Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта учителя географии Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

Submitted by Ольга Юрьевна Горбач on Tue, 13/12/2016 - 00:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воблая А.А.
Место работы, должность: 

Учитель географии МБОУ СОШ №4 имени Г.М.Дуба ст.Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
География
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p class="rtejustify">Обобщение опыта учителя географии Воблой А.А. Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии</p> <p class="rtejustify">Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с численностью учащихся 350 человек. На территории станицы находится медицинское учреждение, почта, сельская библиотека, сельский центр культуры, 2 средние школы, историко-краеведческий музей, 2 детских сада, КДЮСШ, детская музыкальная школа, кинотеатр.&nbsp;</p>

1. Информация об опыте

1.1. Сведения об авторе опыта

Воблая Анна Александровна, учитель географии МОУ СОШ №4, стаж – 30 лет, преподаваемые предметы – география, контактный телефон – 8(86145)77-030

1.2. Тема опыта

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии.

1.3. Условия становления опыта

Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы с численностью учащихся 350 человек. На территории станицы находится медицинское учреждение, почта, сельская библиотека, сельский центр культуры, 2 средние школы, историко-краеведческий музей, 2 детских сада, КДЮСШ, детская музыкальная школа, кинотеатр.

Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, замечено, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках географии. Анкетирование показало, что уровень познавательной активности у 31% учащихся – высокий, у 54%-средний, у 15 %-низкий. Эти результаты привели к выводу, что нужно отходить от старых методов обучения.

Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература, интерактивная доска, мультимедиа.

1.4. Актуальность опыта.

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

1.5.Теоретическое обоснование опыта

В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:

И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой.

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.

Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую.

Интеллектуальные, методологические, мировоззренческие, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.

1.6.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

      Автором опыта  разработана система уроков географии  в общеобразовательной школе с использованием мультимедийных и интерактивных  средств обучения, как средств развития познавательных способностей учащихся.

 

2. Технология опыта

 

Цель педагогического опыта: высокое качество знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса.

Задачами педагогического опыта являются следующее:

  • формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности;
  • передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
  • формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии;
  • формирование географической, картографической, геоэкологической и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Какие же формы и методы обучения на уроке географии использую я, для развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным и современным?

Каждому культурному и образованному человеку нужны географические знания, особенно знания о своей стране, о своем крае. В процессе обучения курсу географии «Природа России» большое внимание уделяется выполнению практических работ. Они способствуют закреплению географических понятий, учат понимать карты, формируют навыки самостоятельной работы. В результате их выполнения, учащиеся лучше усваивают теоретический и фактический материал, привыкают работать с различными источниками географических знаний, развивают умение сравнивать и анализировать географический материал, высказывать собственное мнение. Наряду с выполнением программных работ, есть и творческие работы. Активная работа ученика - это подготовка своего творческого задания и стремление к практической деятельности. В такой работе у учащихся ярко проявляются индивидуальные особенности: интерес к открытиям, исследованиям, путешествиям, к личности ученого, к заповедным местам, памятникам природы. Учащиеся могут выбрать себе задания и применить свои умения по желанию - сделать карту, описать путешествие, нарисовать ландшафтный пейзаж, сделать фотографии, рисунок и т.д.

Практические работы способствуют развитию обще-учебных умений, которые заложены в  стандарте по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять  результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.).

В 8 классе провожу творческие работы по темам: «Природные районы России», «Природные комплексы Русской равнины и других природных районов». «Природные достопримечательности России» - Эльбрус, Астраханский заповедник, Кунгурская пещера и др. Цель таких работ - создать образ природных ландшафтов Русской равнины, Западной Сибири, Урала и других районов России, где ученики стремятся к образному художественно - научному описанию, овладевают новыми знаниями и творческим мастерством. (Приложение №1)

 В обучении географии уделяется большое внимание региональному компоненту образования. У учащихся есть возможность, в ходе выполнения творческих работ, показать свои знания. На различных территориальных уровнях: страна - регион - Малая Родина. В 8-9 классах в ходе изучения регионального компонента «География Краснодарского края» ученики выполняют творческие работы о природе, населении, истории образования своего населенного пункта - станицы Крыловской. В своих работах широко используют материалы историко-краеведческого музея станицы Крыловской Например, творческая работа «Экологическая тропа природы по реке Челбас». (Приложение №2)

С каждым годом дети читают все меньше, говорят все хуже. Для многих из них, главная проблема - выразить свои мысли. Многим сложно ответить на поставленный вопрос, не потому, что они не выучили урок, а потому, что не могут пересказать выученное своими словами.

Чтобы способствовать развитию навыков разговорной речи можно использовать написание сочинений. Например, в 7 классе после изучение каждого материка, я провожу обобщающие проверочные задания сочинения - путешествия. Такая форма учебной деятельности отличается от обычного написания докладов тем, что не требует строгой научности, позволяет наглядно представить описываемые места, предполагает личное участие каждого школьника в выдуманных им событиях. Это развивает воображение, заставляет обращаться к дополнительным источникам информации, использовать научную литературу, периодику, научно-популярные фильмы, что в свою очередь повышает интерес к географии.

Первые сочинения страдают сухостью, обилием цитат, поэтому при выполнении задания необходимо познакомить с требованиями к сочинениям, нацелить, что они должны представить себя в тех местах, о которых пишут, оговорить объем сочинения. За 3-4 урока до окончания изучения материка, ученикам дается задание написать сочинение о своем путешествии по этому материку. В своей работе нужно рассказать об интересном объекте или встрече, описать свои чувства об увиденном. указать источники дополнительной информации, предложить промежуточные, начальную и конечную точки на маршруте, описать отдельные объекты и явления. (Приложение №3)

Всякая работа с книгой, газетой, журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысли учащихся. Я.А.Каменский писал: «напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил». Возможности использования дополнительной литература на уроках не ограничены и предполагают самостоятельный поиск учащихся, степень которых зависит от возраста учеников и их подготовленности к мыслительной деятельности. В 6 классе при изучении темы «Гидросфера». Значение водяного пара в атмосфере» использую произведения А.Сент-Экзюпери «Планета людей», рассказывая о том, как французский летчик-писатель оказывается в пустыне. Далее зачитываю отрывок: «В пустыне, где воздух лишен водяного пара, земля быстро отдает дневное тепло. Становится очень холодно. Встаю, расхаживаю взад, вперед. Меня трясет, зуб на зуб не попадает». Отвечая на вопрос учителя: «Почему по ночам в пустыне так холодно?», ученики приходят к мысли, что водяной пар «своеобразное одеяло» планеты. А потому его отсутствие в воздухе, способствует дневному прогреву, и наоборот, - потере тепла ночью.

В 7 классе при изучении материков и океанов, невозможно обойтись без блестящих географических описаний в зарубежной и отечественной литературе - М.Гида, Ф. Купера, Д. Лондона, Жюль-Верна, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева и др. Использую на уроках форму вопросов, содержание которых связано с литературными источниками:

1. Определить по карте место положения таинственного острова - последнего пристанища капитана Немо по известным координатам 35 ю.ш., 150 в.д. 

2. Обозначьте место крушения корабля капитана Гранта. Его координаты 37 ю.ш., 153 в.д.

В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» использую пейзажные выдержки из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника»: «Глянешь с горы, какой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними, продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут небольшие дорожки; церкви белеют, между лозинками сверкает река, в четырех местах, охваченная плотинами… Но далее идете Вы. Холмы все меньше, дерева не видно». Граница между какими природными зонами описана?

Предмет нашей науки требует развитого воображения. Как представить себе пространство планеты? Как нарисовать картины природы? Самый древний способ отображения природного разнообразия географическое описание. Поэты и писатели художественными образами помогают освоения пространства планеты, по которому можно путешествовать логикой научного воображения. Использование стихов на уроках повышает интерес к нему, усиливает эмоциональное восприятие, воспитывает чувство прекрасного, помогает научить генерализации, отбору самого важного, характерного, будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать и больше узнавать.

В 8 классе при изучении темы «Географическое положение России» использую следующие строки К.Симонова:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда.

При изучении озера Байкал:

Лесистых гор полуовалы,

Касание голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал.

И сам он - величав и вечен,

В гранитной раме вырезной

И весь до донышка просвечен,

И весь до капельки родной.

Курс начальной физической географии знакомит детей с новой интересной и древней наукой. От того насколько ярко и эмоционально начнется это знакомство, зависит дальнейший ход познаний. Поэтому я уделяю большое внимание вводному уроку и читаю учащимся такое стихотворение:

Представьте, ребята, картину вот эту:

Наш дом - это шар - Голубая планета.

Какой он огромный!

Да нет, он малютка!

Вот звезды огромны.

Становится жутко,

Как может такая пылинка родиться,

И не затеряться, и не распылиться?

Мы в доме живем под единою крышей,

Как воздухом общим с природою дышим,

Мы солнечным светом единым согреты.

Земляне! Наш дом - Голубая планета!

Далее прошу ответить учащихся на вопросы:

1. О чем это стихотворение?

2. О какой Голубой планете идет речь?

3. Если земля наш дом, нужно ли знать все о своем доме?

Приведенные примеры доказывают, что использование на уроках дополнительной литературы, поэзии способствует развитию мысли учащихся, дарит бесконечную радость момента открытия истины и дает учителю возможность совершенствовать формы и методы обучения географии. (Приложение №4)

Метод заполнения таблиц использую при изучении нового материала. В конце прохождения темы урока, ученики имеют в таблице ответы на многие вопросы, подлежащие регулярному повторению. Тогда при повторении они с удовольствием отвечают на вопросы. Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами. Например: Изучая в 8 классе «Природные зоны России» заполняем таблицу «Природные зоны России», а в 9 классе при изучении экономических районов заполняется таблица «Характеристика экономического района». (Приложение №5)

Реферат - один из способов, призванных решению задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки учащихся к жизни. Написание реферата - это самостоятельная работа, которая активизирует развитие познавательных интересов учащихся к предмету география. Написать реферат непросто. И обучить приемам написания рефератов за короткий срок невозможно. Для написания реферата учащиеся должны иметь определенные знания по теме, уметь самостоятельно ставить и решать проблемы, делать выводы, высказывать собственное суждение, устанавливать причинно--следственные связи, сравнивать, обобщать. Старшеклассники должны иметь навыки работы с различными источниками знаний (учебники, карты, книги, периодическая печать).

Обучение работе по написанию реферата, я начинаю дифференцированно с учетом возраста учащихся. В 6-7 классах - это устные сообщения на 3-5 минут. К письменным сообщениям и докладом (2 - 3 страницы) предлагаю вопросы. Например, при изучении темы «Горные породы и минералы» - 6 класс:

1. Какова история названий минералов?

2. Где встречаются месторождения этого минерала (на планете, России, крае)?

3. Какие существуют способы добычи его?

4. Как использует этот минерал человек в своей хозяйственной деятельности? В 8 классе объем устных сообщений 5-8 минут, письменных 5-6 страниц, а также провожу первое знакомство с рефератом. Эта работа начинается с демонстрации рефератов, что такое реферат, как его написать и письменно оформить. Более широко рефераты использую в 9-10 классах, как во время уроков, так и при проведении внеклассных мероприятий. (Приложение №6)

Нередко учитель недооценивает учащихся, считая, что только он может доступно объяснить сложное и непонятное. На практике я убедилась, что это могут делать и ученики. Некоторые функции учителя нужно и можно передавать учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль.

Заранее класс делится на 4-5 групп, в каждой группе выбирается лидер. Лидеры - это помощники учителя, вместе готовят необходимое к уроку: карточки для каждой группы, практические задания, оборудование, раздаточный материал. Так, при изучении Краснодарского края, я использую учебник Терского «География Краснодарского края» и вместе с лидерами готовлю задание для групповой работы:

1 группа.

1. Почему главный ресурс Краснодарского края - это ЭГП.

2. Оцените природно-климатические условия для рекреационной деятельности.

3. Разработайте проект создания на Кубани международной Туристической базы.

2 группа.

1. Оцените природно-климатические условия края для хозяйственной деятельности.

2. С чем связано развитие главных отраслей специализации Краснодарского края.

3. Охарактеризуйте внешние экономические связи и проблемы края, предложите пути их разрешения.

3 группа.

1. Дайте характеристику населения края и сделайте вывод о развитии демографической ситуации в регионе.

2. Охарактеризуйте миграционные потоки на территории края и за его пределами.

4 группа.

1. Назовите основные источники загрязнения окружающей среды на территории Краснодарского края.

2. Пути решения экологических проблем - разработайте проекты методов борьбы с загрязнениями окружающей среды.

Получив задание, учащиеся приступают к работе: читают самостоятельно учебник, советуются, делают записи, готовят вопросы для других групп. Лидер решает, какая из групп будет отвечать или задавать вопросы, тем самым вносится соревновательный интерес.

Оценивая природные условия  и ресурсы, историю заселения Русской равнины, которая является сердцем Русского государства, я разработала урок в 9 классе «Города Русской равнины. Народны промыслы». На этом уроке использована форма групповой работы, где ученики творчески показали себя, отобразили свои мысли, чувства и желания. (Приложение №7)

 

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации учебного процесса. В сочетании с другими методами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют усвоению материала, формируют навыки коллективной работы. Учебная игра позволяет использовать знаковые и образные символы как средство обучения, т.е. показать реальные объекты в символическом отображении. Дает возможность детям понять принцип моделирования как способа познания реальности и использовать его в своей познавательной деятельности. В игре ученики осознают и свою социальную ответственность. Они выбирают стратегию своего собственного поведения, только, пока на эмоциональном уровне.

Какие же игры, как формы и методы формирования познавательного интереса, я использую на своих уроках:

  1. «Игровые звездочки».

Звездочки учащиеся делают сами. На лучах звезд пишем вопрос и варианты ответов, ученики выбирают одну из звездочек и отвечают на вопросы. Вопросы могут быть любые: обобщение знаний, повторение, актуализация знаний. (Приложение № 8)

  1. «Узнай географический объект».

 Для этой игры необходимо подготовить силуэты островов, морей, озер и т.д. Ученики по силуэту определяют географический объект. Такого рода игры, развивают память, воображение, способствуют запоминанию географической номенклатуры и их географического положения. (Приложение №9)

3. Кроссворды, ребусы, шарады.

 Это наиболее популярный вид настольной игры. Отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся лучше усваивают термины и запоминают географическое название объекта, отыскивают его на карте. Для активизации познавательной деятельности учитель предлагает решить кроссворд, позднее школьники сами составляют их. (Приложение №10)

4.Воображаемое путешествие.

Учащимся дается задание совершить воображаемое путешествие в какой-то район планеты, страны. Ученик, проявив творчество, должен описать этот район. На контурной карте дается произвольная точка, даются ее координаты, от нее, в указанные учителем стороны горизонта, отмеряется расстояние с учетом масштаба карты, вычерчивается территория. Учащиеся дают характеристику, изображенной территории: географического положения, рельефа, климата. (Приложение №11)

5. Географический конкурс - КВН.

Соревнования чаще всего проходят между командами одного класса или классами одной параллели. Каждая команда выбирает знатоков по определенным областям знаний географа, биолога, климатолога, геолога и т.д.

Приветствие команд.

Разминка.

Проверка домашнего задания.

Конкурс капитанов.

Конкурс по заданию жюри.

Конкурс болельщиков.

Поведение итогов, награждение победителей. (Приложение №12)

6. Конкурс «Защита проектов».

            Для проведения конкурса учащиеся объединяются в группы по 5 человек. В течение трех-четырех недель, они занимаются разработкой проекта по определенной теме. Например: «Проблемы Волги», «Проект создания предприятия», «Наше будущее - океан», «Города будущего» и т.д. Защита проекта сопровождается наглядным оформлением: графики, схемы, рисунки, презентация. В день защиты проекта один из участников группы докладывает о результатах. Жюри подводят итоги. (Приложение № 13)

7. Викторина.

             Одной из популярных и любимых учащимися игр является викторина. Ее основная цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии. Наиболее распространенной формой географических викторин являются устные викторины. Ведущий задает вопрос, отвечает тот, кто первым поднимет руку. Жюри производит оценку ответа. Интересно проходят викторины в форме географического брейн-ринга, где соревнуются две команды одного или параллельного классов.

8. Олимпиады.

            Наиболее популярная форма внеурочной работы по географии. Круг вопросов, затрагивающих на олимпиадах, способствуют приобщению учащихся к самостоятельной работе. Олимпиада проводится в составе «Недели географии», либо как самостоятельное мероприятие.

            Использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельности мышления детей, повышает их познавательную активность, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству образования. Мне в учебном процессе, наиболее часто удается использовать такие элементы ИКТ, как электронные учебники, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями, электронные пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного проектора.  (Приложение №14)

Пример использования мультимедийного пособия «Начальный курс географии в 6 классе». Это пособие содержит иллюстративный текст по темам и разделам курса, мультимедиакомпоненты (звук, видео, анимации, интерактивные карты), поддерживающие соответствующие темы и разделы курса, интерактивный практикум, тесты, словарь терминов и понятий.

Например, урок в 6 классе по теме «Озера. Происхождение озерных котловин». Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации, видеофрагмента об озере Байкал и образовании болот. (Приложение №15)

   При объяснении нового материала использую видео- и фотоматериалы, которые развивают образное мышление, формируют географические представления (горы и равнины, моря и океаны, промышленные предприятия…). Элементы анимации («живые схемы») позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления, например, образование дельты реки. Работу со слайдами и картинами дополняю показом схем, таблиц, графиков, текстовыми фрагментами.

В 10-11 классах я использую частично материалы педагогического программного обеспечения «Экономическая и социальная география мира», «Страны мира. Географический справочник». Через проектор видеослайды и видеофрагменты проецируются на экран по изучаемым темам.

   В методике преподавания предмета географии накоплен большой опыт применения элементов технологий, описанных в данном педагогическом опыте.

  Применение данных технологий направлено на создание ситуации успеха для каждого учащегося.

   Результат  своей работы вижу в  следующем:

1.Вовлечение в процесс изучения и закрепления нового материала всех учащихся класса

2.Оптимизация использования времени и применения форм и методов работы на  уроке через подготовленные заранее опорные схемы.

3.Повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений и навыков.

4. Оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от их способностей.

Данные методы обучения повышают эффективность преподавания, развивают творческие способности учащихся, повышают учебную мотивацию школьников. А это и есть главный результат работы каждого учителя.

 

Длительность работы над опытом.

В течение нескольких лет я использовала некоторые формы и методы обучения. Более 3-х лет тому назад я начала активно применять формы и методы обучения учащихся по разным темам курсов географии.

Диапазон опыта.

Активные формы и методы обучения, предложенные в опыте, охватывают организацию учебно-воспитательной системы в средних и старших классах нашей школы, имеют большие возможности в решении задач и обучении и воспитания на различных этапах урока.

 

3. Результативность опыта

Подводя итоги своей  педагогической  деятельности по  развитию   познавательной активности учащихся  на   уроках   географии,  я выделяю следующие положительные результаты:

 На протяжении 3-х последних лет наблюдается положительная динамика  показателей  успеваемости и качества знаний моих учеников по географии.

 

 Результаты краевых диагностических работ по географии

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Класс

9

9

11

Всего учащихся

22

26

25

Количество оценок

«5» - 17

«4» - 4

«3» - 1

«5» - 10

«4» - 7

«3» - 9

«5» - 16

«4» - 6

«3» - 3

% обученности

100

100

100

% качества знаний

78

65

88

 

Результаты экзамена по географии в 9 классе

Учебный год

2008-2009

2009-2010

Всего учащихся

12

10

Количество оценок

«5» - 2

«4» - 10

«3» - 0

«5» - 2

«4» - 5

«3» - 3

% обученности

100

100

% качества знаний

100

70

 

Результаты ЕГЭ по географии в 11 классе

Учебный год

2006-2007

2008-2009

Всего учащихся

3

1

Количество оценок

«5» - 2/80б,75 б

«4» - 0

«3» - 1

«5»- 1 / 72балла

% обученности

100

100

% качества знаний

67

100

 

 Положительное отношение учащихся к использованию мультимедийных и интерактивных способов обучения   ( итоги опроса учащихся 11 класса):

 

 

 

Вопрос/ ответ

Да

 

Нет

 

Затрудняюсь ответить

 

1.

Делает ли мультимедийные и интерактивные технологии  интереснее  и познавательнее?

27

0

1

2.

Помогают ли Вам мультимедийные и интерактивные технологии лучше понять и запомнить учебный материал?

28

0

0

3.

Помогают ли Вам  мультимедийные и интерактивные технологии  при повторении ранее изученного учебного материала?

26

0

2

 

            Мои ученики показывают положительные результаты на предметных олимпиадах по географии:

№ п/п

Ф,И. учащегося

Учебный год

Класс

Муниципальный

этап

место

Зональный этап

место

1.

Жарина Олег

2004-2005

7

1

1

2.

Баев Владислав

2006-2007

7

1

 

3.

Жарина Олег

2006-2007

9

2

 

4.

Жарина Олег

2007-2008

10

2

3

5.

Данилова Марина

2008-2009

7

2

 

6.

Морозенко Ксения

2008-2009

8

3

 

7.

Мальцева Татьяна

2008-2009

10

3

 

8.

Качура Юлия

2008-2009

11

3

 

9.

Жарина Олег

2008-2009

11

1

 

10.

Дыбка Полина

2009-2010

7

призер

 

11.

Кузько Владислав

2009-2010

10

призер

 

12.

Дыбка Полина

2010-2011

8

призер

 

13.

Морозенко Ксения

2010-2011

10

призер

 

14.

Литвиненко Дмитрий

2008-2009

9

 

Дипломант краевого конкурса фотографий памятников природы «Кубань заповедная» за фотоработу «Рассвет на реке Челбас»

 Педагогическая  деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый  познавательный  интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать  познавательный  интерес  учащихся  к обучению.

 

4. Библиографический список

 

  1. Витейко Т.В., Сдасюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке. География в школе №1-2.2009.
  2. Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2001.
  3. Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А.Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. География в школе №1.2009.
  4. Крылова О.В.Современный урок. География в школе № 2.2006.
  5. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.
  6. Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.
  7. Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.
  8. Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.
  9. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного методического процессов в школе. 2 изд. Волгоград. Учитель.2008.
    5. Рецензия на опыт работы

Рецензия

на материалы целостного описания передового педагогического опыта учителя географии МОУ СОШ № 4 станицы Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

Воблой Анны Александровны

на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии».

 

  1. Педагогический опыт представлен школьным МО учителей естественно-математического цикла, обобщен районным МО учителей географии.
  2. Актуальность данного педагогического опыта состоит в том, что его использование позволяет повысить эффективность учебно- воспитательного процесса, основываясь на наглядности, личностно – ориентированном обучении, возможности учета личных достижений школьников.
  3. Автор отражает различные возможности преподавания географии, которые повышают познавательный интерес к предмету и способствуют развитию познавательной активности учащихся на уроках географии.
  4. Новизна данного педагогического опыта заключается в том, что он раскрывает различные формы и методы развития познавательной активности учащихся на уроках географии. Использование совершенно новых средств преподавания –мультимедиа, интерактивной доски, электронных образовательных ресурсов (CD-диски, видеокассеты), которые позволяет наполнить новым содержанием сам процесс обучения, стимулирует творческие возможности учителя и повышает заинтересованность учащихся.
  5. Опыт работы Воблой А.А. был представлен и обобщен на школьном  семинаре учителей естественно-математического цикла, заслушивался на педагогических советах МОУ СОШ №4, РМО учителей географии (август, декабрь 2010года), получил широкую поддержку, заинтересовал коллег и сейчас используется в двух школах Ленинградского района: МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №11. Приложения к опыту работы отражают творческий характер деятельности учителя и содержат авторские разработки уроков различной тематики с использованием интерактивной доски, элементы сценариев различных уроков, основу пополняемой базы данных, созданных в виде компьютерных презентаций, используемой при объяснении нового материала.
  6. Условия функционирования опыта. Данный педагогический опыт может использоваться при преподавании географии в 6-11 классах общеобразовательных учреждений для изучения географии. Рекомендуется для творческих учителей, ищущих новые формы преподавания и осознающих, что современная школа без использования новых технологий невозможна.
  7. Педагогический опыт Воблой А.А. стал основой для создания общешкольной базы данных интерактивных уроков и разработок по разным учебным предметам. Опыт легко тиражируется и может быть использован при наличии компьютерной техники.  
  8. Данный педагогический опыт получил широкую поддержку и  используется   в Ленинградском районе в  СОШ № 3 учителем Бойко А. Ф. и в СОШ № 11учителем Хоменко Ю.А.
  9. Педагогический опыт учителя географии СОШ №4 станицы Крыловской Ленинградского района Воблой Анны Александровны на тему «Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии»  вызывает интерес и может быть распространен в образовательных учреждениях и внесен в районный  банк данных передового педагогического опыта.

                 Зам директора по УВР   МОУ СОШ №4                              Е.В.Качура               

 

 

6. Приложение

 

  1. Приложение № 1 – Творческая работа «Природные святыни России. Кавказ – гора Эльбрус»
  2. Приложение № 2 – Исследовательский проект «Экологическая тропа природы по реке Челбас»
  3. Приложение № 3 – Сочинение «Воронцовские пещеры»
  4. Приложение № 4 – Разработка урока в 6 классе по теме «Река. Части реки. Пороги и водопады»
  5. Приложение № 5 – Таблица «Природные зоны России»
  6. Приложение № 6 – Фото «Реферативные работы учащихся»
  7. Приложение № 7 – Внеклассное мероприятие в 9 классе «Города Русской равнины. Народные промыслы»
  8. Приложение №8 – Задание «Игровые звездочки»
  9. Приложение №9 – Разработка урока в  7 классе «Северная Америка»
  10. Приложение № 10 – Кроссворды, ребусы, шарады
  11. Приложение № 11 – Разработка урока-путешествия в 7 классе «Австралийский серпантин»
  12. Приложение №12 – Урок – КВН «Путешествие по Африке»
  13. Приложение №13 – Проект «Геоэкологический потенциал России»
  14. Приложение № 14 – Фото «Использование электронных образовательных ресурсов»
  15. Приложение № 15 – Разработка урока «Озера. Происхождение озерных котловин», презентация.
  16. Приложение № 16 – Доклад по теме «Использование приобретенных географических знаний в практической и повседневной жизни»
  17. Приложение № 17 – Доклад по теме «Роль географии в воспитании личности школьника»
Прикрепленный файл Size
обобщение опыта Воблой А.А..doc 975 KB
обобщение опыта Воблой А.А..ppt 1.72 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн