|
Исследовательская деятельность учащихся в условиях летнего передвижного палаточного биолого – экологического лагеря «Унугэс»
|
|
|
|
|
Submitted by Равелла Иннокентьевна Пинигина -Сосина on Sat, 31/12/2016 - 02:04 |
Исследовательская деятельность учащихся в условиях летнего передвижного палаточного биолого – экологического лагеря «Унугэс» Пинигина – Сосина Р.И., учитель биологии, Ытык –Кюельской СОШ №1, Таттинский улус, РС(Я) С введением новых Федеральных государственных стандартов для средней школы особую значимость приобретает проектная и исследовательская деятельность учащихся, организация которой в основном опирается на внеклассную работу (1). Теоретическая часть полученная во время обучения учащихся должна быть связано с практической деятельностью ориентированное на углубление и закрепление знаний, умений и навыков , а также на развитие исследовательской деятельности учащихся. Для эффективной организации исследовательской деятельности учащихся по биологии является летний лагерь. В таких лагерях сочетаются воедино учебно- исследовательская и природоохранная деятельность учащихся по изучению окружающей местности (2). В.Н.Винокуров считает, что основным недостатком современного преподавания биологии в регионе является то обстоятельство, что оно ведется чисто теоретически, в полном отрыве от жизни живой природы. Кроме того, климатическая специфика Севера приводит к тому, что обучение биологии ведется только зимой, а с другой стороны, в летнее время, когда в окружающей природе кипит жизнь, в школах замирает преподавание науки о жизни (3). В этой связи комплексная естественно – научная подготовка учащихся в летнем лагере имеет немаловажное значение и нацеливается на приобретение и систематизацию экологических знаний, развитие познавательных мотиваций, способствующих в дальнейшем участию учащихся в учебно- исследовательской, природоохранной деятельности и выбору профессии (4). Целью учебно- исследовательской работы учащихся в условиях лагеря является приобретение основных представлений о методике и методах исследования, о том , как ставить цель и задачи исследования, как правильно выбрать место и объект исследования, описать наблюдаемый объект, как провести анализ результатов исследования, обеспечить получение надежных результатов, подвести итог учебно- исследовательской деятельности, оформить отчет, выступить с докладом на конференции. В нашей школе проводится определенная работа по привлечению учащихся к научно- исследовательской работе. Летом в 2013 года наша школа организовала научно –исследовательский лагерь «Унугэс» по изучении гидроэкологии малой реки Татта. Так как наиболее острой в Таттинском улусе Республики Саха ( Якутия) всегда стояла и стоит проблема обеспечения населения качественной питьевой и технической водой. Вблизи крупных населенных пунктов по многим соединениям элементам давно превышены предельно допустимые концентрации. Замедленность геохимических реакций в условиях низкой температуры приводит к медленной самоочистке от загрязнителей. Высокая заболеваемость населения Таттинского улуса, в частности, зобом, острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом связаны именно с водным фактором. Река Таатта с общей протяжённостью 414 км, площадью водосбора 10200 кв км. является единственным источником водоснабжения самой густонаселённой территории Лено – Амгинского междуречья. Вдоль реки расположены 15 крупных наслегов Чурапчинского и Таттинского улусов, использующих воду реки Таатта на коммунально – бытовые нужды, орошение сельскохозяйственных культур и обводнения сенокосных угодий. Бассейн реки Таатта в гидроэкологическом плане практически не изучен, как и все малые реки. В связи с этим администрация муниципального района «Таттинский улус» совместно с Ытык – Кюельской средней общеобразовательной школьной № 1 решили создать экологическую базу данных по всему бассейну реки Татта с привлечением школьников. В 2012-2014 годы лагерь начал работу на школьном уровне по изучению ихтиофауны малой реки Татта. Лагерь сотрудничал с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН и Институтом естественных наук СВФУ им М.К.Аммосова. Научный руководитель: к. б. н., доцент БГФ СВФУ М.М. Тяптиргянов. Было обозначено район маршрута экспедиции в реку Таатта - от ее низовьий, район впадения реки Таатта в реку Алдан, и заканчивая в верховьях, в районе озера Ыарга Куолэ ( Амгинский улус) 6 мест ихтиологических пунктов. Обработка рыбы велась принятыми в ихтиологии методиками: определение ихтиофауны реки, определение морфометрических промеров рыб, определение возраста рыб, изучение питание рыб. На определение морфометрических промеров рыб обработано 289 экземпляров, на определение возраста обработано 632 экз, на изучение питания рыб обработано 632 экз., на определение плодовитости рыб обработано 117 экз. Всего было обработано на различные показатели рыб -1670 экземпляров ихтиофауны реки Таатта. В настоящее время ихтиофауна реки Таатта представлена 12 видами рыб, относящихся к 5 семействам. Самыми богатыми видами из них являются семейство карповые, состоящая из 6 видов - – якутский карась, язь, елец, озерный гольян, гольян пеструха или обыкновенный гольян и плотва. Остальные 4 семейства представлены по 1-2 видам рыб. По всем этим видам определили линейно – весовой рост рыб. В 2014-2015 учебном году лагерь работал на улусном уровне. В работе лагеря приняли участие школьники Уолбинской средней общеобразовательной школы. Организовались пешие коллективные многодневные походы до озеро Ыарга куолэ на верховьях малой реки Татта (200 км). В 2025-2016 учебном году лагерь вышел на региональном уровне. В работе приняли участие школьники и учителя Чурапчинского улуса: Болтогонской и Чакырской СОШ. Впервые в условиях биолого- экологического лагеря «Унугэс», научным руководителем которого является зав отделом экологии северных городов Академии наук РС(Я) академик, д.б.н. Д.Д. Саввинов, начаты комплексные экологические исследования верхнего течения малой реки Татта. Учащиеся вместе со специалистами изучили почвенно – растительный покров и гидрохимическое состояние воды реки. Были сделаны почвенные разрезы в долине реки Татта. Изучен их почвенный профиль и взяты пробы для анализа. Также наблюдению подвергались суточный ход изменения температуры воздуха и почвы на двух опорных площадках. Исследован химический состав воды верхнего течения малой реки Татта. Пробы для анализа воды взяты в трех участках. Таким образом, обучение в летнем экологическом лагере позволяет ликвидировать имеющийся разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическими, исследовательскими умениями и навыками, способствует развитию интереса учащихся к местным экологическим проблемам, научному образу мышления, профориентации учащихся, их профессиональному самоопределению, а также устойчивому ответственному отношению к природе. Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт, 2009 2. Лаптев, И.Д. Социально- философские аспекты взаимодействия общества и природы : монография / И.Д. Лаптев. – М.: Знамя, 1975. – 63с. 3. Винокуров, В.Н. Концептуальные основы развития биологического образования в Республике Саха (Якутия) // В.Н. Винокуров. Проблемы непрерывного естественно - научного образования. – Якутск, 2002 4. Софронов, Р.П. Летний экологический лагерь в системе дополнительного образования школьников : монография / Р.П.Софронов. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2013. – 144с. |
|
|
|
|
|
|
|
|