Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общая характеристика вулканов.

Submitted by Денис Горбачёв on Tue, 06/12/2016 - 09:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горбачёв Денис Викторович
Место работы, должность: 

г.о. Электрогорск, МОУ СОШ №14, учитель.

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Сформировать понятия о вулканах, их строении, причинах возникновения, о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс. §19, с.57-61.

Используемая методическая литература: 

1. Т.П. Герасименко, Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6класс. §19, с.57-61

2. Фиона Уотт. Энциклопедия окружающего мира “Землетрясения и вулканы”. – М. : “РОСМЭН” 1998 г.

3. Ольга Бочкова. “ Земля”. - М.: СЛОВО/SLOYO, 2001 г.

4. Дженин Тайлер. В школе и дома. “Всемирная география”. - М.: “РОСМЕН”1999 г.

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждения. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: СРКТИ, 206. – 80с. 

Используемое оборудование: 

Карта полушарий, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, компьютерный класс или ноутбуки 1 на двоих учащихся, бутылка газированной воды 0,5л.

Краткое описание: 
<p>В структуре моего урока выделяются три основных блока организационно-мотивационный, информационно-аналитический блок, оценочно-рефлексивный.</p> <p><strong>Организационно-мотивационный</strong> включает в себя оргганизационный момент, стадию вызова, которые позволяют подготовить детей к осознаному вхождению в пространство учебной деятельности на уроке. Созданию условий внутренней потребности к изучению нового материала. Для этого я использовал классификацию объектов с соотнесением с природными явлениями, и определением ключевых понятий, необходимых для изучения нового материала, с систематизацией уже известных знаний по данному вопросу.</p> <p><strong>Этапы Информационно-аналитического</strong> блока подачи информации предполагают решение тех задач которые были поставлены детьми. Мной были выбраны такие формы информационного поиска как <strong><em>постановка проблемной</em></strong> ситуации, представление текстового материала в аудио визуальном формате, <strong><em>проведение лабораторного опыта</em></strong> который помог смоделировать механизм выхода лавы на примере использования простого предмета, в условиях классной комнаты, а так же <strong><em>организация работы в малых группах</em></strong> по классификации вулканов по их деятельности.</p> <p>Мы знаем что любая информация должна быть сохранена. Формой сохранения учебных знаний полученных на уроке стала практическая работа по созданию презентации, что для них является&nbsp; интересной формой работы. На работу было использованно 10 минут направленое на здоровье сбережение детей данного возраста, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям к уроку.</p> <p>Этот вид работы помогает интегрировать два предмета, развивать ИКТ компетентность моих учеников, оценить свое участие на уроке, что логично и грамотно позволяет перейти в следующий блок&nbsp; - оценочно-рефлексивный . Интегрируя географию с информатикой мы повторяем тему &laquo;Моделирование окружающего мира&raquo;, а прием &laquo;перепутанная логическая цепочка&raquo; позволяет проанализировать степень понимания учащимися логики изучаемого явления, всё это направлено на закрепление причинно-следственных связей на уроке географии&nbsp; на стадии рефлексии.</p>

 Организационно-мотивационный блок

 

Методические рекомендации

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я рад встречи с вами, и у меня хорошее настроение.

А какое у вас настроение?

Покажите символ, которому соответствует ваше настроение.

 

На данном моменте необходимо определить эмоциональный настрой учащихся в начале урока.

  1. Стадия вызова

Скажите, что нарисовано на этих картинках? (Предполагаемые варианты ответов(ПВО) Горы, плоскогорья, равнины, речные долины).

А если сказать это одним словом то, это (ПВО рельеф)

А почему он разный (ПВО на него действуют различные природные явления)

А какие бывают природные процессы формирующие облик нашей планеты (ПВО внешние и внутренние)

Соотнесите природное явление с изображением или фотографией рядом.1-в, 2 – а,е, 3 – д,г,в, 4- б.

А кто из вас интересуется новостями, которые происходят в мире?

Вопросы:

  • Какие явления литосферы, которые мы изучали, происходят в мире, и где?(Предполагаемые варианты ответов(ПВО)  медленные вертикальные явления, горизонтальные движения, землетрясения в Чили, Японии, Тайланде, на севере Сахалина, Горно-Алтайске.)
  • А какое еще литосферное явление может происходить в природе, я вам дам подсказку «Из кратера вырвалась огненная лава, сопровождаемая сильными выхлопами газа, возник своеобразный ярко – красный фонтан, бивший на высоту более 100м. Через 10 минут он обессилел, но из кратера по склону потекли языки лавы. Вырвался и достиг высоты 2 км столб пепла. Он стал оседать на улицах, дорогах, крышах домов. На центральной улице толщина выпавшего пепла достигла 20 см.» ?( Это извержение вулкана)

Кто ни будь слышал о каком либо вулкане?(ПВО – Плоский Толбачик 2013 на камчатке, Эйяфьядлайекюдлем в Исландии 2011г.)

А теперь помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока.(ПВО – Вулканы)

 

Демонстрация слайда №2

 

 

 

 

 

Слайд №3

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайдов с изображениями горообразования,  последствий землетрясений в Чили, Японии, Тайланде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с названием темы

Заполнение таблицы:

Раздаточный материал

  •  

Хочу узнать

  •  

Место извержения

Виды вулканов

Составляющие вулкана

 

 

  • – впишите в первую колонку все, что знаете о вулкане, используя ключевые понятия. Обменяйтесь известной информацией в парах. Когда коллективное обсуждение завершилось, переходим к заполнению таблицы, колонки №1 и колонки №2 самостоятельно.

Определение ключевых понятий, необходимых для изучения нового материала. Систематизация уже известных знаний по данному вопросу.

На основе второй колонки (Хочу узнать) какие вопросы мы можем поставить. Сформулируйте задачи сегодняшнего урока:

  • Изучить новые понятия: “вулкан”, “жерло”, “кратер”, “очаг”, “магма”, “ лава”, познакомить учеников с строением вулкана;
  • Сформировать представление  о вулканизме, механизме образования и строения  вулканов, их типов;
  • Определить значение вулканов, показать их отрицательное и положительное воздействие;
  • Выяснить: как человек ведет наблюдение и накапливает информацию об этих объектах и для чего она нужна.

Вписанные вопросы являются планом урока. Данный прием позволяет подвести учащихся к формулировка целей урока. Демонстрация осуществляется с помощью презентации, а раздаточный материал позволяет распределить время урока.

2 Информационно-аналитический блок

  1. Стадия осмысления

Как вы думаете, в прошлом людей волновали вопросы «дымящихся гор», их строения. И как они могли это обосновывать это явление?

Делаю вступительное слово. В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие.

А кто, в древности испытал на себе всю мощь этой природной силы? (ПВО – Помпеи от вулкана Везувий).

 Пытаемся дать определение понятиявулкан.

Вулкан – это конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются: лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел и мелкие камешки.

  •  

Какие причины могут заставить лаву выйти на поверхность? (ПВО – магматическая  масса под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх.)

У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Если в земной коре образуется трещина, которая доходит до очага магмы, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненную жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность.

Что произойдет если гора покрыта снегом.( ПВО - Если до извержения вершина вулкана была покрыта снегом и льдом, то раскаленная лава растапливает их.)

Перехожу к строению вулканаопираясь на новые понятия:

Пользуясь схемой давайте вместе дадим следующие  определения:
Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы
Магма – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Очаг магмы – место на глубине, где плавится магма.
Лава – магма, излившаяся на поверхность. Температура 750-1250 С. Скорость течения 300-500 метров в час.

Зачитываю отрывок про лаву: «Лавовая река текла перед нами. Шум её течения напоминал шум сильного дождя. Долго стоять рядом было невозможно из – за жары. Всё пространство было залито горячей лавой. Она уже успела покрыться 3- - 40 метровой коркой, которая растрескалась многочисленными трещинами. Трещины эти дышали жаром, а лава в них была накалена до жёлто – красного цвета. Беру большой охотничий нож и пытаюсь всадить его в массу. Не тут – то было: она хотя и течёт, но твёрдая, как камень. Точнее, это поток расплавленного камня»

При извержении на поверхность выходит не только лава, но и вырываются газы, водяной пар, вулканическая пыль (водяной пар, сероводород, вулканический пепел, вулканические бомбы.)

А где могут происходить извержения? И как изливается лава?

Данным приемом мы позволяем осознано запомнить понятия.

 

Демонстрация слайда №8 Аудио фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем классом.

 

 

 

Слайд с подведением итога по определению вулкана.

 

 

 

 

Итог слайд 12

 

 

Опыт: Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки.

 

 

Слайды с систематизацией ответов учащихся.

 

Слайд № 13

 

Вместе с учащимися

 

 

 

 

 

Использую презентацию с изображением строения вулкана.

 

 

 

Аудио фрагмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14, 15

 

 

 

 

 

Демонстрирую очередные слайды.

Групповая работа слайд № 16

А все ли вулканы извергаются, или действуют? (ПВО – не все не которые действующие, но есть и не действующие.)

Вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие. Подумайте что означают эти типы вулканов. (ПВО

Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время;

  • – бездействуют много тысяч лет;
  • – об из деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.)

Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье и в Африке.

Если есть вулканы значит есть и наука которая их изучает – это вулканология. А как называют ученых изучающих вулканы? (ПВО вулканологи) А чем они занимаются? (ПВО - делят вулканы на группы в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения).

Для чего изучают вулканы?

Вулканы – это «окна» в глубины земли. Их извержения дают ученым сведения о свойствах веществ находящихся в литосфере на глубине в несколько сот километров. Их изучение помогает открыть тайны образования полезных ископаемых. На вулканических станциях исследователи ведут наблюдения за поведением вулканов, изучают лаву и выделяющиеся газы.

 

 

 

Групповая работа учащихся, в  парах обсуждают поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

Свое изложение учебного материала сопровождаю показом иллюстраций презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с детьми отвечаем на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

А какая рольвулканов? (ПВО

  1. Вулканы – “ созидатели” новых земель, чудесные земледельцы;
  2. Поставщики минералов, строительных материалов;
  3.  Создатели многочисленных месторождений руд;
  4. Источники геотермальной энергии;
  5. Вулканы сеют смерть и разрушения.

Подведение общего анализа ответов учащихся. Слайд №24, 25

  1. Стадия рефлексии

Давайте вновь откроем таблицу и опишем, что мы узнали. В раздаточном материале учащиеся заполняют третью колонку (Узнал)

В данном моменте учащиеся могут систематизировать полученные знания, новые понятия.

Провожу интеграцию с информатикой. Давайте представим, что мы с вами вулканологи. И наша задача показать, что произойдет: если проснется один из дремлющих вулканов. Создание компьютерной презентации, с использованием анимации, в парах в компьютерном классе. Тема: Строение вулкана. И его извержение. С восстановлением перепутанной логической цепочки. Правильный ответ: 2, 4, 1, 3, 5, 6

Прием «перепутанная логическая цепочка», позволяет проанализировать степень понимания учащимися логики изучаемого явления, через установление причинно-следственных связей.

Интегрируя географию с информатикой мы повторяем тему «Моделирование окружающего мира». Что позволит закрепить причинно-следственные связи на уроке географии особенно на стадии рефлексии.

В презентации оставляю перепутанную  логическую цепочку.

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  1. Домашнее задание

В природе есть еще одно явление похожее на вулканизм и о нем вы можете узнать из текста

  • §19, с.57 – 61.;
  • Нанести на контурную карту действующие и потухшие вулканы Европы;
  • Изготовить макет вулкана.

 

При формулировке домашнего задания осуществить дифференциацию с учетом интересов учащихся

Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас? Я благодарю вас за работу.

При завершении урока необходимо поинтересоваться эмоциональным состоянием учащихся.

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн