Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ
Ружбеляева Л.В., учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа основного общего образования»
Сегодняшний ученик в современной школе на всех предметах получает возможность работать на уроках в обучающих программных средах, с предметными тренажерами, общаться на страницах интернета на обучающих сайтах не только с одноклассниками, но и с детьми из других городов и стран. Задача учителя ОРКСЭ организовать деятельность класса так, чтобы эта интерактивная коммуникация послужила не разбрасыванию интересов и поверхностному общению, а научить видеть за всем этим определённую цель и желание довести всё до задуманного результата.
Этому способствует чётко организованная проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ. Этот курс даёт благодатную почву для внедрения проектов нравственной направленности. В рамках проекта ученик получает возможность и поставить учебную задачу, и наметить этапы её выполнения, и найти источники информации, и наладить коммуникативное общение. Проект занимает не только рамки конкретного урока, скорее он является интегрированной работой и включает ряд заданий на общую тему. Наибольший эффект достигается, когда уроки по курсу ОРКСЭ в школе ведёт сам учитель начальных классов, который имеет возможность видеть детей не только на этих уроках, но и на уроках литературы, окружающего мира, ИЗО и технологии.
Применение метода проектов на уроках ОРКСЭ позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; закрепляются семейные традиции, чувства сопричастности к своим корням, к истории своей семьи и всей страны в целом; появляются навыки нравственного самоанализа.
Учащимся моего класса в самом начале изучения курса ОРКСЭ была предложены темы:
1. С чего начинается Родина?
2. Родина - моя Россия
3. Моя семья
4. Моя родословная
5. Семейные традиции
6. Спасибо деду за победу
7. Дети войны
8. Противопоставление добра и зла в литературных произведениях и в произведениях искусства
9. Фестиваль дружбы
10. Дружба
11. От улыбки станет всем теплей
12. Добро и зло
13. Мы выбираем дружбу
14. Про друзей, которых я люблю
15. Фестиваль дружбы
По мере изучения предмета учащиеся определялись в выборе тематики. Поддержка родителей в выборе тем и дальнейшее взаимодействие было эффективным. На уроках дети приучались к самостоятельной работе, учились слушать и понимать своих товарищей, могли переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Преодолевая трудности, появилось стремление к успеху. Работа над проектами шла в течение года. Защита проектов на итоговых уроках показала насколько серьезные и ответственные были представлены работы.
Осуществление проектов на уроках ОРКСЭ помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего школьника посредством его приобщения к российской духовной традиции.
Уроки ОРКСЭ нужны и важны. Именно на уроках ОРКСЭ закладываются нравственные качества будущего человека, основанных на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку.
|