Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа над музыкальным образом на примере «Речитатива и арии Альмирены» из оперы «Ринальдо» Г.Генделя

Фото пользователя Людмила Георгиевна Узойкина
Submitted by Людмила Георгиевна Узойкина on чт, 02/02/2017 - 23:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Узойкина Людмила Георгиевна
Место работы, должность: 

МБУДО "ДМШ №4 им. Л. Воинова", преподаватель по классу фортепиано

Регион: 
Республика Мордовия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Формирование способности осознания творческого замысла композитора и раскрытия содержания художественного образа музыкального произведения

Используемые учебники и учебные пособия: 

нотная литература Г. Гендель "Речитатив и ария" из оперы "Ринальдо"

Используемая методическая литература: 
  1. Кенигсберг А. Г. Ф. Гендель [электронный ресурс] // Классическая музыка. URL: http//www.classic-music.ru
  2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. Учебное пособие. – М.: Академия, 2002
  3. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52-
  4. Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.59 – 73.
  5. Смирнов М. О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных пианистов / Ребёнок за роялем. М.: Музыка, 1981.
  6. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. 
Используемое оборудование: 

фортепиано

Краткое описание: 
<p>Исполняя музыкальное произведение, необходимо иметь представление о творческом пути композитора. Очень важно знать стили и жанры, в которых работал автор, ясно представлять суть изучаемого музыкального произведения и характер фактуры.Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как музыкальный образ и содержание раскрывается как через музыку так и поэтическое слово.Основой арии стала сарабанда из более ранней оперы Генделя &laquo;Альмира&raquo;. Методическая работа обусловлена особенностью фактуры.Основная&nbsp;задача в работе над фортепианной партией направлена не просто на грамотное воспроизведение нотного текста, а на раскрытие внутреннего содержания вокального произведения.&nbsp;</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Содержание урока

I. Введение

Для создания выразительного музыкального образа произведения необходимо иметь представление о творческом пути композитора. Очень важно знать стили и жанры, в которых работал автор, ясно представлять суть изучаемого музыкального произведения и характер фактуры.

Характеристика творчества

Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria, пастораль), хоровая музыка — светская и духовная, многочисленные оратории, камерная вокальная музыка и, наконец, сборники инструментальных пьес: клавесинных, органных и оркестровых.

Свыше тридцати лет жизни Гендель посвятил опере. Она всегда находилась в центре интересов композитора и больше всех других видов музыки привлекала его: 40 опер — таков творческий итог его работы в этой области.

Опера «Ринальдо» - ее премьера состоялась в Лондоне в начале 1711 года. Одна из волшебных опер Г. Генделя. Герои оперы отличались благородными характерами, а судьба их была необычна и удивительна. Действие происходит во время первого крестового похода. Крестоносцы ведут осаду Иерусалима. Волшебница Армида, чтобы отвлечь крестоносцев от осады города, похищает Альмирену, невесту храброго рыцаря Ринальдо. Альмирена в плену.

(исполнение арии)

II. Работа над вокальным произведением

Работа над вокальным произведением имеет свои особенности, так как его содержание, музыкальный образ раскрывается не только через музыку, но и через поэтическое слово.

Арию предваряет речитатив. Это выразительная, эмоционально окрашенная ритмизованная речь. В его звучании ощущается наполненность чувством страдания и муки героини Альмирены от заточения в плену. Взволнованная и импульсивная мелодия партии солиста сопровождается выразительным звучанием аккордов в аккомпанементе. (исполнение речитатива)

Определить характер мелодии, её динамический диапазон помогает игра вокальной партии или аккомпанемента с чтением текста. Такая работа поможет также найти кульминационные точки, цезуры, моменты смены дыхания. Умение, аккомпанируя, следовать за дыханием певца, способствует органичности фразировки фортепианной партии.

Роль аккомпанемента в речитативе сводится к поддержке солиста, договариванию фраз и диалогу с ним. Трудность представляют паузы. Учащийся должен очень точно «заполнять» время паузы солиста, стараясь не затягивать темпа. Вслушивание в декламацию солиста усиливает ассоциативное мышление учащегося и в дальнейшем поможет ему распознавать прямую речь и в инструментальной мелодии.

Уже в речитативе можно проследить драматизм развития, два состояния музыкального образа:

  • обращение к Армиде – это взволнованная декламация звучит на forte («Армида беспощадна! И покоя, и счастья лишилась я на век»).
  • обращение к Господу – это мольба, смирение - звучит на piano («Господь! Сжалься, молю дай утешенья мне»).

Яркое сочетание декламационности и песенности придает музыке особую выразительность.

