Интернет-колллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Краткое описание: 
<p>Формируемые УДД:</p> <p>&nbsp;Познавательные: Работа с информацией, анализ.</p> <p>&nbsp;Регулятивные: Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность, контроль.</p> <p>&nbsp;Коммуникативные:&nbsp; Уметь выражать свои мысли в устной форме, взаимодействовать в группе.</p> <p>&nbsp;Личностные: Самооценка, самоуважение, социальная мотивация.</p>

Сводная таблица урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые ЭОРы

1.Орг момент

 

 

 

2.Создание проблемной ситуации

Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь поражения в этой войне?

Какую проблему урока нам предстоит решить?

Какой осталась Крымская война в памяти народной?

Как можно оценить итоги войны – как победу или поражение?

Учащиеся предлагают свои гипотезы (предположения по решению проблемы)

Несмотря на проигрыш в войне, Крымская война в памяти народа останется славной.

 

 

3.Актуализация знаний

Фронтальная работа.

Почему проигранная война считается в России славной страницей истории?

1.Назовите основные направления и итоги внешней политики Николая I в 1820 – 1840-е г.г.?

2. Чем были вызвано обострение отношений между  Россией и Турцией к сер. XIX в?

Приведите 3-4 доказательства того, что в первой половине 19 века Россию действительно можно считать великой державой.

В записанных вами доказательствах подчеркните те, которые не устраивали страны Запада. Объясните свой выбор.

Учащиеся предлагают свои версии:

  1. Успехи в решении «восточного вопроса»
  2. Авторитет в Европе Александра I (разгром Наполеона) и Николая I как «последнего рыцаря Европы» (сохранение порядка, установленного Венским конгрессом в Европе).
  3. Большая армия.
  4. Расширение территории на Кавказе.

Усиление России не нравилось большинству европейских стран.

 

4. Открытие нового знания

Групповая (каждая группа получает задание для выполнения и представления результатов)

 

  1. Обратимся к первому пункту плана нашего исследования – как изменилась ситуация вокруг России в Европе

Используя материал учебника, докажите, что Николай I в конце 1840 – начале 1850-х годов совершил внешнеполитическую ошибку. Для этого заполните схему на листе заданий, после заполнения группа представляет свой ответ.

2.Можно ли назвать первый этап войны для России славным? В чем же тогда была внешнеполитическая ошибка Николая I? Изучить п.2 (с.149-152)

Ответили ли мы на первый вопрос плана нашего исследования?

3.Сравним армии и флот стран, принявших участие в Крымской войне. В учебнике есть схемы, которые помогут выполнить вам это задание. Первый вариант сравнивает флот (с.148), второй – армии (с.152 и 138).

К чему привело подобное соотношение сил?

Обратите внимание на проблему урока. Можем ли мы сейчас ее решить?

4.Охарактеризовать роль участия союзников в войне, используя п.3 (с.152-155)

5.Используя материал п.4 (с.155-159), подберите необходимые факты, свидетельствующие о мужестве и героизме русских людей в Крымской войне.

Нужен ли был такой героизм?

Как теперь мы можем отреагировать на проблему урока? Почему проигранная война считается в России славной? Чьи гипотезы подтвердились?

Выполняют письм. задания. Затем выступают перед одноклассниками.

 

Листы ответов сдают учителю после выступления перед одноклассниками.

Самопроверка по листкам заданий.

1 группа: Используя знания, полученные учащимися, опираясь на карту - ЭОР №1, излагают особенности международного положения накануне Крымской войны,

предлагают  формулировки причин Крымской войны.

2 группа: Предлагает учащимся, работая с  ЭОР №1 и ЭОР №3 составить календарь события войны с октября 1853 г. до марта 1854г.

3 группа: Представление результатов работы группы.

4 группа: Используя карту – ЭОР №2, иллюстрации ЭОР № 3, ЭОР № 4, представляют материал о событиях героической обороны Севастополя

ЭОР №1

Интерактивная карта "Крымская война".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭОР №3

П.С. Нахимов Портрет

ЭОР №2

Интерактивная карта «Оборона Севастополя»

ЭОР №4

В.А.Корнилов Портрет

 

5.Применение нового знания

Фронтальная работа.

Назовите не менее четырех причин поражения России в Крымской войне.

 

Итоги. Парижский мирный договор.

Предлагает ученикам ознакомиться с текстом «Парижского договора» - ЭОР №7 и определить итоги войны

 

 

Какое значение она имела для России? (Подорван международный авторитет России; Поражение ускорило преобразования в стране; Началась борьба балканских народов).

Возвращение к проблеме.

Почему же Россия, победоносно сражавшаяся с неприятелем на протяжении XVIII столетия, давшая отпор самому Наполеону, в середине XIX в. изведала горечь сокрушительного поражения в этой войне?

 

 

Учащиеся предлагают ответы. С помощью учителя оттачиваются формулировки, которые записываются в тетради.

Работа с текстом договора.

ЭОР № 7

Фрагмент исторического источника «Парижский договор»

6.Закрепление изученного материала

Используя ЭОР № 5 и ЭОР № 6, предлагает решить тестовые задания о целях участников и причинах Крымской войны, ключевых событиях Крымской войны, карте событий основных сражений

Выполняют задание, индивидуально.

ЭОР № 5 «Крымская война и ее последствия в истории Европы»

 

ЭОР №6

«Оборона Севастополя 1854 – 1855г.г.»

 

 

 

Перечень используемых ЭОР.

 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Интерактивная карта "Крымская война".

Информационно - практический

Карта с анимацией

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878731-0a01-01b2-0046-f76445ce8dde/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BML_01%5D.swf

2

Интерактивная карта «Оборона Севастополя»

Информационно-практический

Карта

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878769-0a01-01b2-016a-cad2b6247371/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BPM_02%5D.swf

 

3

П.С. Нахимов Портрет и  биографическая справка о русском флотоводце

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a87876e-0a01-01b2-014d-b52be3309a26/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BTD_01%5D.html

4

В.А.Корнилов Портрет и биографическая справка

 

Информационный

 

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878779-0a01-01b2-01fd-25ce724ea115/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BTD_03%5D.html

5

Крымская война и ее последствия в истории Европы

 

Контрольный

Тест

http://fcior.edu.ru/card/21699/krymskaya-voyna-i-ee-posledstviya-v-istorii-evropy.html

6

Оборона Севастополя 1854–1855 годов

 

Контрольный

Тест

http://fcior.edu.ru/card/26872/oborona-sevastopolya-1854-1855-godov.html

7

Парижский договор

Информационный

Текстовый фрагмент исторического источника

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878790-0a01-01b2-01ca-183713b620ce/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BTS_01%5D.html