Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект в старшей группе "Зимующие птицы"

Фото пользователя Юлия Владимировна Мартьянова
Submitted by Юлия Владимировна Мартьянова on Wed, 14/12/2016 - 17:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мартьянова Юлия Владимировна, Матвеева Марина Николаевна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №27 комбинированного вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>Реализация данного проекта поможет обогатить и расширить знания детей старшей группы о зимующих птицах......</p>

 

Методический паспорт проекта «Не забывай зимой о птицах».

 

1.

Название проекта

Не забывай зимой о птицах

2.

Руководитель проекта

Мартьянова Юлия Владимировна

3.

Консультанты проекта

Матвеева Марина Николаевна и родители старшей группы

4.

Направление, по которому проводится проект

Познавательное развитие, речевое развитие

5.

Возраст детей, на который рассчитан проект

4-5 лет

6.

Состав проектной группы

Старшая группа

7.

Тип проекта

Ознакомительно-ориентировочный

8.

Цели проекта

Педагогическая - расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах нашей местности.

Практическая – накормить птиц зимой.

9.

Задачи проекта

1. Познавательное развитие:

  • закрепить и расширить представления о зимующих птицах, их внешнем виде, какие голоса подают, чем питаются в зимнее время года;
  • учить детей анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц;

 2. Речевое развитие:

  • развивать диалогическую и связную речь у воспитанников;
  • активизировать и обогащать словарь детей за счет существительных: синица, снегирь, сорока, сова, дятел, ворона, воробей, голубь, стайка, семена растений, сало; глаголов:  выводят, висят, летают, собирают, ищут, помогают; прилагательных: весёлые, шумные, голодные, замёрзшие, драчливые, шустрые и др.
  • знакомить детей с новыми литературными произведениями;

3. Социально - комуникативное развитие:

  • укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
  • создать условия для самостоятельной деятельности детей, мотивированности на успех, умение планировать свои действия.

 

10.

Вопросы проекта

Кто такие зимующие птицы?

Почему они не улетают в теплые края?

С какими трудностями сталкиваются наши пернатые друзья в зимнее время года?

Какую помощь могут оказать люди?

11.

Необходимое оборудование

Интерактивная доска с проектором, ноутбук.

12.

Аннотация

 Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм. Познакомить детей с особенностями жизни птиц в холодное время года и организовать действенную помощь им позволит участие в данном проекте.

 

13.

Предполагаемые продукты проекта

  • Папка-раскладка
  • Презентация «Зимующие птицы».
  • Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
  • Кормушки для птиц.
  • Маски зимующих птиц.
  • Театр на палочках.
  • Выставка работ детей по      конструированию и рисованию.
  • Лепбук «Зимующие птицы».
  • Книга «Зимующие птицы нашего края».

 

14.

График работы над проектом

См.приложение

 

15.

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Дети начнут узнавать и называть зимующих птиц.
  • У детей появятся знания об образе жизни птиц, какие голоса подают, о приспособленности их к жизни в зимнее время года.
  • Дети научатся анализировать и  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
  • Активизируется и обогатиться словарный запас детей.
  • Дети научатся изображать зимующих птиц, передавая их характерные признаки.
  • У детей появятся конструктивные навыки при изготовлении кормушек из конструктора.
  • Дети научаться придумывать диалоги между зимующими птицами.
  • У детей появится интерес к жизни птиц и желание помогать им в зимний период времени.
  • Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков у детей.
  • Повысится заинтересованность детей и родителей в совместной деятельности по заботе о птицах, желания помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Укрепится детско-родительские отношения через совместную деятельность.

16.

Рефлексия

Все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. На участке были развешены кормушки, изготовленные родителями с детьми из различных материалов. Вместе с детьми кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. Со всеми участниками проекта изготовили книгу «Зимующие птицы нашего края».

В результате проведенной работы дети узнали следующее: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.

 

Формы работы с детьми:

 

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Просмотр фрагментов мультиков и собственных презентаций.
  • Беседы
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Пальчиковые игры
  • Чтение и заучивание стихотворения
  • Использование художественной литературы
  • Выставка детского творчества

 

Формы работы с родителями:

 

  • Папка – раскладка по лексической теме: «Зимующие птицы».
  • Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
  • Акция «Поможем зимующим птицам» с участием детей и их родителей совместное изготовление кормушек для птиц.
  • Создание книги «Зимующие птицы нашего края» с рассказами и иллюстрациями.

 

План реализации проекта:

 

Этапы реализации

проекта

Содержание работы

Сроки

Подготовительный этап

1. Определение темы проекта с учетом интереса и знаний детей.

2. Постановка цели и задач, соответствующих возрасту детей.

