Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету «окружающий социальный мир» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4, первый год обучения) 1 «А» класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»

 

 

 «Согласовано»

Руководитель МО

_______  /­­­Л.Ю. Егорова/

 

 

Протокол  № 1   

от   «___» ___________   2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ  СО «Школа АОП № 17

г. Энгельса»      

 

______    /Н.М. Ляхова/

 

«___»  _____________    2016г.

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СО «Школа АОП

№ 17 г. Энгельса»

 

 

___________  /Е.В. Амвросенкова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2016г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

по учебному предмету «окружающий социальный мир»

для обучающихся  с расстройствами аутистического спектра 

(вариант 8.4, первый год обучения)

1 «А» класса

 

 

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       Составитель:

                                                                                                                       Брагина Зоя Анатольевна,

                                                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                                                        высшей квалификационной категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».

 

            Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения)  ГБОУ  СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

           

            Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть предметной области «Человек». 

 

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

· формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном  

   мире;

            · умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

 

Основные задачи:

  • знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
  • формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

 

Специфика учебного предмета

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с РАС испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом,  двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,  «Традиции и обычаи».

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. По возможности, используются технические и транспортные средства. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений являются: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.

Примерное содержание предмета

Школа.

Ориентация в классе, его зонах, в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории. Представления о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, альбом, карандаш). Соблюдение правил учебного поведения.

Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Представление о бумаге, стекле, резине, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.

Транспорт.

Соблюдение правил дорожного движения.

Традиции, обычаи.

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, и др., участие в школьных мероприятиях.

 

Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные,  педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:

1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

    8) наличие интереса к практической деятельности.

 

Возможные результаты:

1) Представления о мире, созданном руками человека

  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,  на улице.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Опыт взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

  • Представление о дружбе, товарищах, сверстниках.
  • Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
  • Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

  • Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.

 

Базовые учебные действия

1. Формирование учебного поведения:

  • нахождение своего класса, нахождение своей парты;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»

2. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени (1-2 мин).

 

 

Учебно-тематическое планирование

по окружающему социальному миру (1 ч в неделю, всего 33 ч)

 

№ п/п

Тематический блок

 

Содержание, виды деятельности

Кол-во часов

Разделы

 

  1.  

Школа

Соблюдение правил учебного поведения. Ориентация в помещениях школы: классы, коридор; туалет, столовая; кабинет врача. Ориентация в зонах класса (учебная, игровая). Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел; ранец, альбом, карандаш. Ориентация в местах расположения учебных принадлежностей. Выбор игрушки.

9

  1.  

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Представление о бумаге. Свойства бумаги: мнётся, рвётся. Игры с бумагой: порвать на части, скатать шарик. Представление о стекле. Окно, стакан. Свойства стекла: бьётся. Представление о резине: мяч. Представление о пластмассе: машинка. Представление о дереве: кубики.

9

  1.  

Традиции и обычаи

Представление о празднике: Новый год, последний учебный день.

2

  1.  

Квартира, дом

Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон. Назначение комнаты: игры, отдых. Правила поведения за столом. Соблюдение личной гигиены. Члены семьи: мама, сын.

7

  1.  

Правила общения

Общение с мамой: погладить, обнять, поцеловать. Приветствие с помощью взгляда, кивка головы, рукопожатия. Прощание с помощью жеста - помахать рукой.

3

  1.  

Ориентация на школьной территории

Ориентация на школьной территории: спортивная площадка, игровая площадка.

2

  1.  

Транспорт

Переход дороги по знаку, по зебре.

1

 

Всего

33

Практическая часть

 

Количество уроков с использованием ИКТ

20 %

 

 

Календарно-тематическое планирование

по окружающему социальному миру (1 ч в неделю, всего 33 ч)

 

№ урока

Дата проведения

Наименование тем уроков

Кол-во часов

План

Коррек тировка

1

2.09

 

I четверть

Школа

Соблюдение правил учебного поведения

1

2

9.09

 

Ориентация в помещениях школы: классы, коридор

1

3

16.09

 

Школа: туалет, столовая

1

4

23.09

 

Школа: кабинет врача

1

5

30.09

 

Ориентация в зонах класса (учебная, игровая)

1

6

7.10

 

Представления о школьных принадлежностях: школьная доска, парта, мел

1

7

14.10

 

Представления о школьных принадлежностях: ранец, альбом, карандаш

1

8

21.10

 

Ориентация в местах расположения учебных принадлежностей

1

9

28.10

 

Выбор игрушки

1

10

11.11

 

II четверть

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Представление о бумаге

1

11

18.11

 

Свойства бумаги: мнётся, рвётся

1

12

25.11

 

Игры с бумагой: порвать на части

1

13

2.12

 

Игры с бумагой: скатать шарик

1

14

9.12

 

Представление о стекле. Окно, стакан.

1

15

16.12

 

Свойства стекла: бьётся.

1

16

23.12

 

Традиции и обычаи

Представление о празднике: Новый год

1

17

13.01

 

III четверть

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Представление о резине. Мяч.

1

18

20.01

 

Представление о пластмассе. Машинка

1

19

27.01

 

Представление о дереве. Кубики

1

20

3.02

 

Квартира, дом

Представление о частях дома: стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.

1

21

10.02

 

Ориентация в помещениях своего дома.

1

22

24.02

 

Представление о помещениях квартиры: прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон.

1

23

3.03

 

Назначение комнаты: игры, отдых.

1

24

10.03

 

Правила поведения за столом

1

25

17.03

 

Соблюдение личной гигиены

1

26

24.03

 

Члены семьи: мама, сын

1

27

7.04

 

IV четверть

Правила общения

Общение с мамой: погладить, обнять, поцеловать.

1

28

14.04

 

Приветствие с помощью взгляда, кивка головы, рукопожатия

1

29

21.04

 

Прощание с помощью жеста - помахать рукой

1

30

28.04

 

     Ориентация на школьной территории: спортивная площадка

1

31

5.05

 

Игровая площадка

1

32

12.05

 

Транспорт

Переход дороги по знаку, по зебре

1

33

19.05

 

Традиции, обычаи

Представление о празднике: последний учебный день

1

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Адреса электронных ресурсов:

http://www.autism.ru/

http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su

http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка

http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа

http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция ЦОР;

http://fcior.edu.ru  – Федеральный банк ЕОР;

http://school.iot.ru  – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;

http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp  - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;

http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника

http://ru.wikipedia.org/wiki/ -  Википедия

http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия

http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);

http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;

http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;

http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;       

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Внеклассная работа учителей - предметников специальных (коррекционных) школ