Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект ООД по развитию речи в старшей группе "Русская печка - кормилица"

Фото пользователя Елена Алексеевна Спиркова
Размещено: Елена Алексеевна Спиркова - пт, 06/01/2017 - 22:35

«Русская печка – кормилица»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе детского сада.

Цель: закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;

 

Задачи: вырабатывать умения использования в речи знания русского фольклора: загадок, пословиц, сказок.

Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

Предварительная работа с детьми:

Чтение сказок «Колобок», «Царевна - лягушка», «Сивка-бурка», «Лиса и заяц», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Рассматривание русской печи на слайдах и на картинках в книжках. Объяснение и показ картинок, что такое ухват и что такое чугунок.

Словарная и словообразовательная работа: печь, печка, чугунок, ухват, дрова, печная труба, лоскутное одеяло. Образование относительных прилагательных из сочетаний двух существительных.

 

Оборудование и материалы: слайды, 2 палочки с красными ленточками, квадратные листы бумаги по количеству детей в группе, наборы цветных карандашей и мелков по количеству детей в группе, маска козла.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.

Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Традиционно женщина – хозяйка дома каждый день готовила еду и поддерживала огонь в печи. Считалось, что «помогали» ей в работе духи предков. Невидимые существа «подсказывали» женщине, как правильно приготовить какое-то блюдо, отвар для лечения домашних животных или для лечения детей и мужа. Поэтому печка - это самая первая помощница и советчица хозяйки дома.

С русской печкой связано много народных обрядов. Например, когда перед свадьбой сваты приходили в дом невесты, они сначала крестились на иконы, а потом прикладывали руки к печи. Это символизировало, что чужие люди хотят приобщиться к этой семье.

А если незнакомого человека в чьём-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим».

Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.

Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки.

Загадывание загадок.

Чего из избы не вытащишь?

(печь)

Зимой нет теплей, а летом нет холодней.

(печь)

Шуба в избе, а рукав на улице.

(печь и труба)

Без чего печь не затопить?

(без дров)

В чём варили кашу, щи в русской печи?

(в чугунке)

Чем вытаскивали горячий чугунок из печи?

(ухватом)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Печь и дрова. »

Подвижная игра «Печь и дрова. »

Сначала выберем, кто будет у нас печью.

Все дети встают вкруг, взявшись за руки, а один ребёнок – в центре. Дети идут по кругу и повторяют такие слова:

«Вытащил ухват из печи чугунок. »

Ребёнок, стоящий в центре круга, медленно двигается спиной в любую сторону к детям, идущим по кругу. С кем столкнётся ребёнок из центра круга – тот выбирается печью, остальные дети – дрова.

Ребёнок-печь берёт в каждую руку палочку (длина палочек 25-30 см.) с красными ленточками – это огонь в печи и становится в центр круга.

Все остальные дети – это дрова в печи, которые образуют круг, двигаются по часовой стрелке и говорят отрывок из стихотворения Михаила Каткова «Русская печка как мама. »

Русская печка как мама,

Словно молитву творит.

Печь разжигается рано,

Пламенем жарко горит.

Далее, дети подходят к печке, не расцепляя рук.

Печка в течение одной минуты старается палочками дотронуться до детей – дров.

Печка не может сдвигаться с места. Можно только поворачиваться телом и крутить руками. Те дети, до которых дотронулась печка – выходят из игры.

Дети – дрова пытаются увернуться от печки.

После игры дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Словообразовательное задание: «Какая бывает каша? »

Каша из манки… манная.

Из гречки… гречневая.

Из риса… рисовая.

Из овса… овсяная.

Из перловки… перловая.

Из кукурузы… кукурузная.

 

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание: «Какие бывают пироги? »

Пирог с капустой…капустный пирог.

Пирог с яблоками…яблочный пирог.

Пирог с грибами… грибной пирог.

Пирог с мясом…мясной пирог.

Пирог с ягодами…ягодный пирог.

 

В русских народных сказках тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра «Угадай сказку. »

Когда дети называют правильный ответ, на доске появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке.

1. «Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

(«Колобок»).

2. «Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи»

(«Царевна - лягушка»)

 3. «Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой! »

(«Сивка - бурка»)

4. «Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю»

(«По щучьему велению»)

5. «Подошли они к избёнке: «Поди, лиса, вон! ». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

(«Заюшкина избушка»)

6. «Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели? » Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

(«Гуси - лебеди»)

Речевая игра «Дополни предложения. »

Русская печь нужна для…

Предполагаемые ответы детей: для выпечки хлеба и пирогов, для приготовления еды, для сушки грибов, ягод и трав, для обогрева жилища

Чтобы разжечь огонь в печи, нужны…

Предполагаемые ответы детей: дрова, поленья

Чтобы зимней ночью было тепло, ложились спать на…

Предполагаемые ответы детей: печь

Зимними тёмными вечерами использовали печь для…

Предполагаемые ответы детей: освещения избы

Воспитатель: даже частушки есть о русской печи.

Частушки.

Эх, выйду плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват

По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,

Бежит печка со двора,

А за нею - чашки

От грязнули Машки.

Как у нашего Егора

Пузо стало, как пригорок –

Целый день он на печи

Уплетает калачи.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в весёлую игру, которая называется «Козёл и ребята».

Подвижная игра «Козёл и ребята»

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится напротив всех детей и ведёт с ними диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю!

После этих слов дети разбегаются, а Козёл их ловит. До кого дотронулся Козёл, тот выходит из игры.

После окончания игры дети садятся на стулья за столы, на которых приготовлены мелки, цветные карандаши для рисования и листочки в форме квадрата 10 на 10 см или 15 на 15 см.

Коллективная работа «Лоскутное одеяло. »

Воспитатель: Дети, вы, конечно, знаете, что на русской печке всегда спали и укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень – очень дорогой, поэтому, даже сильно изношенная одежда шла в ход. Хозяйка выбирала не износившиеся части одежды, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточно количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на разные геометрические формы, чаще всего квадраты, а потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным. Потому что шилось из лоскутов – кусочков ткани.

Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло.

Каждый из вас раскрасит свой кусочек так, как он хочет. Можно нарисовать какую-то картинку, узор, геометрические формы, можно просто раскрасить в разные цвета. А ещё нарисовать клетку, полоску, цветочки, листики, горошки, ёлочки, домики, человечков и всё, что вы сами захотите.

Когда дети заканчивают рисовать, все работы скрепляются между собой с обратной стороны с помощью скотча.

Коллективная работа переворачивается и все любуются получившимся «одеялом».

 

Прикрепленный файлРазмер
Русская печка. КОНСПЕКТ В СТ.ГР.docx20.99 Кбайт

Поиск

Loading