Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внешнее строение птиц и среда обитание

Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснова Елена Рудольфовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Гимназия №1" г. Ядрин,учитель биологии 

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Особенности строение птиц,В.М. Константинов и др.  связанное с полетои и образом жизни

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

В. М. Константинов 

Используемая методическая литература: 

 Биология: Животные: Методическое пособие для учителя 7 класса к учебнику Константинова В.М. и др.

Используемое оборудование: 
  1. Инструктивные карточки к лабораторной работе.  Лупы,  набор перьев, 
Используемые ЦОР: 

Презентация «Птицы».Учебное электронное издание «Биология 7  класс».Компьютер, проектор, экран.

 

Краткое описание: 
<p><strong>Рассматривание внешнего &nbsp;и внутреннего строение птиц в связи с полетом &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p><strong>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;</strong></p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

         Тема:    Класс птицы (Пернатые) – Аves.  

            Внешнее строение и среда обитание птиц.

Цель урока: Раскрыть особенности строения птиц, связанные с полетом и средой обитания.

 

1. Обучающие задачи: Рассмотреть особенности внешнего строения   птиц с точки зрения приспособленности к полету. Установить взаимосвязь между особенностями внешнего строения и образом жизни,  местообитанием.  Помочь осознать целесообразность строения живых организмов. Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

2.Развивающие задачи: Организовать самостоятельную деятельность учащихся, развивающую умения отбирать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. Совершенствовать навыки работы с натуральными объектами.

3.Воспитательные задачи: Формировать познавательный интерес к предмету; Развивать коммуникабельность, умения работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, уважать мнение товарищей. Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок – исследование

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Ключевые понятия: клюв,  надклювье, подклювье; копчиковая железа, контурные перья: маховые, и рулевые, пуховые перья, пух;  опахало, бородки,  очин;

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: 

Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный.
Поисковый.
Практический.

Прогнозируемый результат: 

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.
Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.
Умение работать с источниками информации.
Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе.
  Лупы,  набор перьев
Презентация «Птицы».
Учебное электронное издание «Биология 7  класс».
Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

Учитель:

   Здравствуйте ребята. Я вижу, что все готовы к  уроку. А для того,  чтобы,  повысить наше настроение  давайте,  друг на друга посмотрим, подарим улыбку и тихо- тихо сядем.  И  мы можем начать наш урок.

II. Постановка проблемы

 Прежде чем пойти дальше вспомним   наиболее типичные особенности внешнего и внутреннего строения изученных нами животных разных классов. Для этого у вас у всех на столах имеются листочки с вопросами. Подпишите вашу фамилию и имя и начинайте работать.   ( вопросы входного контроля)  2 минуты

 (А теперь переверните листочки,  чтобы вам они не мешали)

Ребята, посмотрите внимательно,  пожалуйста,  вокруг.    Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет у нас?... Как вы думаете о ком?        ( мотивация урока)

 -Правильно,  о птицах!

 Мы с вами закончили изучение класса Пресмыкающиеся и следующий класс у нас Птицы.  Я думаю, что совместными усилиями мы найдем сегодня ответы на многие вопросы.
Если вы готовы, то протяните мне свои руки ладошками вперёд.

 III. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: Среда обитание и внешнее строение птиц (дети записывают тему урока, дату)            (Слайд 1)

Цель: раскрыть  особенностями внешнего строения птиц связанные с полетом и средой обитания.

Ребята,  давайте вспомним систематическое положение класса Птиц.

На магнитной доске в беспорядке размещены названия разных таксономических групп типа Хордовые. Ученик размещает их в правильном порядке ( работа у доски)

Надцарство Эукариоты

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс  Птицы

   Птицы - это удивительные  позвоночные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается более 8 тысяч видов,  в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. У них температура тела не зависит от окружающей среды. Высокий обмен веществ и высокая температура ( более 40 градусов). Активны в течение всего года.

  Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. А птицы легко и непринужденно,  словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши.

  - А где их можно встретить? 

     В лесу,  в полях, на болоте, в прудах высоко на горах,  степях,   пустынях  и т. д.

от Арктики до Антарктиды. (  на следующих уроках мы с вами будем говорить об экологических группах птиц)

 - Кто помнит,  как называлась наука о пресмыкающихся?              Герпетология

А наука,  которая занимается изучением птиц – орнитология, специалисты – орнитологи.

- А от каких животных они произошли?         (слайд 2)

(Вспомните от кого произошли Пресмыкающиеся от древних земноводных -   стегоцефалов).

         Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку.  Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья)

  Вот уже мужской и женский праздники прошли,  но впереди ребята нас ждет какой праздник, связанный с птицами?

  - Международный праздник птиц-  1 апреля.   (Слайд 3)

- А кто знает,  какая птица является Птицей года- 2013?     (орлан – белохвост).

Птицы очень разнообразны по внешнему виду, окраске оперения, по размерам, по месту обитанию.

- Какие же у них размеры?  (Слайды 4,5,6)

Самая маленькая – колибрия пчелка ( Куба длиной до 5,7 см.),  самая большая – страус африканский высота- 2, 7 м., масса-156 кг.,  кондор андский- 11, 4 кг. размах крыльев-3 м.( из летающих птиц)

             Несмотря на такое  разнообразие,   птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

           Птицу,  нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным. 

- На основе,  каких признаков  внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? ( перьевой покров, клюв)

    Верно,  Птицы – это единственная группа животных,   обладающих 2-мя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям, в воде с помощью задних конечностей. 

 Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»

1.            Чтобы - строить гнезда повыше.

2.            Чтобы - спасаться от врагов.

3.            Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4.            Чтобы - высматривать добычу на земле.

5.            Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

.     Второй вопрос: «Зачем птицы прерывают полет?»

1.            Чтобы - отдохнуть.

2.            Чтобы - уталить жажду.

3.            Чтобы - высиживать яйца.

4.            Чтобы - кормить птенцов.

5.            Чтобы - собирать корм с земли.

Молодцы, ребята!

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?» Что же позволяет птицам летать?                           

    Чтобы ответить на эти вопросы мы сегодня на уроке проведем ряд исследований. Вы уже разделились на команды.  На ваших рабочих столах  лежит инструктивная карточка Она поможет вам выполнять задания  и задания для каждой группы. Для вашей работы на столах у вас есть все необходимое: чучела птиц, коллекция «Виды перьев», лупы,  учебник параграф 44 стр. 206-209,  раздаточный материал «Типы перьев», наглядно - дидактический материал « Класс птицы»  Время на поисковую работу – 5 минут.

         Для всех групп по своим темам необходимо найти из нового материала учебника и дополнительной литературы:

1. Ключевые понятия (новые термины). Уметь отвечать на уточняющие вопросы.

2.Приготовить опорные сигналы или фрагменты опорной схемы.

3. Составлять уточняющие вопросы

4. Вывод.

            (Включить голоса птиц) – релаксация

 

 

      Исследование № 1 « Внешнее строение птицы» - группа 1

           1.    Ключевые понятия: цевка, обтекаемая форма тела, птерилии,  аптерии.  

2. Отделы тела: голова (маленькая, легкая) – шея  (длинная и тонкая) – туловище

 ( перьевой покров - видоизменённые чешуи)- хвост ( руль, тормоз),  передние конечности – крылья 

 3. Уточняющие вопросы.

-Какое приспособление имеет форма тела у птиц в связи с полетом? Какой закон физики здесь используется?  (Чем меньше сопротивление,  тем выше скорость движения)

4. Вывод: туловище имеет яйцеобразную  форму легко обтекаемую воздухом при полете.

Комментарии учителя

 слайд 7

 Как известно плотность воздуха в 1000 раз меньше плотности воды и  для передвижения в этой среде необходимы особые приспособления. Компактное туловище птиц имеет яйцеобразную обтекаемую форму.  Голова легкая,  лишена зубов. Создает лобовое движение. Тело состоит из головы, шеи, туловища и хвоста.

         Физкультминутка!!!

Ребята, вы,  наверное,  устали сидеть,  поэтому давайте сходим в « Сказочный лес»

Физкультминутка 

Могучие деревья

Здесь листьями шумят

И ветками качают

Приветствуя ребят.

Тут бабочки порхают

Невиданной красы,

Бутоны распускают

Навстречу нам цветы

Бежит между камнями

Веселый ручеек,

И нам лицо ласкает

Прохладный ветерок.

 

  Исследование №2 «Строение головы и ног птиц»- 2 группа

1. Ключевые понятия: клюв,  надклювье, подклювье; цевка

2. Опорная схема: Голова  1. клюв: - надклювье ноздри

- подклювье,  язык. Отсутствие зубов—легкость головы  

      2. Глаза по бокам  с веками и мигательной перепонкой ( защита от механических повреждений)

       3. Ушные отверстия (барабанная перепонка)

Задние конечности – ноги: 1. Цевка (оголенная часть ноги между голенью и пальцами)- функция  посадочного устройства.

2. Пальцы (3+1) с роговыми чешуйками

3. Уточняющие вопросы.

- Зачем птицам мигательная перепонка?

.   -С чем связано разнообразие формы и размеров клюва, ног  ( экологические группы: вид  питании, местообитание).