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

5. Создание условий для реализации проекта:

  • Подбор художественной литературы для чтения детям.
  • Обеспечение проекта наглядными материалами.
  • Подбор и изготовление игр и пособий по теме.
  • Создание презентаций «Зимующие птицы».
  • Создание буклета «Дорогие мамы и папы! Помогите!»
  • Создание Лепбука на тему «Зимующие птицы»

 

19-23 декабря

Реализация проекта

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.

Заготовка корма для птиц.

Подкормка и наблюдение за птицами.

Проведение цикла занятий.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.

НОД «Зимующие птицы».

*Просмотр презентации «Зимующие птицы».

*Внесение Лепбука:

ü     Игра «Узнай и назови зимующих птиц».

ü     Игра «Чем питаются зимующие птицы».

  • Игра «Сложи картинку».
  • Игра «Сосчитай и назови».
  • Игра «Выложи птичку из счётных палочек».
  • Игра «Четвёртый лишний».
  • Задания на внимание и логику: «Найди отличие», «Лабиринты», «Угадай, какие птицы изображены на картинке?», «Какая птичка лишняя».

*Наблюдение в природе «Чем птицы питаются зимой?»

*Чтение рассказов и сказок о зимующих птицах: В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь», Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел», М. Пришвин «Гости», А.С. Онегов «Птичья столовая», Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».

*Театральная деятельность детей: придумывание диалогов между зимующими птицами.

*Наблюдение за зимующими птицами на прогулке.

*Рисование воробья акварельными красками.

*Рисование совы сухой жёсткой кистью.

*Конструирование из бумаги снегиря.

*Проведение подвижных игр «Кошка и птички», «Вороны, синицы, воробьи», «Гнёздышки», «Летает- не летает».

*Конструирование кормушек из конструктора.

 

26-30 декабря

 

9-13 января

Итоговый этап

(презентационный этап)

Оформление результатов деятельности в виде презентации.

Выставка детских работ.

Изготовление кормушек.

Создание книги «Зимующие птицы нашего края» с рассказами и иллюстрациями.

 

 

16 – 20 января

 

Содержание воспитательно -образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Не забывай зимой о птицах»

Образовательная областиь

Совместная образовательная деятельность с детьми

 

Познание

 

 

НОД «Зимующие птицы.

- Просмотр презентации «Зимующие птицы».

- Дидактическая игра «Кто, что ест?».

- Наблюдение за птицами на прогулке.

 

Социализация

 

- Смастерить кормушки и развесить по участку.

- Подкармливание птиц зимой.

 

 

 

 

Коммуникация

 

- Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

- Составление рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.

- Придумывание диалогов между зимующими птицами с использованием театра на палочках; масок.

- Игры на внимание: «Какие птицы спрятались на картинке?», «Найди такую же», «Найди лишнюю птицу», «Найди отличия».

 

Физическая культура

- Подвижные игры:  «Кошка и птички», «Вороны, синицы, воробьи», «Гнёздышки», «Летает - не летает».

Утренняя гимнастика «Мы как птички».

Художественное творчество

- Рисунки детей с использованием алгоритмов зимующих птиц.

- Лепка птиц.

- Выкладывание птиц из счётных палочек.

- Конструирование кормушек из малого строителя,  лего, бросового материала.

- Создание птиц при помощи оригами; рисование пластилином, крупой, по клеточкам; аппликации; нитками и др.

Речевое развитие

- Рассматривание сюжетных картин и фотографий.

- Внесение иллюстраций  на тему «Зимующие птицы».

- Составление рассказов о зимующих птицах с использованием схемы.

Чтение :художественной литературы:

- В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь»,

- Г. Снегирёв «Про птиц»,

- Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел»,

- М. Пришвин «Гости»,

- А.С. Онегов «Птичья столовая»,

- Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».

 

Создание условий для самостоятельной деятельности

Книжный уголок:

- Внесение книг:

В. Бианки «Сова», «Синичкин календарь», Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел», М. Пришвин «Гости», А.С. Онегов «Птичья столовая», Б. Павлов «Кто поёт в зимнем лесу».

- Внесение картинок на тему «Зимующие птицы».

- Внесение схемы для составления рассказов.

Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр:

- Внесение лепбука:

ü     д/и «Четвертый лишний»;

ü     игра «Выложи птичку»;

ü     игра «Сосчитай и скажи сколько?»;

ü     д/и «Сложи птицу»;

ü     Задания на логику, внимание и мышление: «Найди такую же», «Найди лишнюю птицу», «Найди отличие», Какие птицы спрятались на картинке?».

Центр строительно – конструктивных игр:

- Строитель и лего для постройки кормушек.

