Online video hd

Смотреть мамки видео

Официальный сайт nokia 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема культуры речи современного школьника

Submitted by Татьяна Александровна Александрова on пн, 19/12/2016 - 10:19

            Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура поведения, культура общения, культура речи.

Культура речи – важнейшая часть личностной характеристики человека, поскольку деятельность людей непосредственно связана с речевым общением, она является немаловажным условием их профессионального роста, успеха в социальной среде.

            Древнегреческий философ Сократ считал, что человек – творец самого себя. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

            Действительно, по речи можно судить о культуре человека, о его умственном развитии, каков человек – такова и его речь. Ведь наша речь – это наша визитная карточка.

К сожалению, в настоящее время культура речи и вообще общая культура населения значительно снизилась, ломаются, искажаются веками созданные традиции, нравственные и этические нормы. В век технического прогресса, новых технологий, Интернета зарождается тревога за судьбу великого, могучего русского языка. Посещая различные сайты в Интернете, общаясь по электронной почте, слыша речь окружающих людей, приходишь к выводу, что язык наш, созданный и обогащенный великими мастерами слова Пушкиным, Тургеневым, Толстым, Достоевским, Чеховым, Буниным и многими другими известными писателями и поэтами, упрощается, беднеет, становится грубоватым, жестким, так как засоряется ненужными иностранными словами, жаргонизмами, вульгаризмами.

Черты такого обедневшего или грубоватого языка становятся все более заметными не только в нашей разговорной речи, но и в публицистических выступлениях, на различных телевизионных, особенно молодежных, передачах. Музыкальный канал изобилует неправильными выражениями, молодежным сленгом. Тексты популярной музыки представляют в большинстве своём набор односложных клише, неправильное, порой абсурдное, сочетание слов, бессмысленный повтор банальных фраз. Многочисленные ток-шоу, интервью, обсуждения не позволяют скрыть пороки современной русской речи: неправильные предложения, ударения, слова-паразиты, жаргонизмы. А подростки и молодёжь сейчас мало читают, их полностью захватили телевизор, компьютер, Интернет. Интересуют их именно такие молодежные каналы, фильмы, сайты в Интернете, где часто можно услышать неправильную речь. Молодые люди подражают своим героям, копируют их речь, распространяют эти слова среди сверстников.

           Я считаю, что проблема культуры речи современного школьника – одна из самых актуальных. Именно в школьном возрасте закладываются основы культуры, этикета, гражданственности. Следовательно, исключительной задачей всех образовательных учреждений и педагогов, работающих в них, является создание благоприятных условий для формирования и повышения культуры речевого общения, в основе которой лежит литературный язык.

            В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы. Я поставила задачи: изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка; сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста; способствовать повышению социальной активности учащихся школы в решение проблемы культуры речи.

            Для исследования речи подростков мной использовались следующие методы: метод анализа и синтеза речи учащихся; беседа; наблюдение; анкетирование. Объектом исследования стали учащиеся 7-8 классов. Предмет исследования – их повседневная речь.

            Злейшими врагами нашего языка являются слова-паразиты, жаргонизмы, сквернословие.

Наиболее используемыми в речи как взрослых, так и детей стали слова-паразиты – это лишние и бессмысленные слова, так называемые заполнители пауз. Они разрушают нашу речь, делают ее бедной, неграмотной. Многие так привыкли к словам-паразитам, что заполняет ими все паузы в речи. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Наступают такие слова-паразиты: «так», «короче», «значит», «в общем», «в смысле» и другие. А это вездесущее «как бы» мы теперь слышим и во многих телевизионных передачах, особенно в интервью, в ток-шоу. Его еще называют «словом-костылем»: «как бы хотел сказать», «как бы сомневаюсь», «как бы подумал», «как бы посмотрел» … Прислушайтесь, все неясно, приблизительно, неопределенно. Где точность и выразительность речи? Где наш богатый, образный русский язык? 

Существует несколько причин появления таких «мусорных» слов. Знание и понимание этих причин поможет эффективно их устранить.

Во-первых, это бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтобы сделать свою речь «более богатой и выразительной». Но употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.

            Во-вторых, боязнь пауз в речи, желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, лучше остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов.

            В-третьих, причиной появления лишних слов в речи может быть мода на определённые слова. Их начинают использовать даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, а постараться скорее избавляться от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.

            В-четвертых, волнения, состояние стресса перед публичным выступлением тоже влияют на нашу речь. Чтобы собраться с мыслями, выиграть время, выступающий начинает употреблять различные слова-паразиты. Нужно научиться контролировать себя, иначе такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.

            Необычайно распространены матерные слова-паразиты. Их чрезмерное употребление в речи для связки слов свидетельствует о том, что перед нами человек с низкой культурой поведения.

По результатам социологического опроса, из 46 восьмиклассников только 5 не используют слова-сорняки в своей речи; 57% замечают эти слова и пытаются исправить свою речь; 5% никогда не замечают использования слов-паразитов в своей речи; 38% опрошенных иногда замечают слова-сорняки, но не пытаются исправить речь, не видя в этом необходимости.

После того как на уроках русского языка и литературы мы стали использовать контроль за своей и чужой речью, заметно увеличился процент ребят, которые стали более серьёзно и требовательно относиться к своей речи. Очень заинтересовались и родители учеников, они благодаря детям стали замечать недочеты в своей речи, и у них тоже появилось желание поработать вместе с нами.

Следующий вирус нашей речи – жаргонизмы. Это слова, используемые определёнными социальными или объединёнными общими интересами группами людей, понятные только говорящим людям в определенной группе. Это ненормативные, не признанные синонимы классическим определениям предметов, действий и определений. Жаргонные слова каждой социальной ячейки общества формируют недоступный для понимания непосвященными язык общения, так называемый сленг.

В конце ХХ века нищенское арго, арго беспризорников, впитавшее в себя многие элементы воровского жаргона, возродились в новом социальном и языковом обличье. Они быстро распространяются среди молодежи. В области лексики и фразеологии у студенческого и школьного жаргона обнаруживается общность со сленгом хиппи и т. д.

Жаргонные слова и обороты далеко не редкость в литературной речи.

Почему используют жаргонные слова школьники? Наверное, потому, что у них другая система ценностей, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, насмешки. Используют жаргонные слова ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.

            Стихия, питающая молодежный жаргон, все новое, нетрадиционное или отвергаемое – речь музыкальных фанатов и наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго.

По данным анкетирования из 46 обучающихся все 46 в той или иной мере используют жаргонные слова. Но в общении со взрослыми жаргонизмы используют лишь 8% обучающихся. На вопрос, с какой целью они используют такие слова ребята ответили: самоутвердится – 7%, обмениваться информацией – 19%, придать своей речи живость, юмор – 74%.

            Пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является сквернословие.

            Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова раньше употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминается восточная пословица «Нет ничего заразнее слова».

            Анализируя данную ситуацию, я провела тест - опрос среди 7-8 классов по употреблению матерных слов. Оказалось, что матерные слова используют в своей речи преимущественно мальчики, и, к большому сожалению, они относятся к этому нормально. К использованию матерных слов относятся плохо большинство девочек. Из 46 опрошенных 8% не отрицают того, что часто используют в своей речи матерные слова, 46% - иногда, 46% - никогда. Как же взрослые реагируют на речь ребят? Учителя часто поправляют речь учеников, 24% родителей постоянно говорят, чтобы дети следили за своей речью, 73% - иногда делают замечания, 11% - никак не реагируют, им не важно, как говорят дети. Меня особенно удивило то, что 11% ребят относятся к матерным словам нормально, 62% безразлично, плохо – всего лишь 27%, и это все девочки. На вопрос, слышат ли они скверные слова в семье, положительно ответили 2%, редко – 41%, нет – 57%.

            Почему же ребята используют в своей речи матерную брань? Я считаю, во-первых, огромное влияние на детей имеет взрослые, особенно родители. Если в семье ребенок слышит скверные слова, то он, конечно же, тоже будет использовать их в своей речи. Во-вторых, он может подражать своим взрослым товарищам, сверстникам, с которыми часто общается. В-третьих, ругань, непристойные слова льются с экранов телевидения. Нужно запретить показ жестоких фильмов, передач, где позволительны такие непристойные слова. В-четвертых, такие слова заполонили Интернет. Очень много нецензурной брани в блогах, в сообщениях, в названиях различных групп, в фильмах, которые они смотрят в Интернете. Почему же это строго не прослеживается модераторами? Если мы хотим исправить общество, в первую очередь, необходима жесткая цензура. А ругающихся матом или создающих непристойные группы, сообщества в Интернете нужно наказывать большими штрафами.

            Опираясь на многолетний опыт работы в школе, я предлагаю следующие пути формирования культуры речи школьников:

  1. Первое, что нужно каждому ученику – желание и потребность владеть культурой речи, речевым этикетом. Уроки развития речи и риторики под чутким руководством умелого педагога вполне способствуют хорошей, свободной речи. Целесообразно распространять среди учеников памятки «Говори правильно!», орфоэпический словарик наиболее употребительных слов.
  2. Учитель должен прививать детям любовь и интерес к чтению, умело направлять читательские интересы детей в нужное русло, учить любить книгу и сам процесс чтения. Это особенно важно именно сейчас, когда дети большое количество свободного времени проводят у экранов телевизора или при работе с компьютером. Начинать это необходимо с самого малого возраста. Поэтому здесь большая роль отводится родителям, воспитателям дошкольных учреждений.
  3. Современные дети часто общаются в сети Интернет. Необходимо научить детей культуре общения в социальных сетях, уберечь их от вредных групп, вовлекать в полезные сообщества: «Любителям русского языка», «Защитим наш язык» и другие.
  4. Надо научить детей работать со справочной литературой.  Это учебники и пособия по культуре речи, по риторике, по теории и истории литературной нормы, особенно словари: толковые, орфографические, фразеологические, орфоэпические, словари трудностей русского языка, синонимические, энциклопедические, историко-этимологические и другие. Очень важно, чтобы словари были в семейных библиотеках.
  5. Организовать в школе методические объединения узкой направленности, секций учителей-словесников, включая учителей начальных классов, которые будут планировать, осуществлять контроль, направлять работу по формированию культуры речи учащихся, исходя из целей и задач методической работы данного образовательного учреждения.
  6. Можно возобновить (как в старые добрые времена) или начать выпуск школьных газет и журналов с материалами по культуре речи, организовать школьное радиовещание, создать тематический общешкольный уголок «Любите русский язык» или «Защитим русский язык», организовать кружки культуры речи и литературного творчества, журналистики; в планы воспитательной работы обязательно включать проведение утренников, вечеров, конференций, конкурсов, олимпиад по культуре речи.
  7. Очень полезно было бы ввести в структуру урока по русскому языку пятиминутки по культуре речи.
  8. Сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию,

создавать антирекламу сквернословию, словам-паразитам, жаргонизмам, вывешивать их на видном месте в школе.

  1. Ежегодно в школе проводить акции «Учимся говорить правильно», «Спасем русский язык», «Мы за чистоту русского языка». Проводить в классе игру «Очистим наш язык». За каждое плохое слово черная метка в таблице. В конце каждой четверти подводить итоги.
  2.  Культуру речи, любовь к родному языку не воспитаешь только лозунгами «Надо любить и беречь!». Положительное отношение к русскому языку, к литературе – это положительное отношение к нему, начиная уже с первых дней обучения, с начальной школы. Это значит, что детям должны нравиться и быть интересными уроки родного языка, которые, в свою очередь, обязательно должны подкрепляться определёнными достижениями в этой области. Русский язык красив и понятен, - вот какой вывод должны сделать дети в процессе изучения родного языка. 
  3. Поощрять участие детей в конкурсах сочинений, чтецов художественного слова.
  4. Также необходима связь с родительскими организациями. Если каждый родитель расскажет своему сыну или дочери об интересной книге, перечислит любимых писателей, подарит книгу в праздник, сходит с ребёнком в библиотеку, в театр, в музей, то учителю будет на что опереться в его нелёгком труде. Он будет не одинок. И тогда дети задумаются о значении культуры речевого поведения в жизни.
  5. Эффективный путь обогащения речи — подражание. Очень важную роль играют живое общение с высококультурными носителями языкового мастерства и традиций, экскурсии в музеи, театры. Большую часть времени дети проводят в школе, на уроках слышат речь учителя. Вот почему мы, уважаемые коллеги, стремясь что-либо пере­дать детям, должны выступать носителями культурной речи, владеть умением рассказывать доходчиво, интересно, выра­зительно, владеть четкой дикцией. Речь учителя – это образец для подражания, это пример для его учеников.   В.А. Сухомлинский называл речевую культуру учителя – зеркалом его духовной культуры.
     Каждый учитель должен уделять должное внимание своей речи, постоянно совершенствовать и обогащать ее путем самообразования.

            Хотелось бы, чтобы и наше правительство, да и все соответствующие структуры уделяли больше внимания проблеме культуры речи. Хорошо бы ежегодно проводить социокультурные акции по популяризации культуры речи, литературного языка, конкурсы плакатов республиканского, всероссийского масштаба. Плакаты нужно размещать в местах многочисленного пребывания массы людей. Важно, чтобы в этих мероприятиях принимали участие все организации, не только школы.

            Думаю, что настало время для полномасштабного внедрения института корректуры и редактуры в сети Интернет, СМИ, телевидении.  Ведь каждый уважающий себя литературный самиздатовский сайт проверяет публикации на соответствие этическим нормам и на признаки экстремизма. Так и здесь. Ведь безграмотность – это тоже своего рода языковой экстремизм. Какая бы большая работа ни велась в школе, Интернет, телевидение, СМИ всегда имеет и будет иметь огромное влияние на широкие массы. Они обязаны нести высокую речевую культуру народу.

            Если правительство, все образовательные учреждения, СМИ, Интернет будут уделять должное внимание проблеме культуры речи, мы спасем наш язык и передадим его нашим потомкам, как предрекала великая Анна Ахматова:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

         

 Список использованных источников:

  1. Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М.: Наука, 1995
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык – Медиа, 2003
  3. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. – Русский язык в школе и дома. – №1, 2002                                                                                                                                                                          
  4. Рожанский Ф.И. Сленг хиппи. – Санкт-Петербург – Париж: Европейский Дом, 1992
  5. Скворцов Л.И. Язык общения и культура (экология и язык). – М.: Просвещение, 2009
  6. Интернет-ресурсы:

             http://nsportal.ru

               http://www.philology.ru/linguistics2/rozhansky-92.htm

             https://ru.wikipedia.org


Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно