Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Submitted by Светлана Владимировна Леонтьева on пн, 23/01/2017 - 16:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Леонтьева Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Колобок» г.Йошкар-Олы», воспитатель

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><span style="font-size:10pt">Использование современных образовательных технологий в эмоционально-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста</span></strong></p>

В настоящее время существует как одна из множества других проблем  проблема, связанная с нравственным воспитанием человека.

Неслучайно выдающийся польский педагог Я. Корчак писал: «Всё, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей, где можно найти представителей всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитывающей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых». [4]

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Актуальность темы определяется:

  • важностью дошкольного возраста для психического развития и социализации детей, становления их личности;
  • ограниченным количеством данных об эмоционально-нравственном развитии дошкольников;
  • недостаточным научным обоснованием методов эмоционально-нравственного воспитания;
  • отсутствием методических рекомендаций по эмоционально-нравственному развитию.

 Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств. [1, C.56]

В широком смысле слова нравственность – это система, состоящая из нравственных отношений между людьми, нравственного сознания и нравственной деятельности. «Нравственность – внутренние качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [7].

В узком смысле слова нравственность – это сложное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания, эмпатию, сострадание, соучастие. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни.

 Эмоционально-нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место занимают такие, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, эмоции и чувства, отношения [6]

Эмоционально-нравственное развитие личности в дошкольном возрасте – это развитие и понимание положительных и отрицательных эмоций, развитие социальных эмоций, формирование моральных переживаний, развитие эмпатии, формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям, умение произвольно управлять своими эмоциями и чувствами; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения.

Усвоение ребенком моральных знаний не должно опережать его нравственный опыт. Если знаний не опираются на опыт, то они приобретают формальный характер.

Цели, задачи и содержание эмоционально - нравственного развития дошкольников обозначены в Федеральных государственных стандартах.

      В своей психолого-педагогической работе я опираюсь на   такой фактор эмоционально-нравственного развития, как: представления о добре и зле, справедливости и правде, взаимопомощи и сострадании, чувстве долга и ответственности, порядочности и справедливости. А так как именно на этих качествах базируется нравственная позиция, то цель в работе определилась, следующая: 

- Эмоционально-нравственное развитие личности ребёнка на занятиях по коррекции эмоционального и познавательного мира дошкольников.

   Учитывая, что большое значение в воспитании дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций, сформированы задачи:

 

- Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в процессе бесед, игр, этюдов с нравственным содержанием (так как воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребёнка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению гуманности, сопережеванию).

- Содействовать развитию познавательной сферы детей (так как воздействие на интеллектуальную сферу ребёнка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней).

- Способствовать усвоению детьми нравственных качеств (научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться).

В своей работе я использую следующие современные образовательные  технологии: 

Технологии:
1. Игротренинги
2. сказкотерапия
3. Цветотерапия
4. куклотерапия
5. Психогимнастика
6. технология коррекции поведения
7. Музыкотерапи
8. улыбкотерапия
9. изотерапия
10. технологи соблюдения и введения правил
11. социо-игровая технология

 

Игротренинги – по своей сути само игровое занятие со своей структурой

Сказкотерапия – через восприятие сказки закладываются основы нравственного сознания

Цветотерапия – это и цветовое решение окружающей обстановки и  использование цветов в разных видах деятельности

Куклотерапия – это использование разнообразных кукол (пальчиковых, теневых, варежковых, плоскостных, интерьерных. С помощью данной технологии корректируются психологические проблемы. Проигрывание с помощью кукол конфликтных, ролевых ситуаций улучшает социальную адаптацию в работе с детьми с нарушениями поведения

 Психогимнастика полезна в коррекции нарушений поведения, а также для саморасслабления и преодоления жизненных трудностей.

 Технология коррекции поведения – использование игровых тренингов

 Музыкотерапия – снятие стрессовых ситуаций, эмоционального напряжения (использование в релаксации

 Изотерапия – рисуя ребенок дает выход своим чувствам, безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными, травмирующими образами. Это мощное средство сближения детей, налаживание контактов.

 Технология введения и соблюдения правил.

 Социо-игровая технология – данная технология учит детей общаться в игре  я использую психологические игровые тренинги следующей тематики:

  • «Уроки доброты» (Например, «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Доброе дело делай смело»)
  • «Я и моё поведение» (Например, «Умею ли я мириться», «Нужно ли быть вежливым?», «Хочу и нельзя», и др.)
  • «Чувства и эмоции» (Например, «Забота», «Сочувствие», «Благодарность», «Жадность», «Скука» и др.),
  • «Я и другие» («Право на ошибку», «Играть вместе веселее», «Твёрдое слово «нет»» и др.),  разработанные Л. Б. Фесюковой, а также использую программу развития и коррекции эмоционального мира дошкольников от  4 до 6 лет «Давай познакомимся!» И. А. Пазухиной и «Философию для детей в сказках и рассказах» М. А. Андрианова. 

Система занятий в игровой форме,  направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику, на умение избегать конфликтов, умение общаться, умение налаживать более тесные взаимоотношения, помогают снять агрессию и негативные эмоции. В своей основе все игровые тренинги носят познавательный, эмоциональный, нравственный характер. Они представлены следующим блоком:

  • Ритуал приветствия; (Ритуал приветствия - это стих, речевка или игра на снятие речевых, двигательных зажимов, а также создание доброжелательной атмосферы.  
  • Беседа и чтение художественной литературы нравственно-поучительного характера; (На примере подготовительной группы по книге Андрианова: Сначала детям раскрываю смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. Если детям трудно понять, даю конкретные примеры понятные ребенку. Например: что такое доброжелательность настоящая и избирательная, что злость побеждается дружелюбием и доброжелательностью. После этого идет прочтение краткой динамичной сказки или рассказа по обсуждаемой теме, и далее даются  вопросы для закрепления и усвоения материала.  Темы используемые из книги: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «Что посеешь, то и пожнешь «Вежливость – важное средство примирения людей» и др.)
  • Психогимнастические минутки и этюды; (Показывая этюды, обсуждая ситуации и тексты, изображая что-то на соответствующие темы, дети учатся управлять собой, решать проблемные вопросы.  Психогимнастические минутки и этюды направлены на снятие психоэмоционального напряжения, воспитание определенных черт характера, коррекции настроения, выразительное изображение эмоциональных состояний. При выполнении этюдов дети видят со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.
  • Игровые упражнения на развитие эмоций, направленны на сплочение, дружбу, отзывчивость любовь друг к другу, уважение, сострадание, осознание положительного эмоционального опыта, отрицательных эмоций,  своих достижений.  Использую игровые упражнения: «Круг радости и приветствия», «Волшебники», «Комплименты», «Какой я?», «Рисуем настроение», «Я радуюсь, когда…», «Конкурс боюсек» и мн. др.
  • Обсуждение ситуаций нравственной тематики; (Если ты разбил чашку, пролил суп или сломал игрушку. Как выйти из положения?)
  • Завершение. Ритуал прощания.

  Результатом эмоционально-нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка с окружающими.

  • В перспективе поиск новой литературы  об эмоционально-нравственном развитии дошкольников с применением  современных образовательных технологий;
  • Изучение практических  пособий соответствующей тематики;
  • Изучение результатов своего труда и влияния современных образовательных технологий на эмоционально-нравственное развитие дошкольников

 

Прикрепленный файл Size
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx 30.77 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн