Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обучение письму на уроках английского языка

Submitted by Елена Валерьевна Поддубная on Fri, 03/02/2017 - 06:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ларина Ирина Александровна
Место работы, должность: 

учитель английского языка

МОУ «СОШ с. Колояр Вольского района

Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Английский язык
Краткое описание: 
<p>Учитель предлагает алгоритм подготовкек написанию эссе</p>

Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Актуальность проблемы обучения письменной речи на современном этапе.

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам. Наряду с другими видами деятельности письмо на равных  представлено на ЕГЭ.  Но проблема заключается в том, что современные  УМК по английскому языку, используемые в школах, содержат мизерное количество часов и материала для формирования и развития навыков письменной речи, а особенно на обучение такому виду письменной речевой деятельности как высказыванию с элементами рассуждения (эссе). Не удивительно, что только 32-34% учащихся приступают к выполнению данного задания, а процент справившихся с ним - на половину меньше.

Пути и средства формирования иноязычной письменной речи, предлагаемые методистами  в той или иной степени похожи.

Н.Д. Гальскова для развития у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме предлагает упражнения  как репродуктивного и репродуктивно-продуктивного, так и продуктивного характера (написание текста с опорой на образец, с использованием опор…)» (7)

По мнению Миролюбова А.А.(6)  все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые.

Основные типы упражнений обучению письму:

1. Списывание

2. Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении..

3.  Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать.

4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)

5. Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.)

6.  Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.

7.  Составление краткой аннотации прочитанного.

Сборник  упражнений для обучения  письменной речи Л. Филимоновой, преподавателя СамГПУ, предлагает огромное количество заданий на формирование умения правильно составлять сложноподчиненные предложения разного типа: с  соединительной и подчинительной связью, условные, с косвенными вопросами, относительными местоимениям, причастными и инфинитивными конструкциями, т .д. Из вышеперечисленного следует, что существует большое количество упражнений для обучения письменной речи, что, в свою очередь, облегчает работу учителя при разработке урока по формированию навыка письменной речи. Но недостаточно  упражнений для обучения учащихся собственно написанию  высказывания с элементами рассуждения.  Не удивительно, что  навык написания эссе у выпускников средних общеобразовательных школ не сформирован.  Чтобы исправить это положение,  учитель сам должен разработать систему работы для формирования этого навыка.

На среднем ступени обучения:

1. Необходимо систематически учить детей высказывать своё мнение по любой из изучаемых проблем или тем, к прочитанным книгам или рассказам, прослушанной музыке или просмотренному фильму, происходящим вокруг событиям, т.д.

2.Учить приводить не менее двух аргументов пользу своего мнения, используя знакомые средства логической связи.

3.Фиксировать устное  высказанное суждение в письменной форме, обращая внимание на лексико-грамматический аспект.

Для старшей ступени  необходимо разработать  алгоритм действий по обучению в написании сочинения/высказывания с элементами рассуждения и предложить его учащимся:

1.  Знакомство со структурой написания эссе (на основе требований ЕГЭ)

2. Знакомство с  формальным стилем письма,

3.Знакомство с требованиями к данному типу задания.

          4 .  Обучение

  • как сформулировать   проблему;
  • как выразить мнение;
  • как привести аргументы;
  • как сделать вывод

4.Предложить учащимся речевые клише для выполнения данного типа заданий

Речевые клише для формулирования проблемы:

Many people think … but others do not agree.

Let us consider what the advantages and disadvantages of … are.

Let’s consider some pros and cons of it.

Let us start by considering the facts.

Let us start by considering pros and cons of it.

It is generally agreed today that …

Речевые клише для выражения своего мнения:

In my opinion,  I don’t consider…  I think that…  As for me, I would prefer…

I also believe … I strongly believe  that … I want to say that …

Personally, I would like to …  To my mind, …

 A for me, I wouldn’t see the drawbacks in …  From my opinion of view, ..

I doubt that …  I absolutely / completely agree …  I cannot totally agree with …

I would argue that …  I don’t share their opinion …

Выражения  для аргументации и логического соединения предложений в связное высказывание:

To start with…  to begin with … First of all..

Besides, … What is more, … So … In addition… Also .. Moreover…  More than that … For example … that’s why …

Finally …  At last..  As a result …

Yet … Nevertheless,…Although …But… However …

Речевые клише для формулирования вывода:

In conclusion, I believe that .. / I agree that… / I believe that… 

To sum up, I would argue that …/ I want to say ..

To summarize, I want to stress that …

                Использование этого алгоритма существенно облегчает работу учащихся по написанию эссе и даёт положительные результаты.

 Заключение.

Обучение иностранным языкам занимает одну из приоритетных позиций при формировании всесторонне развитой личности в Концепции модернизации российского образования и строится на основе программы общеобразовательных школ по иностранному языку.

Несмотря на то, что письмо, согласно государственному образовательному стандарту является целью обучения, фактически оно часто все еще рассматривается как средство, а в теории обучения остаются неразработанными вопросы подходов к обучению письму в школе, что неизбежно приводит к недостаточным практическим результатам.

Практика показывает, что неоценимую помощь  в успешном освоении навыков письменной речи учениками  может оказать творческая работа учителя.

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Ирина Васильевна Пичугина

На: Обучение письму на уроках английского языка


Ирина Александровна, спасибо за статью! Согласна с вами, что мало времени на уроках для развития навыков письменной речи, поэтому нам приходится дополнительно работать с учащимися, которые выбирают экзамен по английскому языку. Упражнения, которые вы приводите, имеют практическую направленность на формирование и развитие навыков письменной речи.  Успехов в работе и добрых учеников! smiley

irene




Фото пользователя Татьяна Васильевна Кочегарова

На: Обучение письму на уроках английского языка


Спасибо за полезную и информативную статью. Согласна с предложенным Вами алгоритмом развития навыков письменной речи. Из речевых клише, которые, конечно, используют все, я выбрала те, которых в моем списке нет. Спасибо.