Официальный сайт maxceiling 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тренинговое занятие: «Развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов»

Тренинговое занятие: «Развитие у обучающихся 

толерантного отношения к представителям других народов»



 

Автор:
Москалева Таисия Валерьевна,

педагог психолог КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей,

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 



 

Тренинговое занятие направлено на развитие  у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Включает в себя разминку, направленную на создание доброжелательной обстановки. Основная часть включает в себя работу с притчей, упражнения направленные на усвоение темы занятия. Рефлексия занятия, завершающая часть требует обмена чувствами, впечатлениями, мыслями, мнением.

Пояснительная записка

    Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и ос­тается актуальным.

Значение психологических факторов в регуляции межэтни­ческого взаимодействия очень велико и будет постоянно возрас­тать, так как это неизбежно в условиях все более активизирую­щихся международных контактов, все большей взаимозависи­мости отдельных стран и народов, целых регионов и континен­тов планеты друг от друга.

Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосозна­ния, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к ок­ружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых момен­тов - это кризис идентичности, потому что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и воз­можностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своему народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформиро­валась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоциональ­но, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения.

Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национально­стей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в си­туации неопределенности, обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая само­оценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфо­кусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия.

Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беже­нец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попа­дает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они вырос­ли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выра­ботались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят неле­по, что они делают что-то не так, что на них обращают излиш­нее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления куль­турного шока, который может длиться очень долго. По мере ус­воения новой культуры человек преодолевает этот кризис и ста­новится способным принять чужую культуру.

Цель занятия: профилактика в среде обучающихся образовательных учреждений конфликтов на межнациональной почве.

Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности, критериями толерантности.

2. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

3. Показать последствия проявлений нетерпимости между пародами и культурами.

4. Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.

5. Поддержать процесс формирования у обучающихся позитивной самооценки и положительной этнической идентификации.

6. Познакомить обучающихся с культурой, историей этносов, представленных в классе.

Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы, имприитинг.

Ожидаемые результаты: помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов (после первых контактов может иметь место соперничество из-за социального статуса в классном коллективе) развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы (на данном этапе на­блюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отноше­ния.Каждая из сторон начинает понимать, как следует действо­вать по отношению друг к другу).

Успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие или снижение количества конфликтов на межнациональной почве.

Занятие предназначено для поведения в старших классах общеобразовательной школы, в которых есть представители разных национальностей.

Длительность проведения 1,5-2 часа


 

Основная часть


 

Ход занятия

Приветствие.

Упражнение «Поздоровайся разными способами».

Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные на­роды мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожатием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево - вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым поздоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каждый участник не поздоровается со всеми.

2. Упражнение «Инопланетяне».

Ведущий предлагает 2-3 желающим выйти за дверь. Они будут выполнять роль «инопланетян». Оставшимся «землянам» дается установка: на Землю прилетел инопланетный корабль, «инопланетяне» стараются войти в контакт с «землянами», но и поскольку мы не знаем, с какими намерениями прилетели пришельцы из космоса, то вы не отвечаете на их попытки, игнорируете их и эмоционально выражаете нежелание общаться. Только после условного знака ведущего, например скрещивания рук на груди, участники начинают вступать в контакт с «инопланетянами».

«Инопланетянам» дается другая установка', вы прилетели на Землю с самыми добрыми намерениями, языка землян вы не знаете, но хотите наладить контакт с ними любым способом.

После этого «инопланетяне» заходят в комнату, и начинается процесс установления контакта - до условного сигнала ведущего и после условного сигнала.

По завершении работы предлагаются вопросы.

Ведущий спрашивает у «инопланетян»-. «Удалось ли им вступить в контакт с землянами?», «Считают ли они контакт удачным и почему?», «Почувствовали ли они разницу между первой частью общения и второй?», «Когда было легче находить контакт?».

Далее вопрос к «землянам»: «Что чувствовали в первой части упражнения, что во второй?», «Как действовала установка, данная ведущим?».

После обсуждения делается вывод, что мешает, что помогает устанавливать контакты между народами.

3. Упражнение «Кто и какой я?».

Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника.

Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я - ... (указание национальности)» Например «Я русский», «Я - азербайджанец» и т. д. Далее национальности записываются в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качества личности, начинающееся на эту букву. Например, запись может выглядеть следующим образом:

«Р - рассудительная

У - умная

С - спокойная

С - самостоятельная

К- красивая

А - активная

Я - яркая».

Желающие зачитывают, что у них получилось. Ведущий обращает внимание ребят на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств. Наверное, это не случайно, люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга.

Ведущий коротко рассказывает участникам библейскую притчу о вавилонской башне.

...Потомки Ноя быстро размножались и заселяли Землю. В то время на Земле был один язык и одно наречие. Но вскоре обнаружилось, что люди, родившиеся после потопа, ничуть не лучше людей, живших до потопа. Они тоже часто творили зло.

Однажды люди собрались вместе и сказали: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу Земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.

Но Богу была неугодна гордыня людей, желающих так прославить себя. Он сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: «Вот один народ, и один у всех язык. И вот что они начали делать, и не отстанут от того, что начали делать».

И Бог смешал язык людей, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли больше строить башню. Потом Бог рассеял их по всей Земле...

Обсуждение:

-   Как вы думаете, для чего изначально людям был дан единый язык?

В чем древние люди не оправдали возлагаемые на них надежды?

-   К чему приводит гордыня, нетерпимость?


 

4. Введение понятия толерантности.

Ведущий. Толерантность - уважение и признание равенства всех народов, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - готовность принять других такими, какие они есть.

Все ученые сходятся во мнении, что толерантность - это качество людей, которое только и может спасти мир от саморазрушения.

В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» часто выступают как синонимы.


 

5.     Работа с притчей и ее обсуждение.

Ведущий. «Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! Л вы смеётесь над моей худой шеей!».

Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно».

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

-       В чем смысл этой притчи?

-       Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?

-       Можно ли оправдать поведение женщин?

-       Кто в этой ситуации прав?

-       К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?

Вывод: народы различаются между собой, и часто те, кто смеется над другими, не понимают своей ущербности. Поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.

5. Составление сннквейнов.

Ведущий предлагает разделиться на микрогруппы и составить синквейн со словом «терпимость» (оборудование - бумага, ватман, фломастеры). По ходу работы группы зачитывают свои варианты.

Например:

1) С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.

Снисходительный, великодушный, милосердный.

2) С помощью глаголов объясните, каким должен быть че¬ловек, обладающий этим качеством.

Прощает, принимает, понимает.

3) С помощью законченной мысли в виде предложения объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.

Терпимость - это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, отличающегося от привычного, то есть допускать, принимать существование этого чего-то или кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему- либо, кому-либо.

4) С помощью ключевых слов в виде имен существительных (резюме высказанной мысли) назовите вызываемые у вас ассоциации слова «терпимость».

Выдержка.

Примирение.

Принятие.

Снисходительность.

Великодушие.

Ведущий делает вывод:

Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, также как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность - черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.


 

6. Упражнение «Воспоминание».

Цель: вспомнить, что происходило на протяжении всего занятия, подвести итоги работы.

Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что происходило на занятии, что больше всего запомнилось, поделиться тем, какие изменения произошли с участниками, от каких установок, убеждений они, может быть, отказались, какой новый опыт приобрели.

Заключение.

Можно сказать, что из-за социальных (в том числе этнических) стереотипов приписываются сходные характеристики различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

На нашем занятии мы попытались разрушить стереотипы и научить обучающихся действовать согласованно и решать общие задачи.

Список литературы

  1. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально­психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Игры-обучение. Тренинг. Досуг... / под ред. В. В. Петрусинского: в 4 кн. М.: Новая школа, 1994.
  3. Кривцова, С. В. Жизненные навыки. - М.: Генезис, 2002
  4. Налчаджян, А. А. Этнопсихология. - 2-е изд. - СПб.: Пи­тер, 2004.
  5. Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шабло­нов мышления, восприятия, поведения. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2003.
  6. Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса / под ред. Ф. В. Микушина. - Р н/Д.: Дана, 2002.
  7. Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001.
  8. Самоукипа, Н. В. Первые шаги школьного психолога: психологический тренинг. - Дубна: ООО «Феникс+», 2000.
  9. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряжен­ности. - М., 1998.
  10. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подрост­ков. - М.: Генезис, 2000.
  11. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хре­стоматия / сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.

Скачать




 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн