Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аминокислоты. Белки.

Submitted by Наталья Анатольевна Лаврентьева on вс, 15/01/2017 - 10:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Лаврентьева Наталья Анатольевна
Место работы, должность: 
ГБОУ СПО "Камчатский медицинский колледж"
Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
изучить строение, номенклатуру, изомерию, свойства аминокислот и строение, классификацию, свойства белков.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Г.М. Чернобельская «Химия»
Используемое оборудование: 
спиртовка; пробиркодержатель; стаканчик с водой; 4 пробирки.
Краткое описание: 
План изучения нового материала: 1. Определение аминокислот. 2. Номенклатура и изомерия аминокислот. 3. Свойства аминокислот. 4. Медико-биологическое значение аминокислот. 5. Строение белков. 6. Медико-биологическое значение белков. 7. Свойства белков. п.1 Какие функциональные группы входят в состав аминокислот? Аминокислоты - гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу -NH2 и карбоксильную группу -СООН, связанные с углеводородным радикалом (слайд 4).
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: « Аминокислоты. Белки » Тип занятия: изучение нового материала. Цели: 1. Образовательные: изучить строение, номенклатуру, изомерию, свойства аминокислот и строение, классификацию, свойства белков. 2. Развивающие: развитие умения делать выводы, выявлять существенное, развитие логического мышления. 3. Воспитательные: воспитание коллективизма, профессиональной компетентности студентов. Задачи: - научить писать формулы аминокислот и называть их по систематической номенклатуре; - уметь прогнозировать свойства на основе строения. Ход занятия Этап 1. Организационный момент. Проверка домашнего задания. «Химико-графический диктант» Студенты отвечают на вопросы в тетради. Ответ изображается в строчку, где «Да» - изображается «_» , где «Нет» - изображается «^». В результате ответов получится график. 1. Углеводы - гетерофункциональные соединения. 2. Мальтоза – виноградный сахар. 3. Дисахариды состоят из двух моносахаридных остатков. 4. Моносахариды подвергаются гидролизу. 5. Глюкоза – это тетроза. 6. Таутомерия – явление обратимой изомерии. Ответ: _^_ ^^_ Этап 2. Мотивационно-целевой. Студенты разгадывают кроссворд и формулируют тему занятия (слайд 1,2). Сообщаются цели и задачи занятия (слайд 3). Этап 3. Изучение нового материала. План изучения нового материала: 1. Определение аминокислот. 2. Номенклатура и изомерия аминокислот. 3. Свойства аминокислот. 4. Медико-биологическое значение аминокислот. 5. Строение белков. 6. Медико-биологическое значение белков. 7. Свойства белков. п.1 Какие функциональные группы входят в состав аминокислот? Аминокислоты - гетерофункциональные соединения, которые обязательно содержат две функциональные группы: аминогруппу -NH2 и карбоксильную группу -СООН, связанные с углеводородным радикалом (слайд 4). Общая формула аминокислот ( слайд 5). п.2 Назовите типы номенклатуры органических веществ. Выполнение задание №2 инструктивной карты. Студенты самостоятельно дают названия по систематической номенклатуре. Объяснения преподавателя - рациональная номенклатура и тривиальные названия аминокислот. Какое явление характерно для органических соединений? Какие виды изомерии характерны для аминокислот? Привести примеры: H2N-СН2-СН2-СН2-СООН Почему аминокислоты обладают оптической активностью? Почему в природе обнаружены моносахариды только D-ряда, а белки построены из L-аминокислот? Просмотр видео «Стереоизомерия» (слайд 6). п.3 Физ. свойства - студенты описывают на примерах аминокислот Хим. свойства Хим. эсперимент - рН водного раствора аминокислот. Акцентируя внимание на том, что в составе одной молекулы находится кислотная и основная группа, студенты формулируют, что аминокислоты - органические амфотерные соединения. Студенты работают с учебником, самостоятельно записывают уравнения реакций: - взаимодействие с щелочами; - взаимодействие с кислотами; - реакция этерификации; - реакции поликонденсации. Демонстрация качественной реакции на аминокислоты с нингидрином. п.4 Сообщение студента по теме «Медико-биологическое значение аминокислот». п.5 Студенты дают определение белков и рассказывают о структурах белка ( слайд 7,8 ). п.6 Ф.Энгельса «Жизнь есть форма существования белковых тел…» Чем жизненно необходимы белки каждому организму? (слайд 9). п.7 Исследуя свойства белков, студенты делятся на три группы: 1ряд - осаждение белков, 2ряд – денатурация белков, 3ряд – цветные реакции на белки. Инструктаж по ТБ. Как исследуемые вами свойства белка можно использовать в вашей профессиональной деятельности? Этап 4. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Что мы узнали на занятии? Решили мы нашу задачу? Этап 5. Домашнее задание. Г.М. Чернобельская «Химия», §20 (1-3), Составить кроссворд по теме «Белки». ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА I. «Кроссворд» 1. Молочный сахар 2. Тип брожения, при котором образуется молочная кислота. 3. Гидроксил, образованный из альдегидной группы. 4. Углеводы, которые не подвергаются гидролизу. 5. Формулы, которые используются для изображения оптических изомеров. 6. Полисахарид 7. Пентоза 8. Углеводы, содержащие 6 атомов углерода 9. Солодовый сахар 10. Реакция присоединения водорода 11. Явление обратимой изомерии, при которой два или более изомера легко переходят друг в друга. 12. Вещества, молекулы которых имеют одинаковый качественный и количественный состав, но различное химическое строение. II. Назовите по международной номенклатуре следующие вещества: А) СН2 - СН2 – СООН | NH2 Б) СН3 – СН2 - СН – СООН | NH2 В) СН3 - СН – СН – СООН | | NH2 СН3 Лабораторный опыт «Свойства белков» Цель работы: исследовать некоторые свойства белков. Оборудование: спиртовка; пробиркодержатель; стаканчик с водой; 4 пробирки. Реактивы: раствор сульфата меди (II) (С = 0,5 моль/л), раствор фенола (3%); раствор азотной кислоты ( 1: 1 ), яичный белок; раствор гидроксида калия ( 10 – 12%); раствор ацетата свинца (С=0,25 моль/л) . Опыт 1. Осаждение белков. В 2 пробирки налейте по 1мл (20 капель) раствора белка: в 1-ю – добавьте 0,5 мл раствора сульфата меди (II), во 2-ю столько же ацетата свинца (II)- образуются осадки. Прилейте к ним при взбалтывании по 1 мл воды – белок не растворяется. Таким образом, соли тяжелых металлов уже в малых концентрациях осаждают белки, образуя с ними нерастворимые в воде соединения. Поэтому соли тяжелых металлов являются ядом для живого организма. Опыт 2. Денатурация белков. К 0,5 мл(10 капель) раствора яичного белка прилейте 0,5 мл раствора фенола – выпадает осадок. Проверьте, растворяется ли осадок, если прибавить 0,5 воды. То же самое наблюдается, если взять вместо фенола раствор формальдегида (формалин). Следовательно, фенол и формальдегид – яды для организма, так как они денатурируют белки. Поэтому они используются для дезинфекции. Опыт 3. Цветные реакции на белки. а) Взаимодействие раствора белка с азотной кислотой. К 5 каплям раствора яичного белка в пробирке добавьте 5 капель раствора азотной кислоты. Образовавшийся осадок нагрейте: он принимает желтую окраску. Эта качественная реакция на белки называется ксантопротеиновой. б) Взаимодействие раствора белка с гидроксидом меди (II). В пробирку внесите 5 капель раствора яичного белка, каплю раствора соли меди и добавьте несколько капель раствора гидроксида калия до появления фиолетового окрашивания. Эта реакция также качественная на белки и называется биуретовой, она позволяет обнаружить в молекуле белка пептидные группировки - СО – NH - .

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей биологии Камчатского края