4. Вывод: Голова маленькая, легкая с клювом, состоящий из надклювья и подклювья, покрытых роговыми чехлами. Органы зрения и слуха хорошо развиты. Нога имеет цевку с пальцами и когтями

 ( слайды 8,  9) .  Комментарии учителя

 Рассмотрим,  что находится на голове? Голова небольшая состоит из клюва, образованного костными челюстями, покрытыми роговыми чехлами - надклювьем и подклювьем.

           - Ребята, для чего клюв птицам?

Клювом птица схватывает, перерабатывает пищу. Форма клювов очень разнообразно, зависит от того какой пищей они питаются. У основания надклювья располагаются ноздри (орган обоняния). Зубы у птиц отсутствуют ( легкость головы) по бокам головы крупные глаза имеют подвижные веки и мигательную перепонку( защита глаза). Ниже глаза  ближе к затылку находятся слуховые отверстия.

 Строение ноги. Бедро, голень,  цевка и пальцы (3 вперед,  1 назад)   На ногах птиц имеются роговые пластинки.

Ребята,  а это о чем говорит?  (сходство с пресмыкающимися)

 

Исследование №3 «Строение крыла и  пера. Виды перьев»- 3группа

 

1. Ключевые понятия: копчикова железа (уход за перьями), контурное перо: маховое,  рулевое;  стержень, опахало, очин; бородки, пуховые перья,  пух.

2. Опорная схема

 Железы: 1 копчиковая

Перья: - контурное маховое \ полет – аэродинамическая поверхность удерживающая птицу в воздухе.

- контурное покровное : обтекаемая форма – стержень -очин- опахало

- пуховое \ воздух= > тепло

 Контурные перья крыла: - образуют несущую плоскость, создают тягу и

подъёмную силу.

Хвост: - рулевые перья—увеличивают несущую поверхность тела, участвуют в

управлении полётом, тормоз при посадке.

уточняющие вопросы.

- пух- воздух- тепло

3.Поясняющие вопросы по теме.  

 Ухаживают ли птицы за своими перьями? Если «да» то как?

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Так происходит процесс линьки.

Как вы думаете,  каково значение этого процесса? (во время брачного периода перья очень яркие для привлечения самок)

Кожа сухая, лишенная желез,  как и у пресмыкающихся, но есть имеется единственная парная копчиковая железа, которая находится на основания хвоста.

- Как вы думаете,  какое значение этой железы для птиц?

 Они обрабатывают секретом этой железы и перья  при этом не намокают ( особенно у водоплавающих птиц)

4. Вывод: Перо – это видоизмененная чешуя,  подобная чешуе пресмыкающихся (производное кожи,  как волосы, ногти и   когти).

У современных птиц 2 основных типа перьев - контурное и пуховое. Контурное перо имеет: стержень, очин и опахало, который содержит бородки 1 и 2 порядка.

 Комментарии учителя:    слайды 10, 11. 12, 13, 14. 16.

         В народе говорят: «Птицу узнают по перьям». Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных. Давайте посмотрим какие перья бывают? И какое они имеют строение?

 У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное  и пуховое . На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья . Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающие  полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.  Расположенные перья  в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки.

Теперь давайте попробуем обобщить наши знания, полученные нашими общими усилиями на этом уроке. 

 Какие приспособления есть у птиц, связанные с полетом?

1. Тело обтекаемое уменьшает трение в воздухе

3.Тело покрыто перьями

4. Передние конечности преобразованы в крылья - летательная поверхность

5. Небольшая голова - лобовое движение вперед, уменьшение трения

6. Крупные глаза

7. Подвижная шея.

8. Отсутствие зубов (облегчает массу головы)

9. Образование цевки как посадочного устройства.

10 Наличие хвоста – функция руля, тормоза

11 . Кости легкие и пористые, много костей соединены ( рассмотрим при изучении скелета)

11. Особенности внутренней системы ( кровеносная, дыхательная, нервная, система органов размножения)- будем изучать на следующих уроках.

     Вот мы и закончили изучение особенностей внешнего строения птиц. Сейчас вы немного посовещаетесь в парах, и через минуту выскажете своё мнение о том, какие особенности строения тела птицы человек использовал в самолётостроении.

                                    Закрепление знаний по теме

 Для этого вам нужно ответить на вопросы на карточках и обвести нужную букву.

Я буду вам зачитывать вопросы,  а вы будете на листке писать ответы. Напишите вашу фамилию и имя. (раздать листки, включить голоса птиц)

1. Класс рептилии отряд Чешуйчатые объединяет змей и   …            ( ящерицы

подчеркните  1 букву)

2. Способность птиц осенью и весной перелетать с одного места на другое. ( миграция  1 буква)

3. Как называются контурные  перья,   находящиеся на крыльях – (маховые -4 бук. )

4. Широкая,  мягкая и упругая часть контурного пера-    (опахала-6)

5. Как называется наука о птицах – орнитология –  (6 буква)

6. Клюв у птиц, образован костными челюстями, покрытым роговыми чехликами- подклювьем и … (надклювьем-3)

7. Как называются перья расположенные на хвосте – (рулевые- 4буква )

8. Как по- другому можно назвать класс пернатые ( Птицы- 4 буква).

После соединить все обведенные буквы и прочитать. Что же у вас получилось?

  Ответ:  Я Молодец.

          Домашняя работа

Закончить оформление практической работы,  кто не успел на уроке,

 параграф 44 учебника.

Объясните,  почему страусы и пингвины не умеют летать?
Какие особенности тела птиц человек использовал в самолётостроении?

3.  Составить творческий вопрос, отражающий особенности поведения представителей класса Птицы, природоохранную деятельность человека или негативное воздействие человека на этих изумительных животных.

 

 

Рефлексия

1. Ребята что вам сегодня понравилось на уроке?

2. Что нового вы узнали сегодня?

3. Где вы можете использовать свои знания на практике

4. Какие вопросы вам хотелось повторить?

У вас на столах имеются смайлики с улыбкой их можете оставить на моем столе , если вам урок понравился.

Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Инструктивная карточка

 Практическая часть урока

Исследование 1 ( группа №1).

 

Выполните задание "Внешнее строение птицы".

1. Ключевых понятий (новые термины). Уметь отвечать на уточняющие вопросы.

2.Приготовить опорные сигналы или фрагменты опорной схемы.

3. Уточняющие вопросы

4. Вывод.

 

 

 

1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.  Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4.            Какие особенности имеются у птиц во внешнем строении в сравнении с пресмыкающимися? Каково их значение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Инструктивная карточка

 

              Исследование  №2 . (группа № 2)

  Исследование №2 «Строение головы и ног птиц»- 2 группа

1. Ключевых понятий (новые термины). Уметь отвечать на уточняющие вопросы.

2.Приготовить опорные сигналы или фрагменты опорной схемы.

3. Уточняющие вопросы

4. Вывод.

 

1. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры;

2. Найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья;  на надклювье рассмотрите ноздри;  язык,  найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

3. Определите месторасположение ушного отверстия

4. На туловище найдите ноги.  Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой

покров.

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Инструктивная карточка

 

Исследование 3 ( группа № 3)

              Исследование  №2 . (группа № 2)

  Исследование №2 «Строение головы и ног птиц»- 2 группа

1. Ключевых понятий (новые термины). Уметь отвечать на уточняющие вопросы.

2.Приготовить опорные сигналы или фрагменты опорной схемы.

3. Уточняющие вопросы

4. Вывод.

 

 Выполните задание  « Перья птиц, строение и состав».

1. Рассмотрите крыло птицы.

2. Определите виды маховых перьев и их расположение.
3. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола. От них отходят бородки  2-го порядка, имеющие мелкие крючки. Смотри  рис. 156 страница 207.
4. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.    Рис. 156 , стр. 207

 

 

 

 

 

. Примеры уточняющих вопросов:

1. Зачем птицам мигательная перепонка?

2. Почему туловище у птиц яйцевидной формы?

3. Почему глаза у птиц располагаются по бокам головы? В каких случаях это наиболее важно?

4. С чем связано разнообразие формы и размеров клюва, шеи, крыльев и т. п.?

5. Все ли птицы могут летать? Что влияет на способность птиц к полёту.

 

Примеры творческих вопросов. 1. Учёные утверждают, что в отдельные суровые зимы гибнет до 90% лесных птиц. Сформулируйте гипотезу относительно основной причины гибели птиц.

2. Орнитологи отмечают, что в Минске и городах области быстро растёт численность серой вороны. За последние 20-30 лет число этих птиц возросло в 10 раз. Объясните, почему наблюдается такая тенденция.

 

  Пример опорной схемы

Пример развёрнутого фрагмента опорной схемы:

Голова  1. клюв: - надклювье ноздри

- подклювье

2. Глаза по бокам  с веками и мигательной перепонкой

3. Ушные отверстия

Шея

Туловище – перья – видоизменённые чешуи

Передние конечности – крылья 

Задние конечности – ноги: 1. цевка

2. пальцы (3+1) с роговыми чешуйками

Хвост

 

 

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн