Официальный сайт pharma-24 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кризис 3 лет и пути его разрешения

Размещено: Ольга Владимировна Пухова - пн, 20/02/2017 - 13:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пухова Ольга Владимиривна
Место работы, должность: 

МАДОУ "Детский сад №22 - ЦРР", город Петропавловск-Камчатский

Должность: педагог-психолог

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Иная категория
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 

познакомить родителей с особенностями перехода ребенка с раннего детства в дошкольный возраст, а так же важностью данного периода в психическом развитии ребенка.

Краткое описание: 
<p>&nbsp;Кризис 3 лет &ndash; это очень важный период в жизни каждого ребенка, в который он выстраивает новые отношения с миром взрослых, учиться отделять свои желания от желаний окружающих его людей. Связанные с этим периодом новообразования &ndash; отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми &ndash; важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка, поэтому своевременное просвещение родителей об особенностях прохождения данного возраста поможет в развитии познавательно активной, психически здоровой личности.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учитывая, что информация, &nbsp;не закрепленная практическими упражнениями, усваивается в меньшем объеме, нами была выбрана такая форма работы с родителями, как семинар-практикум, на котором лекционный материал подкрепляется дискуссиями и практическими заданиями.</p>

    

Семинар-практикум для родителей

 «КРИЗИС 3 ЛЕТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ»

Педагог-психолог МАДОУ

«Детский сад №22 – ЦРР»

 Пухова Ольга Владимировна

 

 

 

Пояснительная записка

     Кризис 3 лет – это очень важный период в жизни каждого ребенка, в который он выстраивает новые отношения с миром взрослых, учиться отделять свои желания от желаний окружающих его людей. Связанные с этим периодом новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка, поэтому своевременное просвещение родителей об особенностях прохождения данного возраста поможет в развитии познавательно активной, психически здоровой личности.

     Учитывая, что информация,  не закрепленная практическими упражнениями, усваивается в меньшем объеме, нами была выбрана такая форма работы с родителями, как семинар-практикум, на котором лекционный материал подкрепляется дискуссиями и практическими заданиями.

Тема семинара-практикума: «Кризис 3 лет и пути его разрешения»

Цель: познакомить родителей с особенностями перехода ребенка с раннего детства в дошкольный возраст, а так же важностью данного периода в психическом развитии ребенка.

Задачи:

  1. уточнить представления родителей об основных новообразованиях раннего детства;
  2. выделить основные симптомы кризиса 3 лет;
  3. развить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе конструктивного выхода из кризисного состояния перехода с раннего детства в дошкольное.

Предварительная работа:

  • разработка и составление буклетов;
  • создание презентации.

Материалы: доска, мешочек с ситуациями, буклеты, магниты, листы бумаги и фломастеры по количеству родителей, проектор, презентация, буклеты.

Ход:

     Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре-практикуме, который носит название «Кризис 3 лет и пути его разрешения». На наш взгляд, данная тема является наиболее актуальной для Вас, так как Ваши дети в данный момент находятся на пороге перехода из раннего детства в дошкольное.

   Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с Вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если Вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз.

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

    Что такое «раннее детство»? Это возраст от 1 до 3 лет, в котором происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Все эти изменения происходят за счет ведущей деятельности ребенка – предметно-манипулятивной. Ребенок начинает ползать, исследуя окружающий мир, затем учится ходить, освобождая тем самым верхние конечности, которыми он стремиться захватывать все новые предметы для изучения. Эти новые предметы, доступные теперь ему для познания, становятся источниками сенсорного опыта, который во многом определит уровень развития его психических процессов в будущем. Общение со взрослым в этом возрасте принимает сначала форму ситуативного диалога, а к концу возраста – внеситуативно-познавательного общения.

В 2 года ребенок, нормативно развивающийся, имеет следующие показатели (слайд 4), а к 3 летнему возрасту уровень его развития достигает следующих результатов (слайд 5).

Так как центральным новообразованием раннего возраста является возникновение у ребенка сознания (чувство «Я»), то именно к 3 годам ребенок обнаруживает себя, как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания, возможности. Кризис 3 лет – это название переходного периода с раннего детства в дошкольный возраст, в котором на смену интереса к исследованию мира предметов, ребенку придет интерес исследования человеческих взаимоотношений (в ходе игр со сверстниками).

    Именно отделение себя от других людей и осознание своих возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребёнка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Это желание «быть большим» дети хотят реализовать немедленно. Это ярко выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис трех лет. Вам это ничего не напоминает? (ответы). Правильно, кризис 3 лет является своеобразной тренировкой кризиса «подросткового возраста».

     А как Вы думаете, когда наступает кризис 3 лет? (ответы). Действительно, название кризиса вовсе не означает, что он наступает именно в третий год рождения Вашего ребенка. Он может возникнуть как в 2,5 года, так и ближе к 4 годам. Мы с Вами подошли к следующему вопросу, если кризис 3 лет может наступить как раньше, так и позже, то с помощью каких маркеров мы сможет определить, что он настал?

     Кто-нибудь их знает?

     Сейчас мы Вам предлагаем вытянуть по одной ситуации из мешочка, прочитать ее и решить относятся ли эти ситуации к нормативным, или же кризисным проявлениям (выполняется упражнение, после разбора ситуаций отбираются кризисные, вешаются на доску и к ним вешают название кризисного симптома).

     Как мы видим, существуют 7 маркеров, 7 симптомов, которые нам могут указать на наступление переходного возраста. Это: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм (слайд 8). Как отмечалось нами ранее, ребенок стремиться «быть взрослым», показать свою «самость». Как Вы думаете, от кого, в первую очередь, он старается отделиться? (ответы). В первую очередь ребенок старается отделиться именно от мамы. Раньше мама напоминала ему, что нужно поесть, поспать, говорила какой мультик смотреть. Сейчас же он осознал, что его желания могут отличаться от маминых, и он стремиться это показать. Давайте посмотрим, как это может происходить (просмотр видеоролика «Я уезжаю в Африку» слайд 9). Какие проявления кризиса Вы заметили в ходе просмотра? Что на самом деле хотела девочка? Действительно, в ходе отстаивания «своих желаний», дети очень часто перебарщивают. Они протестуют против всего: против мультика, который им нравиться (потому, что его включила мама), против сапог в зимнюю стужу (хотя сами от этого испытывают жуткий дискомфорт). Так как же можно сгладить проявления данного возрастного периода?

     Во-первых, на то, с какой выраженностью симптомокомплекса будет проходить кризис 3 лет, влияет стиль родительского воспитания. Не следует использовать  авторитарный стиль воспитания, необходимо также отказаться от гиперопеки.

    Нужно, также, придерживаться единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования (обоим родителям).

     При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявлять спокойствие и терпение.  Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть    Ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ.  Ребенок должен усвоить, что криком, слезами и истерикой нельзя манипулировать родителями.

     Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет Вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. 

     Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.

    Постарайтесь давать возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).

     Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол, вытереть пыль и т.д.

    Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать несложные самостоятельные решения. 

    Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации. Бывают ситуации, когда ребенок взял какую-то вещь и ни в какую не хочет отдавать или хочет надеть определенную одежду и никакую другую. Попробуйте найти с ребенком компромисс. Например, если он взял на детской площадке чужую игрушку, а потом не хочет отдавать, предложите ему его же игрушку, только со словами: «А твоя машинка быстрее ездит и колеса у нее больше!». Тоже касается и одежды. Старайтесь проговаривать с ребенком каждую ситуацию, мотивируя, почему сегодня лучше надеть вот это, а не это.

    Чаще показывайте ребенку свою любовь, хвалите, обнимайте его. И, когда ругаете, объясняйте ребенку, что его самого вы очень любите, вам не нравится, то что он сделал. 

    Важно знать, что в возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью, поэтому используйте игровые приемы в общении с ребенком. Например, если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ним.  

    Не следует ставить ребёнку общих оценок, обзывать ребенка. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем.

     Помните, что кризис 3 лет – явление проходящее. Но связанные с ним новообразования – отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми – важный шаг в психическом развитии, создающий предпосылки для дальнейшего формирования личности ребёнка.

    А сейчас мы предлагаем Вам заполнить «Ладошки мудрости».

Каждый из родителей напишет имя своего малыша на ладошке и к каждой букве имени подберет положительное качество, которое характерно для Вашего ребенка.

     На эти лучшие качества нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.

     Что нового вы узнали на сегодняшнем семинаре-практикуме? Какие полученные знания могут помощь Вам в воспитании Вашего ребенка? Мы благодарим Вас за внимание и работу.

     Для того, чтобы полученная информация не забылась, мы подготовили для вас небольшие буклеты (раздача буклетов).

 

 

 

    

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Ситуации для мешка

                                                                                        

  1. Ребенка зовут спать – он не идет, зовут домой – продолжает играть во дворе, ставят его любимый мультик – он не хочет его смотреть.

 

  1. Малыш может долго и упорно отказываться кушать только потому, что он не желает изменить своего решения.       

 

  1. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу.

 

  1. Ребенок хочет делать все сам – мыть посуду, пылесосить, резать хлеб. Если взрослый отказывает в его желании проявить самостоятельность – плачет, устраивает истерики.

 

  1. Ребенок вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, обижается на них, словно они живые, отказывается с ними играть.

 

  1. Ребенок ведет себя очень агрессивно, постоянно со всеми ссорится.

 

  1. Истерики и слезы по случаю любого не выполнения желания ребенка.

 

  1. Чрезмерная ревность к младшему ребенку. «Мама, выгони его из дома и почитай мне сказку».

 

  1. Девочка, одеваясь на прогулку, категорически отказалась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться с застежкой на сандалике. В ответ на действия мамы, которая, невзирая на протесты дочери, обула ее, дочь со слезами на глазах заявила: «Все ровно я не буду так гулять! Развяжу, завяжу и буду гулять своими, а не твоими сандалями!».

 

  1. Ребенка зовут домой, и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

 

  1. Малышу трудно успокаиваться, он очень эмоционален и подвижен.

 

  1. Ребенок чаще всего играет  не вместе, а около других детей, с большим интересом посматривая в сторону ровесников.

 

  1. Ребенок очень сильно зависит от эмоционального состояния мамы и никакие слова не могут его успокоить, когда она в нервном напряжении.

 

  1. При прощании с ребенком в детском саду он устраивает бурные истерики, не хочет отпускать маму.

 

  1. У ребенка появилось большое количество страхов, которых не было раньше.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

  1. Ребенок резко закрывается, в детском саду стремиться отгородиться от окружающих, не проявляет интереса к играм со сверстниками.

 

  1. Ребенок -  большой консерватор, не любит новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ему сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

 

  1. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями.

 

  1. Ребенок очень легко переключает свое внимание.

 

  1. Когда ребенок плачет или кричит, его невозможно успокоить в течении долгого периода времени.

 

  1. Малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он ведет себя хуже, чем обычно.

 

  1. Мальчик решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой - еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок.

 

  1. Ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя.

 

  1. Хронически  неуспешный  ребёнок  выдумывает  успех.

 

  1. «Что с твоими коленочками?» — спросила  бабушка, обнаружив  густо смазанные  зеленкой колени  мальчика.— «Мама  укусила»,— не  задумываясь  ни на  минуту, ответил  малыш. Дома  на  аналогичный  вопрос  мамы  он  так  же спокойно  произнес: «Бабушка  укусила». А  когда  тот  же  вопрос  мальчику  задал вернувшийся  с  работы  отец, он  произнес: «Упал  в  садике  на  асфальте».

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
памятка.docx 447.1 Кбайт
Кризис 3 лет.pptx 7.83 Мбайт
Семинар-практикум.docx 26.49 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн