Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Конкурс индивидуальных проектов учащихся основной школы как процедура оценивания метапредметных результатов освоения ООП ООО»

Submitted by Алла Григорьевна Ботвиновская on Fri, 20/01/2017 - 17:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ботвиновская А.Г.
Место работы, должность: 

МОУ гимназия №87

Регион: 
Краснодарский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Управление образованием
Целевая аудитория: 
Административный работник
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Статья</p>

 «Конкурс индивидуальных проектов учащихся основной школы как процедура оценивания метапредметных  результатов освоения ООП ООО»

 

                                          А.Г.Ботвиновская, директор МОУ гимназии № 87

      

 

    Наша гимназия уже третий год внедряет ФГОС ООО в пилотном режиме.    Опыт показывает, что одним из сложных вопросов введения ФГОС ООО является оценка достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основными критериями  оценки метапредметных результатов является:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоя-тельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и вопло-щению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

 Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.  Однако основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального творческого проекта.

   В связи с требованием ФГОС ООО к оценке метапредметных результатов в гимназии разработано Положение и третий год проводится Конкурс индивидуальных творческих проектов учащихся.  

Цели конкурса:

-  Формирование метапредметных универсальных учебных действий путем вовлечения учащихся основной школы в проектную и учебно-исследовательскую деятельность по различным учебным предметам.

   - Оценка уровня сформированности метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Задачи:

-   разработать информационно-методическую и  нормативно- правовую базу конкурса;

 -   разработать технологическую схему конкурса;

 - создать временные творческие коллективы из числа педагогов гимназии по технологии проектирования: оказанию школьникам организационно-методической поддержки при написании  творческих работ и  представлению проектов;

 - подготовить временные творческие коллективы по  технологии экспертирования (оценивания): разработке критериев  и инструментов  оценивания уровня сформированности метапредметных УУД как результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся; -

- сформировать экспертное сообщество учителей, учеников и их родителей по оценке уровня достижения метапредметных результатов освоения ООП ООО;

-   разработать систему мониторинга уровня сформированности метапредметных УУД.

         В Конкурсе принимают участие обучающиеся 5-7  классов, подготовившие индивидуальные проекты в соответствии с установленными требованиями.

        Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки.

Конкурс проводится по следующим направлениям:

естественнонаучное в рамках секций: «Математика»,  «Биология», «География», «Физика»;        

гуманитарное в рамках секций: «История», «Кубановедение», «Лингвистика, русский язык», «Лингвистика, иностранный язык», «Литературоведение»;

искусство в рамках секций: «Изобразительное искусство», «Музыка»;

техническое в рамках секции: «Технология прикладного творчества»;

 физкультурно-оздоровительное в рамках секции «Физкультура и ОБЖ».  

Требования к организации проектной деятельности.

  Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена на заседании МО; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.

 Требования к содержанию и направленности проекта.

 Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Описываются возможные типы работ и формы их представления и состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту,

     3) краткий отзыв руководителя.

Требования к защите проекта.

Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения в различных формах.

Критерии оценки проектной работы.

 Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1) Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,

2) Сформированность предметных знаний и способов действий,       3) Сформированность регулятивных действий,

4) Сформированность коммуникативных действий,

Результаты выполненного проекта оцениваются на основе аналитического подхода. При нем по каждому из предложенных критериев были введены количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. Максимальная оценка по каждому критерию - 3 балла. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), достижение повышенного уровня соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо»), а достижение высокого уровня - получению 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»).

Предлагаемый подход к описанию результатов позволяют в целом оценить качество выполненного проекта и способность учащихся производить значимый для себя и других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

              Эффективность нашего конкурса определяется обязательным участием каждого учащегося 5-7 классов. После заочной оценки индивидуальных проектов экспертной комиссией каждый учащийся участвует в очной презентации своего проекта. Баллы, полученные за два этапа, суммируются и переводятся в итоговую оценку. Оценка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в дневнике и личном деле. По завершению конкурса учащимся вручаются дипломы I, II, III степени или сертификат участника. Лучшие проекты представляются на родительском собрании и рекомендуются к участию в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах проектов на следующий учебный год:  муниципальная НПК «Эврика. Юниор» и всероссийская НПК «Первые шаги в науку» Национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России».

 

       Мониторинг уровня  сформированности  метапредметных УУД учащихся 5-7-х классов на основе защиты индивидуальных проектов.

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

Кл.

Уровень достижения

Кл.

Уровень достижения

Кл.

Уровень достижения

Б

П

В

Б

П

В

Б

П

В

44%

30%

26%

8,5

38

53,5

 

 

 

15%

37%

48%

23

44,5

32,5

 

 

 

48%

37%

15%

9,5

44

46,5

 

 

 

8%

75%

17%

40,5

44

15,5

 

 

 

46%

54%

0%

32,5

38

29,5

 

 

 

 

 

 

 

12

40

48

 

 

 

 

 

 

 

17

46,5

36,5

 

 

 

 

 

 

 

23

48

29

 

 

 

 

 

 

 

25

35

40

 

 

 

 

 

 

 

23

48,6

28,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Сравнение результатов шестиклассников с их прошлогодними результатами позволяет сделать вывод о том, что % работ с низким уровнем метапредметных результатов значительно снизился, а  с высокими поднялся.                 Следовательно, мы стоим на правильном пути, и будем продолжать работу в этом направлении.     

       Эффективность конкурса отмечается активным участием коллектива, 75% учителей основной школы заняты руководством научно-исследовательской деятельности учащихся, чем значительно повышают свои педагогические компетенции.

      

Возможные сложности при подготовке и проведении конкурса и пути их преодоления

Основной сложностью проведения конкурса является массовое участие учащихся (около 300 человек) и учителей (29 педагогов) в подготовке и защите проектов. С одной стороны это большая дополнительная нагрузка на учителей (подготовка от 5 до 15 проектов), что требует много сил и времени и реализуется за счет работы секций научного общества учащихся «ЛоМиВас», и занятий по программе «Юный исследователь» в рамках платного дополнительного образования учащихся. С другой стороны проведение очной защиты учащихся занимает много времени. На защиту одного проекта выделяется 3 минуты, а в секции может быть от 10 до 25 проектов, в среднем 2-2,5 часа. Это требует выделения кабинетов и  отвлечения учителей – членов экспертной группы от основного учебного процесса.

 В 2012-2013 учебном году в конкурсе принимали участие учащиеся пяти пятых классов, и защита проектов проводилась в мае по классам.

 В 2013-2014 учебном году в конкурсе принимали участие учащиеся пяти пятых и пяти шестых классов. Защита проектов проводилась в апреле-мае по предметным секциям по параллелям или разновозрастная (для малых групп).

 В 2014-2015учебном году к участию в конкурсе добавляется еще пять седьмых классов, что создает определенные временные трудности и  необходимость смещения времени защиты. Планируется защиту проектов учащихся 7 классов (как самых опытных) провести во второй четверти, 6 классов - в третьей, а 5 классов в четвертой четверти.

Предполагается изменить и формы защиты проектов. Опрос учащихся шестых классов, уже дважды принимавших участие в конкурсе проектов, показал, что мнения учащихся разделились. Одни отдают предпочтение защите по классам, т.к. им интересно познакомиться с проектами своих одноклассников; другим понравилась зашита по предметным секциям, т.к. дает возможность познакомиться с проектами учащихся других классов и других руководителей. Мнения наших учащихся обязательно будут учтены при планировании защиты на следующий учебный год.

Считаем возможным самостоятельную подготовку проектов учащимися седьмых классов, и их дальнейшую работу в качестве научных консультантов для учащихся шестых и пятых классов. Думаем, что в качестве обмена опытом, необходимо присутствие на защите семиклассников учеников шестых классов, а на защите шестиклассников - учеников пятых классов. В малочисленных секциях будем продолжать опыт разновозрастных групп. Планируем попробовать защиту научно-исследовательских проектов в форме стендовых докладов, а для защиты творческих проектов - проведение  литературно – музыкальных композиций, вернисажей, выставок прикладного творчества, демонстрацию спортивных достижений. Считаем необходимым широко освещать ход конкурса на страницах печатной газеты «Гималаи» и на сайте гимназии.  

Эффекты, достигаемые при подготовке и проведении конкурса:
возможность оценить:
 качество выполненного проекта, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе;

возможность осознать, что осваиваются не только предметы, а умения  аргументировать, моделировать, работать в группе, исследовать, заниматься проектной деятельностью. Способность к проектированию сформируется только тогда, когда ученики  создадут свои собственные проекты различного типа и уровня сложности, обсудят их, увидят и исправят собственные ошибки и представят проект на публичной защите;

возможность повышать педагогические компетенции за счет активного участия коллектива (75% учителей основной школы) в руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся;

возможность организовать открытый конструктивный диалог с родителями по вопросам введения новых государственных стандартов, эффективного включения ребенка в работу основной школы, укрепления общности семьи школы  посредством участия в совместных с детьми делах и образовательных событиях, развития родительской компетенции;

возможность сформировать экспертное сообщество учителей-учащихся-родителей, умеющее  правильно подбирать критерии и инструменты для оценки метапредметных достижений учащихся, договариваться, принимать правильные решения, брать на себя ответственность за результат.

         


»  Tags for document: