Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка. Основы вязания крючком

Submitted by Оксана Иосифовна Кудлай on вс, 18/12/2016 - 14:19

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 45» Петропавловск – Камчатского городского округа

 

Методическая разработка

Конспект учебного занятия 

 

«Основы вязания крючком» 

 

для учащихся 3 года обучения

по программе «Рукоделие»

возраст 10 – 14 лет

время работы 90 мин

 

 

Разработал и провел

педагог дополнительного образования:

 Кудлай Оксана Иосифовна 

  

г. Петропавловск-Камчатский 

2015г.

 

Пояснительная записка.

 

Данное учебное занятие входит в курс программы «Рукоделие» раздела «Вязание крючком» и является вводным.

Вязание –  одновременно и творческое, и полезное занятие.  Это способ развития моторики, воображения, логики, пространственного мышления и психоэмоциональной разгрузки, воспитания воли и силы характера.  Оно применимо как в комфортных домашних условиях, так и в стеснённых условиях переездов и путешествий, не требует большого количества специальных приспособлений и материалов.

Конспект может быть полностью или частично применён на учебных занятиях в объединениях дополнительного образования художественного направления в образовательной области раздела Вязание крючком, на уроках технологии в делимых классах в группах девочек, при обучении вязанию детей и взрослых. 

 

Тема Занятия: Основы вязания крючком. 

Цель: Ознакомить обучающихся с историей вязания, инструментами, материалами и приспособлениями вязания крючком, научить приёмам набора петель.

Задачи:

- получение новых знаний и умений в области истории вязания и основ вязания крючком.

- развитие логики, моторики рук, воображения, самостоятельности, самоконтроля и самоанализа в ходе выполнения практической работы по набору петель и упражнений.

- продолжение процесса воспитания ответственности, трудолюбия, воли в достижении конечного результата деятельности.

 

Формируемые УУД: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, самостоятельно решать проблемы поискового характера, принимать решения и осуществлять их реализацию. 

 

Материально-техническое оснащение занятия: 

Оборудование: столы, стулья, учебная доска, компьютер, монитор.

Инструменты: крючок, ножницы.

Материалы: пряжа для вязания средней толщины.

 

Дидактическое оснащение: Раздаточные карты: «Виды вязальных крючков», образцы вязания крючком и набора петель или презентация Mikrosoft Power Point 2010 «Основы вязания крючком». 

Форма проведения: аудиторное занятие. 

 Место проведения: учебный кабинет 

Тип занятия: комбинированное. 

 

Структура занятия:

 

I.  Организационный момент                                              1-2 мин. 

    Актуализация знаний

II.  Основной этап.

      Работа по теме занятия.

2.1. Изложение нового материала                                 20-25 мин.

2.2.1.  Вводный и текущий инструктаж                              2-5 мин.

2.2.1. Практическая работа                                            20-25 мин.

 

III. Физкультминутка                                                                3 мин.

      Перемена на отдых                                                         10 мин.

 

2.2.3. Выполнение работы

          и заключительный инструктаж                              25-35 мин.   

IV.     Подведение итогов занятия                                          5 мин.

         Рефлексия                                                                   2-5 мин.

V.     Уборка рабочих мест                                                      5 мин.

                                                                      ИТОГО:             90 мин.

 

Основы вязания крючком.

Конспект занятия. 

 

I.  Организационный момент.

    Актуализация знаний. Постановка целей занятия.

1.  Беседа

- Познакомимся с новой темой.

- Отгадайте загадки: 

·        Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык,

Но не всегда. А лишь тогда, когда бывают холода (Шарф) 

·        На десять братьев двух шуб хватает (Варежки). 

·        Варежки для ног (Носки).

 

- Что объединяет отгадки? (Это вязаные вещи).

- У кого в семье кто-то вяжет? Кто видел процесс вязания? Кто сам пробовал вязать? (Дети отвечают).

- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на занятии?      (Правилам вязания, познакомимся с материалами и инструментами для вязания, одним из приёмов вязания).

 

II.   Работа по теме занятия.

      Иучение нового материала. 

- Кто считает. Что вязание – это занятие только для девочек? (Ответы детей).

-  Обучающиеся рассказывают древнегреческий миф о Тесее и Ариадне (Приложение п. 1),

- Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание, пользовались нитями.

- Учёные пришли к выводу, что первоначально вязанием и плетением из нитей занимались мужчины. Они применяли свои умения в изготовлении приспособлений для охоты и рыболовства. И в качестве крючков использовали кости животных и рыб.  Останки вязаных вещей была найдены в одной из гробниц фараонов и датируются IIIв. до н.э. В Древнем Риме, Греции, на Востоке и позднее в странах Европы развивались и процветали искусства, творчество, ремёсла, среди которых особое место занимало вязание.  Мастерами в области рукоделия тех времён тоже являлись мужчины.

В ХVIв. мужчины изобрели ткацкий станок, который увеличил скорость и количество получаемых вязаных вещей, но не вытеснил ручное вязание. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными оказывались вещи ручного производства, особенно связанные крючком.

В России вязание получило своё развитие в ХIХв. И заниматься им стали женщины. Они изготавливали предметы одежды и быта, сувениры и подарки. Нити и крючки первоначально изготавливались в домашних условиях.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и одним из самых любимых видов рукоделия. Множество красивых, полезных и нужных в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

 

 

Игра «Кто больше?»

(Ученики разбиваются на 2 команды, по рядам и по очереди называют вязаные предметы) …

Педагог учитывает ответы, подводит итоги:

- Будем считать, что в игре нет победителей, вы все только что доказали, что достаточно много знаете и связать можно всё, что угодно.

Современные дизайнеры увлеклись гигантским вязанием: обвязывают автомобили, предметы мебели, изготавливают украшения для деревьев, одежду для домов и т.д. Связать можно много самых разнообразных вещей. 

 

Материалы и инструменты:

- Отгадайте загадку:

Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять (Клубок).

- Из чего можно вязать? Дети отвечают.

Педагог показывает образцы разных видов нитей (хлопчатобумажные швейные, мулине, ирис, шерстяная, смесовая, искусственная пряжа домашнего и промышленного производства).

Хлопок   –   распространённый в вязании материал растительного происхождения с высокой степенью воздухопроницаемости. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые вязальные нити разнообразны по цветовой гамме, толщине и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые, с добавлением элементов букле и др.).  Они применяются для вязания любых узоров и видов изделий.

Из льна производят в основном прочные неотбеленные нити, которые чаще всего используют для декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью, подходит для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

 

- Вязать можно спицами и крючком.

- Демонстрируются изображения   образцов крючков.

- Рассмотрите образцы крючков. (Дети рассматривают).

Они бывают изготовлены из разных материалов (сталь, алюминий, медь, пластмасс, кость, дерево), отличаются толщиной, наличием или отсутствием дополнительной ручки и покрытия рабочей поверхности.

Устройство крючка: он имеет ручку и головку. Выступ на головке крючка называется бородка.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах.

При подборе крючка к пряже следует руководствоваться следующим правилом: диаметр двойной скрученной нити должен соответствовать толщине крючка.

- Как должно быть оборудовано рабочее место? (Предположения детей)

Рабочее место должно быть хорошо освещено, cидеть надо прямо, касаясь спиной спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться: игла, ножницы и др. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и по окончании работы следует вымыть руки.

- Какие правила техники безопасности при работе с крючком следует знать?

С крючком следует обращаться очень осторожно: не подносить к лицу, хранить в коробочках или пеналах. Крючок не должен быть очень острым, чтобы не поранить пальцы. Нельзя пользоваться ржавыми крючками и иглами.

 

Педагог:

- Прежде, чем приступить непосредственно к вязанию,

научимся держать крючок и пряжу.

- Крючок можно держать двумя способами: как карандаш или ручку, или как столовый нож, сверху большим и указательными пальцами, повернув бородку крючка к себе.

Правши держат крючок правой рукой, а нить левой. Левая рука регулирует натяжение нити. У левшей наоборот.

 

Рисунок 1.  Удержание крючка.

 Не следует вращать крючок вокруг своей оси произвольно. Его поворачивают для захвата нити от себя и снова к себе. 

·        Упражнение по вращению крючка:

Педагог показывает, а ученики повторяют несколько раз. Педагог контролирует работу, направляет деятельность учащихся. 

 

Вязание крючком всегда начинают с набора петель – цепочки (косички). Научившись вязать цепочку, вы легко освоите остальные приёмы, которые заключаются в наматывании нити на крючок и способе продевания её в петлю. Набор производят несколькими способами.

 

Педагог демонстрирует набор первой петли крючком и роспуск её.

Обращает внимание на правильный захват и удержание нити.

 

•        Упражнение по набору первой петли.

Ученики выполняют набор и роспуск первой петли, педагог консультирует детей, направляет работу, поддерживает, контролирует, исправляет возможные ошибки.

 

III. Физкультминутка.   Перемена на отдых. 

 II. Продолжение работы по теме занятия.

 

Цепочка из воздушных петель. Второе её название – косичка из воздушных петель является началом любого изделия или элемента вязания крючком. Связанная косичка может служить закладкой для книги.

Рассмотрите рисунок – схему 2.

 Вязание цепочки из воздушных петель.

 

 -  Набор цепочки из воздушных петель крючком.  

Ученики выполняют работу по набору косички длиной около 20 см., педагог контролирует, направляет работу, поддерживает, исправляет возможные ошибки. 

Ученикам, быстро справившимся с заданием, предлагается связать более длинную косичку и придумать для чего её можно использовать. 

·        Помните, что цепочку обычно не считают рядом. Это только основа вязания. Ряды пойдут дальше.

·        Петля на крючке и нить на крючке не считаются за петлю. Если по инструкции нужно связать цепочку из 10 петель, у вас должно быть 10 петель в цепочке + 1 на крючке. 

 

IV.            Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог спрашивает детей:

- Что у вас сегодня получилось лучше всего?

- В чём испытывали затруднения?

- За что можете себя похвалить?

- Когда и где вам могут пригодиться знания, полученные на этом занятии?

 

Дети отвечают.

 

V.  Уборка рабочих мест. 

 

Список использованной литературы: 

  1. Ерёменко Т.И. Рукоделие. - (3-е изд.). - М.:1992.
  2. Жукова Т.Н. Художественная отделка изделий (Спицы, крючок, вышивка). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  3. Максимова Т.Н. поурочные разработки по технологии. 4 класс. - М.: ВАКО. 2013.
  4. Эллершоу, Д. Книга о вязании: пер. с англ.- М.: АСТ: Астрель, 2007.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн