Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока по обществознанию "Природа человека" (10 класс)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Шкуратова Ирина Викторовна
Место работы, должность: 

МОУ Лицей г. Фрязино Московской области

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
30
Краткое описание: 
<p>Данный урок ставит своей целью<strong>&nbsp;</strong>дать обучающимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции; продолжить знакомство учащихся с некоторыми достижениями человековедения; развивать интерес к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро мировоззрения.</p>

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

РАЗДЕЛ:                     ЧЕЛОВЕК

тЕМА:                ПРИРОДА  ЧЕЛОВЕКА

 

Класс:                 10-Б класс

Программа:       общеобразовательная

Цели:

Образовательная: дать обучающимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции; продолжить знакомство учащихся с некоторыми достижениями человековедения; развивать интерес к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро мировоззрения.

Воспитательная: продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации, воспитания в духе патриотизма и гражданственности.

Развивающая: способствовать развитию умений аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий, делать моральный выбор,  в споре отстаивать собственную позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок-семинар.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения.

 

Х о д   у р о к а

  1. Формулирование проблемного вопроса.

«Что такое человек?» – это вечный философский вопрос, на который человечество ищет ответ. Вопрос о природе человека вызывает острые дискуссии. Сегодня на семинаре мы тоже попытаемся найти ответ на этот вопрос.

  1. Работа по теме урока

Задание:

         1) Поразмышляем над вопросами (§ 3, с. 27). (Обучающиеся высказывают свое суждение по данным вопросам).

         2) Согласны ли Вы с точкой зрения немецкого философа И.Фихте, который считал, что понятие «человек» относиться не к единичному человеку, а ко всему человеческому роду: невозможно анализировать свойства отельного человека, взятого самого по себе, вне его отношений с другими людьми, т.е. вне общества?

         – Кто мы и какие мы? Этот вопрос веками от начала времен задавал себе человек и не мог найти на него ответа. Этот вопрос стал самой большой загадкой его существования. По мысли древних, для человека не существует более интересного объекта для исследования, чем он сам.

         – Кто же такой человек? (Обучающиеся называют, учитель пишет на доске).

         – Что нас объединяет, таких разных и таких близких?

Загадку человека, его сущности, предназначения пытались разгадать мыслители всех времен и народов. Место человека определяли как бы между двумя мирами – миром природных стихий, птиц, зверей и миром богов – творцов и создателей сущего. Человек – мост между царствами. Тело его, плоть принадлежит низшему из миров. Дух, разум – то, что связывает нас с богами. Что же тогда наше, что принадлежит только нам – людям? Это наша душа.

         – А что такое душа?

         Мудрецы древности выделяли в человеке три части, составляющие человеческое существо: тело, которое материально и смертно; душа, что разлита в теле по всем его суставам; дух – сознание, разум, ум, то, что движет и телом и душой.

– Откуда появился человек? Каковы теории происхождения человека? Какая теория Вам наиболее близка?

Задание: Прочитать текст § 3, с. 28–29. Определить три главных направления исследования процесса становления человека.

         – Зачем мы живем? Какова цель и смысл жизни человека?

Задание: Записать в тетради, каковы цели жизни человека. (Их может быть столько, сколько считают нужным записать обучающиеся, ограничивать их не надо).

         Затем организуется дискуссия по написанным целям, чтобы обучающиеся могли отстоять свою точку зрения.

Задание: Прочитав материал учебника (с. 29 – 31), выполните задание № 1 (с. 35) или устно поразмышляйте над вечными философскими вопросами.

Задание: Что лежит в понимании природы человека? Ответить на это вопрос Вам помогут высказывания философов. Согласитесь с ними или опровергните их.

         Сюнь-Цзы, китайский философ: «Человек по своей природе зол… Человек рождается завистливым… Когда человек вежлив и уступчив, это противоречит его природе».

         Ф.Бэкон, английский мыслитель: «В природе человека есть такая склонность и стремление любить других».

         Б.Паскаль, французский ученый: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». 

         Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. 

         Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид – Homo sapiens.

         – Какие характеристики определяют, что человек – существо биологическое? Но биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Ученые называют следующие особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

  • прямая походка;
  • цепкие руки с подвижными пальцами;
  • взгляд, направленный вперед;
  • большой мозг и сложная нервная система;
  • сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ;
  • длительная зависимость детей от родителей;
  • пластичность врожденных импульсов и потребностей;
  • устойчивость семейных отношений и ряд других социальных явлений.

Будучи природным существом, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей.

– Что мы можем узнать, изучая человека? Какие науки изучают человека?

Задание: Прочитать с. 31–32, выписать, в каких четырех измерениях рассматривается вопрос о сущности человека.

III.    Закрепление изученного

     1) С каким продолжением фразы вы согласны?  Свой ответ объясните.

«Жизнь будет прожита лучше, если…»

а) не искать в ней смысла жизни, не усложнять её поиском цели своей жизни, а просто плыть по течению;

б) человек ставит перед собой жизненную цель большой общественной важности и добивается её осуществления.

     2) Прочитайте текст.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.

Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, – а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, всё, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Вопросы к тексту:

  • В чём автор видит роль человека на земле?
  • Что, по мнению автора, дает смысл и жизни, и смерти?
  • Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? Разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

Выводы:

     1)      поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей;

     2) победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

Домашнее задание

§ 3, задание № 4, с. 35; подготовить сообщение о моральных нормах в мировых религиях, о заповедях. 


»  Tags for document: