Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по коррекционно-развивающим занятиям «лечебная физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4, первый год обучения) 1 «А» класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 17 г. Энгельса»

 

 

 «Согласовано»

Руководитель МО

_______  /­­­Л.Ю. Егорова/

 

 

Протокол  № 1   

от   «___» ___________   2016г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГБОУ  СО «Школа АОП № 17

г. Энгельса»      

 

______    /Н.М. Ляхова/

 

«___»  _____________    2016г.

 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СО «Школа АОП

№ 17 г. Энгельса»

 

 

___________  /Е.В. Амвросенкова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2016г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

по коррекционно-развивающим занятиям

 «лечебная физическая культура»

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 

(вариант 8.4, первый год обучения)

1 «А» класса

 

 

 

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Составитель:

                                                                                                                  Брагина Зоя Анатольевна,

                                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                                   высшей квалификационной категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа составлена на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, С.-Петербург, «Образование», 1994 год.

            Программа предназначена для учащихся 1 «А» класса с РАС (вариант 8.4, первый год обучения)  ГБОУ  СО «Школа АОП № 17 г. Энгельса». Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

            Коррекционно-развивающие занятия  «ЛФК» входит в обязательную часть учебного плана. 

 

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

  • развитие двигательных качеств, общей и речевой моторики,
  • коррекция эмоционально — волевой сферы,
  • воспитание положительных качеств личности.

 

Основные задачи:

  • активизация защитных сил организма;
  • формирование  правильной осанки;
  • развитие правильного дыхания;
  • профилактика плоскостопия, миопии;
  • воспитание уверенности в себе, в возможности своего тела;
  • привитие навыков здорового образа жизни и адаптации в социуме.

 

Специфика коррекционно-развивающих занятий по лечебной физической культуре

Нарушения в различных сферах у обучающегося в большинстве случаев сочетаются с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их сформированности.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое и на психическое здоровье.

Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.

Лечебная физическая культура предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление  их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем. В число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.

Лечебная физкультура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.

Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.

Занятия ЛФК направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов.

Программа по ЛФК обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс, получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков.

При формировании двигательных навыков  можно выделить четыре стадии:

  • стадию создания представления о двигательном действии через пробные попытки выполнить данное движение частично;
  • стадию уточнения деталей того или иного движения;
  • стадию устранения неправильного движения и первоначальное выполнение движения целиком;
  • стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков.

 

            Программа включает разделы: развитие моторики, обучение правильному дыханию, развитие координации движений, формирование правильной осанки, профилактика миопии, профилактика плоскостопия, расслабление мышц.

 

Образовательные технологии: игровые, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные,  педагогической поддержки, индивидуализация обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

 

Возможные личностные результаты могут включать:

1) осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2) развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

3) умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5) первоначальное осмысление социального окружения;

6) развитие самостоятельности;

7) овладение общепринятыми правилами поведения;

     8) наличие интереса к практической деятельности.

 

Базовые учебные действия

1. Формирование учебного поведения:

  • нахождение своего класса, нахождение своей парты;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на звучащую игрушку, на игрушку, на движущуюся игрушку, на изображение, на экран монитора, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «посмотри», «покажи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию, способом «рука в руке»

2. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени (1-2 мин).

Учебно-тематическое планирование

по лечебной физической культуре (2 ч в неделю, всего 64 ч)

№ п/п

Тематический блок

Содержание, виды деятельности

Кол-во часов

Разделы

 

1

   Развитие     мелкой   моторики рук

 Массаж пальцев с помощью массажного шарика, массажной палочки. Сжимание и разжимание в кулак пальцев рук поочерёдно и одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.  Хлопки в ладоши перед грудью, перед лицом, над головой. Удерживание между пальцами и передача малого мяча. Игры: «Сильные пальчики», «Гармошка», «Аплодисменты», «По ягодке», «Где пальчик». 

9

2

Развитие правильного дыхания

Игры: «Одуванчик», «Весёлый хомяк», «Дракон» (поочерёдное закрывание ноздрей), «Снежинка», «Насос», «Шарик» (надуть живот), «Рыбка» (задержка дыхания). Игры с речевым сопровождением: «Маятник» - бум, «Машина» - ррр, «Хлоп» - хлоп.

6

3

Развитие

координации движений

Перенос тяжести тела с одной ноги на другую; с пятки на носок; имитация движений руками. Ходьба: по кругу, змейкой, по начерченной линии. Игры: «Аист», «Петух».

9

4

Формирование

правильной

осанки

Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами, пятками, отойти, сохраняя правильную осанку. Стоя у стены, поднимать руки вперёд, вверх, в стороны; вверх поочерёдно и одновременно. Поднимание согнутой в колене ноги. Лежа на спине: отведение рук в стороны, вперёд, вверх; сгибание и разгибание ног. Ходьба с предметом на голове. Игры: «Лыжник», «Шляпа», «Змея», «Лодочка», «Рыбка», «Кошечка».

9

5

Профилактика

миопии

Наблюдение за движущейся игрушкой, за предметом. Закрывание и открывание глаз. Перемещение взгляда вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, по кругу, далеко-близко. Зажмуривание, моргание.

6

6

Профилактика

плоскостопия

Ходьба по ребристой поверхности, по песку, по камешкам. Перенос тяжести тела с пятки на носок. Сгибание и разгибание стоп в голеностопном суставе, круговые вращения. Прыжки. Захват пальцами стоп мелких предметов. Игры: «Медвежонок», «Лошадка».

6

7

Ориентация в

пространстве

Перемещение в пространстве влево-вправо, вперёд-назад,  по диагонали, по кругу, далеко-близко. Игры: «Якоря», «Дотронься до левой руки, до правой ноги», «Встань перед..., рядом..., за...».

6

8

Расслабление

мышц

Лёжа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата». Стоя: «бросьте руки», «стряхните кисти». Руки вверх - вдох, наклониться - выдох.

6

9

Подвижные игры

«Великан», «Карлик», «Большой - маленький», «Меткий стрелок», «Попади мячом в кеглю», «Совушка».

7

 

Всего

64

Практическая часть

 

Количество уроков с использованием ИКТ

10 %

Календарно-тематическое планирование

по лечебной физической культуре (2 ч в неделю, всего 64 ч)

№ урока

Дата проведения

Наименование тем урока

Кол-во часов

План

Коррек тировка

1-3

6.09

7.09

13.09

 

I четверть

Развитие мелкой моторики рук

3

4-6

14.09

20.09

21.09

 

Развитие правильного дыхания

3

7-9

27.09

28.09

4.10

 

Развитие координации движений

3

10-12

5.10

11.10

12.10

 

Формирование правильной осанки

3

13-15

18.10

19.10

25.10

 

Профилактика миопии

3

16

26.10

 

Подвижные игры

1

17-19

9.11

15.11

16.11

 

II четверть

Профилактика плоскостопия

3

20-22

22.11

23.11

29.11

 

Ориентация в пространстве

3

23-25

30.11

6.12

7.12

 

Развитие координации движений

3

26-28

13.12

14.12

20.12

 

Расслабление мышц

3

29-30

21.12

27.12

 

Подвижные игры

2

31-33

10.01

11.01

17.01

 

III четверть

Развитие мелкой моторики

3

34-36

18.01

24.01

25.01

 

Развитие правильного дыхания

3

37-39

31.01

1.02

7.02

 

Формирование правильной осанки

3

40-42

8.02

21.02

22.02

 

Развитие координации движений

3

43-45

28.02

1.03

7.03

 

Профилактика плоскостопия

3

46-48

14.03

15.03

21.03

 

Профилактика миопии

3

49

22.03

 

Подвижные игры

1

50-52

4.04

5.04

11.04

 

IV четверть

Развитие мелкой моторики рук

3

53-55

12.04

18.04

19.04

 

Формирование правильной осанки

3

56-58

25.04

26.04

2.05

 

Ориентация в пространстве

3

59-61

3.05

10.05

16.05

 

Расслабление мышц

3

62-64

17.05

23.05

24.05

 

Подвижные игры

3

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

  1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно- физической культуре для детей с нарушениями здоровья./ Сост. Г.И. Гербцова. СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
  2. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 109с.
  3. Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / А.А. Дмитриев; РАО, МПСИ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2004. - 224 с.
  4. Дубровский В.И. Лечебная физкультура. - М.: Владос,1999   
  5.  Справочник по детской лечебной физкультуре (под редакцией М.И. Фонарева) - Л.: Медицина, 1983 - 360 с.
  6. Хамзин Х. Р. Сохранить осанку - сберечь здоровье Знание, - 1993. - №1 - 96 с.

Адреса электронных ресурсов:

http://www.autism.ru/ - аутизм

http://pedsovet.su/load/324 - педсовет

http://pochemu4ka.ru/index/0-439 - ПочемуЧка

http://www.uchportal.ru/load - Учительский портал - Коррекционная школа

http://school-collection.edu.ru  – Единая коллекция ЦОР;

http://fcior.edu.ru  – Федеральный банк ЕОР;

http://school.iot.ru  – Каталог мультимедийных ресурсов сайта Интернет-обучения;

http://www.bgunb.ru/links/travel_int/for_school.asp  - Электронные образовательные ресурсы;

http://for-schoolboy.ru - Большая Энциклопедия Школьника

http://ru.wikipedia.org/wiki/ -  Википедия

http://www.zoltec.org.ua - Малая детская энциклопедия

http://nsc.1september.ru - Начальная школа («Первое сентября»);

http://www.newseducation.ru - сайт «Большая перемена»;

http://www.kinder.ru - семейный портал Kinder.ru;

http://www.solnyshko.ee - развлекательно-образовательный портал «Солнышко»;       

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

http://viki.rdf.ru - Детские электронные презентации и клипы


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Внеклассная работа учителей - предметников специальных (коррекционных) школ