Центр продуктивных видов деятельности:

- Акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики для воды, палитры.

- Пооперационные карты по изображению, лепке и конструированию зимующих птиц.

- Пластилин, досочки для лепки, стеки.

- Бумага разных цветов и фактуры, клей, ножницы.

Центр театральной деятельности:

- Маски зимующих птиц.

-Театр на палочках,

- Ширма.

Экологический уголок:

- Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

- Лепбук «Зимующие птицы».

Центр  исследовательской деятельности:

- Перья птиц.

- Лупа.

Взаимодействие с семьей

- Папка – раскладка по  лексической теме: «Зимующие птицы».

- Буклет «Дорогие мамы и папы! Помогите!»

- Изготовление кормушек.

- Создание книги «Зимующие птицы нашего края».

Совместно с ребёнком создать образ зимующей птички любым знакомым способом: оригами; рисование красками, восковыми мелками,  карандашами, пластилином, крупой, по клеточкам; при помощи аппликации; нитками и др.

 

Литература:

 

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2004.
  2. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., 2008.
  3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М., 2003.
  4. Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми. – М., 2006.
  5. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников. Дошкольное образование, №6, 2008.
  6. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. – М., 2002.
  7. Учимся сопереживать животным. Ребенок в детском саду. №5, 2007.
  8. Дыбина О.  В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – М., 2007.
  10. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений.–   М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М., 2003.
  13. Зимующие птицы нашего края. Н.И.Килякова, Н.А.Репина. Детский сад, №№11,12, 2016.

     

Интернет – ресурсы

      1.www.maaam.ru.

      2. Поисковая система Yandex.

 

Приложение 

Игра «Узнай и назови зимующих птиц».

Цель: Закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Материал: Игровое поле синего цвета и зелёного цвета, картинки с изображением зимующих птиц и перелётных птиц.

Ход игры: Дети распределяют птиц по полям, в зависимости от того, зимующие это птицы или перелётные, давая название каждой птице.


 

Игра «Чем питаются зимующие птицы».

Цель: Закрепить  представление о том, чем питаются зимующие птицы в холодное время года.

Материал: Картинки с изображением того, что едят птицы, кормушка, зелёное поле.

Ход игры: Дети выкладывают на кормушку только тот корм, которым питаются птицы в зимний период времени,  объясняя кто, что ест. То, чем питаются птицы в тёплый период времени, помещают на зелёное поле.

 

Игра «Сложи картинку».

Цель: Закрепить умение детей из частей собирать целое.

Материал: Разрезные картинки зимующих птиц.

Ход игры: Ребенок должен сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезанные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

 

Игра «Сосчитай и назови».

Цель:

  • Закреплять умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
  • Закрепить количественные счёт.

Материал: Карточки с разным количеством птиц, карточки с цифрами.

Ход игры: Дети берут карточки. Считая, правильно называют: один голубь, два голубя, три голубя. Четыре голубя. Всего четыре голубя. Находят нужную цифру и кладут её в центре игрового поля.

Усложнение: Один ребёнок считает, а второй проверяет.

Игра «Выложи птичку из счётных палочек».

Цель:

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать сенсорные способности.
  • Развивать конструктивные навыки, координацию движений.
  • Развивать творческое воображение, фантазию.
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.

Материал: Счётные палочки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением птиц.

Ход игры: Ребёнок должен выложить  рисунок из счётных палочек, точно такой же, как на схеме.

 

Игра «Четвёртый лишний».

Цель: Учить знать и отличать зимующих птиц от перелётных.

Материал: Карточки с птицами, небольшие карточки для обозначения перелётных птиц.

Ход игры: Дети выбирают карточку, ищут птицу, которая лишняя, объясняют почему.

 

Игра «Летает- не летает».

Цель: Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, воспитывать выдержку.

Ход игры: Педагог называет любые предметы. Дети должны хлопнуть в ладоши только, если услышать предмет, который может летать.

Задания на внимание и логику.

«Найди отличие»

Цель:

  • Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Активизировать речь детей.

Ход: Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.
При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти    отличия и определить, чем они отличаются.
 

«Лабиринты»

Цель:

  • Развивать логическое и пространственное мышление, внимание.
  • Воспитывать усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость.

Ход: Прослеживать путь лабиринта от начало пути, до его конца.

 

«Угадай по контуру, какие птицы изображены на картинке?».

Цель:  Развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по их внешним очертаниям.

Ход: Поначалу совместно со взрослым, затем самостоятельно ребенок учится вычленять по каким- либо признакам один предмет из множества других и называть его.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файлSize
Proekt_-_Zimuyuschie_ptitsy (1) — копия.pptx10 MB