Ария

В эпоху Генделя стали привычными характерные жанровые оттенки образов. Так, идиллические образы возникали в ариях или инструментальных пьесах на основе сицилианы, образы героические, воинственные обычно были связаны с фанфарным, маршевым тематизмом. А сдержанная серьезная лирика или строгая печаль нередко ассоциировались со звучанием сарабанды. Основой арии стала сарабанда из более ранней оперы Генделя «Альмира». Налицо все признаки сарабанды: предельно краткий, сжатый, выразительный слог, четкость ритмического движения, скандированная мелодия, поддержанная аккордами.

В арии возникают исполнительские задачи иного рода. Одним из главных ключей к раскрытию музыкального образа является изучение, «постижение» его фактуры.

Простое по фактуре аккордовое сопровождение, которое дублирует вокальную партию, дает возможность ясно услышать мелодическую линию и логику построения в целом.

Методическая работа над фортепианной партией обусловлена особенностью фактуры. Следует отметить, что для исполнения аккомпанемента не требуется каких-либо сложных в техническом плане указаний. На протяжении всей арии аккорды необходимо играть как можно ближе к клавишам, одновременно выделяя при этом верхний голос в правой руке. С самого начала внимание учащегося следует обратить на развитие мелодической линии. Он должен все время чувствовать внутреннюю устремленность музыки, постоянно ощущать ее движение вперед. Важен слуховой контроль. Начинается этот контроль с дослушивания аккордов до перехода их в следующий.

Но, перед нами стояла задача, направленная не просто на воспроизведение нотного текста, но и на раскрытие внутреннего содержания вокального произведения.

Ария торжественно возвышенно-скорбного характера, но светлого звучания. Простота и лаконизм средств сочетаются с многогранностью и емкостью образа. Обращаясь к тексту, мы посчитали, что ее нужно воспринимать как молитву. Она полна внутренней силы и драматического напряжения.

I часть. «Дай мне слезами выплакать горе и о свободе дай мне вздыхать». Движение плавное. Мелодию вести без лишних движений кисти, строго ритмично. Выражая состояние смирения и покорности судьбе. 

В среднем разделе – на повтор слов «и о свободе» мелодия становится более взволнованной - появляются акценты и интервальные скачки, что свидетельствует о значительном эмоциональном сдвиге.

Интервальные скачки в мелодии стремились воспринимать как нечто, требующее при интонировании как бы преодоления расстояния, подобно тому, как это происходит в пении.

Динамика усиливается до forte. Волнообразные нарастания и спады динамики требуют от аккомпаниатора тонкости исполнения. При нарастаниях следует соблюдать должную меру в усилении звука. Необходимо уметь правильно распределять силу звучности во избежание непроизвольных замедлений и ускорений.

II часть – это кульминация всей арии. Г. Гендель умело передает чувства человека, вызванные драматическими событиями его жизни. Состояние героини постоянно меняется от смирения и тихой просьбы, до всплеска отчаяния, смятения, которые проявляются с разной силой. И конечно, подача музыкального материала в сопровождении побуждается происходящим в партии солиста.

II часть начинается с восклицания: «Дай мне забвенье и утешенье». Слова звучат на forte. Как это отражается в партии фортепиано? Темп более подвижный. Линия баса активизируется, звучат октавы, звучит тональность Ре минор, модулирующая в Ля минор.

Наиболее тщательно следует исполнять октавы в левой руке. Здесь важно в первую очередь устранить лишние движения. Следует поработать отдельно над каждым голосом октавных последовательностей, а также добиться движения в "глубь клавиатуры". Кисть руки должна быть свободной, а пальцы собранными. Поэтому надо стараться брать белые клавиши более близко к черным.

В этой части для характеристики образа автор использует контрастную динамику. Так как сразу после восклицания, слова - «тяжким страданьям смягчи мой жребий» звучат уже на piano. В этом месте аккомпанемент приобрел большую самостоятельность, и при исполнении возникла определенная трудность в слаженности исполнения. Приходилось осуществлять контроль буквально на каждом звуке, чтобы смена темпа и динамики стала удобным для исполнения обоим участникам ансамбля.

Реприза возвращает в первоначальное состояние.

III. Вывод

В работе мы ставили и старались решить следующие задачи:

  • синхронность звучания: чувствовать, думать, дышать как солист
  • единство и выстроенность динамики
  • согласованность штрихов, фразировки
  • выстроенность формы, понимание значения каждой части в целом

 

Музыкант, научившийся постигать смысл любой фактуры, умеющий разгадать ее, вглядываясь в ноты и вслушиваясь в звучание, получает ключи к раскрытию музыкального образа, овладению стилем произведения, он приобретает неоценимое качество – самостоятельность. Исполнение тем богаче, чем больше слышит сам исполнитель. 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн