Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по учебному предмету «человек» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4, первый год обучения) 1 «А» класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»

 

 

 «Согласовано»

Руководитель МО

_______  /­­­Л.Ю. Егорова/

 

 

Протокол  № 1   

от   «___» ___________   2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ  СО «Школа АОП № 17

г. Энгельса»      

 

______    /Н.М. Ляхова/

 

«___»  _____________    2016г.

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СО «Школа АОП

№ 17 г. Энгельса»

 

 

___________  /Е.В. Амвросенкова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2016г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

по учебному предмету «человек»

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 

(вариант 8.4, первый год обучения)

1 «А» класса

 

 

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Составитель:

                                                                                                                     Брагина Зоя Анатольевна,

                                                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                                                     высшей квалификационной категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обучающихся с расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса».

 

            Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения)  ГБОУ  СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю.

 

            Учебный предмет «Человек» входит в обязательную часть предметной области «Человек». 

 

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • приобщение к социальному миру.

 

Основные задачи:

· формирование представлений о себе, о своей семье;

            · умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту.

 

Специфика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Обучение предмету «Человек» направлено на формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней),  поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений  умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки,  пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет». Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок обучается понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.

Большинство разделов включают задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с обучения мытью рук, лица и заканчивают обучением мытью всего тела.   

При формировании навыков самообслуживания, важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания. Формирование действий самообслуживания основано на умениях и навыках, сформированных в ходе обучения предметно-практической деятельности.

В рамках  предметно-практических и коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по данному предмету с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.

 

Примерное содержание предмета

Представления о себе.

Идентификация себя со своим именем. Представление о частях тела. Представление о лице человека. Представление о соблюдении режима дня и правил личной гигиены.

Гигиена тела.

Намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук.

Одевание и раздевание.

Надевание предмета одежды. Обувание обуви.

Снятие предмета одежды. Снятие обуви.

            Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из стакана..

Семья.

Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье.

 

Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные,  педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной отсталостью, могут включать:

1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

     8) наличие интереса к практической деятельности.

Возможные результаты:

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
  • Представления о собственном теле.
  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, раздеваться и др.
  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня ( мытье рук перед едой и после посещения  туалета).

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

Базовые учебные действия

1. Формирование учебного поведения:

  • нахождение своего класса, нахождение своей парты;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию способом «рука в руке»

2. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени (1-2 мин).

 

Учебно-тематическое планирование

по человеку (3 ч в неделю, всего 96 ч)

 

№ п/п

Тематический блок

 

Содержание, виды деятельности

Кол-во часов

Разделы

 

1

Представления о себе

Идентификация себя со своим именем. Поведение на уроке. Представление о частях тела. Движения рук вверх-вниз. Развитие движений пальцев. Режим дня школьника. Поведение в столовой. Представление о лице человека. Соотнесение себя с изображением на фотографии. Соотнесение себя с отражением в зеркале. Прогулка - залог здоровья. Поведение на празднике. Сообщение о плохом самочувствии.

37

2

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет

6

3

Гигиена тела

Имитация мытья рук. Намачивание, намыливание рук, смывание мыла с рук, вытирание рук. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Мытьё рук.

15

4

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питьё через соломинку. Открывание и закрывание крана кулера. Наливание жидкости в стакан. Питьё из стакана. Представление о своих двигательных возможностях.

16

5

Одевание и раздевание

Снятие предмета одежды. Надевание предмета одежды. Снятие обуви. Обувание обуви.

12

6

Семья

Представление о членах семьи. Представление о родственных отношениях. Поведение  при общении с животными.

11

 

Всего

96

Практическая часть

 

Количество уроков с использованием ИКТ

20 %

 

 

Календарно-тематическое планирование

по человеку (3 ч в неделю, всего 96 ч)

 

№ урока

Дата проведения

Наименование тем урока

Кол-во часов

План

Коррек тировка

1-3

6.09

7.09

8.09

 

I четверть

Представления о себе

Идентификация себя со своим именем

3

4-6

13.09

14.09

15.09

 

Поведение на уроке

3

7-9

20.09

21.09

22.09

 

Представление о частях тела

3

10-12

27.09

28.09

29.09

 

Движения рук вверх-вниз

3

13-15

4.10

5.10

6.10

 

Развитие движений пальцев

3

16-18

11.10

12.10

13.10

 

Режим дня школьника

3

19-21

18.10

19.10

20.10

 

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет

3

22-24

25.10

26.10

27.10

 

Гигиена тела

Имитация мытья рук

3

25-27

9.11

10.11

15.11

 

II четверть

Намачивание, намыливание рук

 

3

28-30

16.11

17.11

22.11

 

Смывание мыла с рук. Вытирание рук

3

31-33

23.11

24.11

29.11

 

Представления о себе

Поведение в столовой

3

34-36

30.11

1.12

6.12

 

Представление о лице человека

3

37-39

7.12

8.12

13.12

 

Соотнесение себя с изображением на фотографии

3

40-42

14.12

15.12

20.12

 

Соотнесение себя с отражением в зеркале

3

43

21.12

 

Прогулка - залог здоровья

1

44-45

22.12

27.12

 

 

Поведение на празднике

 

2

46-48

10.01

11.01

12.01

 

III четверть

Гигиена тела

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

3

49-51

17.01

18.01

19.01

 

Мытьё рук

3

52-54

24.01

25.01

26.01

 

Туалет

Сообщение о желании сходить в туалет

3

55-57

31.01

1.02

2.02

 

Прием пищи

Сообщение о желании пить

3

58-60

7.02

8.02

9.02

 

Питьё через соломинку

3

61-63

21.02

22.02

28.02

 

Открывание и закрывание крана кулера

3

64-65

1.03

2.03

 

Наливание жидкости в стакан

2

66-67

7.03

9.03

 

Питьё из стакана

2

68-70

14.03

15.03

16.03

 

Представления о себе

Сообщение о плохом самочувствии

3

71-73

21.03

22.03

23.03

 

Представление о своих двигательных возможностях

3

74-76

4.04

5.04

6.04

 

IV четверть

Одевание и раздевание

Снятие предмета одежды

3

77-79

11.04

12.04

13.04

 

Надевание предмета одежды.

3

80-82

18.04

19.04

20.04

 

Снятие обуви

3

83-85

25.04

26.04

27.04

 

Обувание обуви

3

86-88

2.05

3.05

4.05

 

Семья

Представление о членах семьи

3

89-91

10.05

11.05

16.05

 

Представление о родственных отношениях

3

92-94

17.05

18.05

23.05

 

Поведение  при общении с животными

3

95-96

24.05

25.05

 

Поведение на празднике

2

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
2. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
5. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.

Адреса электронных ресурсов:

http://www.autism.ru/

http://pedsovet.su/load/324 - pedsovet.su

http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка

http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа

http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция ЦОР;

http://fcior.edu.ru  – Федеральный банк ЕОР;

http://school.iot.ru  – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;

http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp  - Электронные образовательные ресурсы сети Интернет;

http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника

http://ru.wikipedia.org/wiki/ -  Википедия

http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия

http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);

http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;

http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;

http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;       

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Внеклассная работа учителей - предметников специальных (коррекционных) школ