Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету «окружающий природный мир» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4, первый год обучения) 1 «А» класса

    Выберите действие:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»

 

 

 «Согласовано»

Руководитель МО

_______  /­­­Л.Ю. Егорова/

 

 

Протокол  № 1   

от   «___» ___________   2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ  СО «Школа АОП № 17

г. Энгельса»      

 

______    /Н.М. Ляхова/

 

«___»  _____________    2016г.

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СО «Школа АОП

№ 17 г. Энгельса»

 

 

___________  /Е.В. Амвросенкова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2016г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

по учебному предмету «окружающий природный мир»

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 

(вариант 8.4, первый год обучения)

1 «А» класса

 

 

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Составитель:

                                                                                                                       Брагина Зоя Анатольевна,

                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                       высшей квалификационной категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».

 

            Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения) ГБОУ  СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

            Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть предметной области «Естествознание». 

 

 Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

· формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи:

  • формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
  • формирование временных представлений;
  • формирование представлений о растительном и животном мире.

 

Специфика учебного предмета

Важным аспектом обучения детей с РАС является расширение их представлений об окружающем их природном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь и др.), о  цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима). Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему».

Материально-техническое обеспечение предмета включает: наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.

Примерное содержание предмета

Растительный мир.

Представление о деревьях (берёза). Представление о фруктах (яблоко, груша). Представление об овощах (помидор, огурец).

Животный мир.

Представление о домашних животных (кот, собака). Представление о домашних птицах (курица). Представление о зимующих птицах (голубь). Представление о насекомых (муха).

Объекты природы.

Представление о воде. Представление об огне. Представление о реке.

Временные представления.

Представление о временах года (осень, зима, весна, лето).

 

Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные,  педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:

1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

     8) наличие интереса к практической деятельности.

 

Возможные результаты:

Естествознание

Окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Расширение представлений об объектах неживой природы (вода,  огонь, лес, река).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

 

Базовые учебные действия

1. Формирование учебного поведения:

  • нахождение своего класса, нахождение своей парты;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»

2. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени (1-2 мин).

 

Учебно-тематическое планирование

по окружающему природному миру (2 ч в неделю, всего 64 ч)

 

№ п/п

Тематический блок

 

Содержание, виды деятельности

 

Кол-во часов

Разделы

  1.  

Временные представления

 

 Представление о лете (об осени, о зиме, о весне).  

 Узнавание на рисунке солнца. Имитация плавания в  

 реке. Экскурсия: наблюдение за солнцем. Явление

 природы: дождь. Имитация дождя: постукивание по

 парте «кап-кап». Имитация листопада. Экскурсия:

 листопад. Признаки зимы: снег. Наблюдение за

 полётом снежинки. Имитация снегопада в «сухом

 бассейне». Экскурсия: зимние забавы детей.  

 Признаки весны: ручьи, сосульки. Экскурсия: весна. 

  Игры и забавы детей весной. Складывание    

  разрезных картинок.

16

  1.  

Растительный мир

 

Представление об овощах (помидор, огурец) через осязание. Нахождение овоща посредством взгляда. Показ овоща жестом. Составление овоща из 2 пазлов. Складывание разрезных картинок. Представление о деревьях: берёза. Узнавание берёзы на картинке посредством взгляда. Показ  берёзы жестом. Экскурсия: берёза. Представление о фруктах (яблоко, груша) через осязание. Нахождение фрукта посредством взгляда. Показ фрукта жестом. Составление фрукта из 2 пазлов.

20

  1.  

Объекты природы

 

Представление об огне, о воде, о реке. Узнавание объектов природы на картинке. Практическое использование огня, воды. Правила поведения у огня, у воды, у реки.

8

  1.  

Животный мир

 

Представление о зимующих птицах: голубь. Представление о домашних птицах: курица. Нахождение птицы посредством взгляда. Показ птицы жестом. Составление птицы из 2 пазлов. Имитация кормления птиц в «сухом бассейне». Звукоподражение курице: ко-ко-ко. Экскурсия в природу: подкормка птиц. Складывание разрезных картинок. Представление о домашних животных: кот, собака. Нахождение животных посредством взгляда, жеста. Поглаживание животных (игрушка).  Звукоподражение животным: мяу, ав-ав. Складывание разрезных картинок. Конструирование конуры.

20

 

Всего

64

Практическая часть

 

Количество уроков с использованием ИКТ

20 %

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по окружающему природному миру (2 ч в неделю, всего 64 ч)

 

№ урока

Дата проведения

Наименование тем урока

Кол-во часов

План

Коррек тировка

1-4

5.09

8.09

12.09

15.09

 

I четверть

Временные представления

Представление о лете.

4

5-8

19.09

22.09

26.09

29.09

 

Растительный мир

Представление об овощах: помидор

4

9-12

3.10

6.10

10.10

13.10

 

Временные представления

Представление об осени

4

13-16

17.10

20.10

24.10

27.10

 

Растительный мир

Представление об овощах: огурец

4

17-20

10.11

14.11

17.11

21.11

 

II четверть

Представление о деревьях: берёза

4

21-24

24.11

28.11

1.12

5.12

 

Представление о фруктах: яблоко

4

25-26

8.12

12.12

 

Объекты природы

Представление об огне

2

27-30

15.12

19.12

22.12

26.12

 

Временные представления

Представление об зиме

4

31-34

9.01

12.01

16.01

19.01

 

III четверть

Растительный мир

Представление о фруктах: груша

4

35-38

23.01

26.01

30.01

2.02

 

Животный мир

Представление о зимующих птицах: голубь

4

39-42

6.02

9.02

20.02

27.02

 

Представление о домашних птицах: курица

4

43-46

2.03

6.03

9.03

13.03

 

Представление о домашних животных: кот

4

47-49

16.03

20.03

23.03

 

Объекты природы

Представление о воде

3

50-53

3.04

6.04

10.04

13.04

 

IV четверть

Временные представления

Представление об весне.

4

54-57

17.04

20.04

24.04

27.04

 

             Животный мир

Представление о домашних животных: собака

4

58-61

4.05

8.05

11.05

15.05

 

Представление о насекомых: муха

4

62-64

18.05

22.05

25.05

 

Объекты природы

Представление о реке

3

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Адреса электронных ресурсов:

http://www.autism.ru/ - аутизм

http://pedsovet.su/load/324 - педсовет

http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка

http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа

http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция ЦОР;

http://fcior.edu.ru  – Федеральный банк ЕОР;

http://school.iot.ru  – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;

http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp  - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;

http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника

http://ru.wikipedia.org/wiki/ -  Википедия

http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия

http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);

http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;

http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;

http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;        

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Внеклассная работа учителей - предметников специальных (коррекционных) школ