Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Submitted by Елена Анатольевна Ченаш on пн, 20/02/2017 - 22:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ченаш Елена Анатольевна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области имени дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М."

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Школа 21 века Учебник  русский язык Ефросинина 3 клас 

Используемое оборудование: 

презентация, отрывок из мультфильма

Краткое описание: 
<p>&nbsp;Урок построен на основе системно &ndash; деятельностного подхода, соответствует структуре занятия &laquo;открытия нового знания&raquo; и требованиям ФГОС НОО</p>

Здравствуйте ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Е.А. Все друг к другу повернитесь. Все друг другу улыбнитесь. Гости, рады Вам всегда. Так начнём работать? Да! Садитесь Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Повернитесь друг к другу. Возьмитесь за руки. И повторяйте за мной. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Ребята, начать наш урок я хотела бы вот с такой пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Как вы ее понимаете?(Ответы детей) Учитель:- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я сегодня пришла ни одна. К вам на урок поспешила мудрая сова. Она приготовила для вас задания. - Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? – (Ответы детей) Учитель: Это учреждение, где проводятся различные исследования, наблюдения, опыты, эксперименты. Сегодня наш класс превращается в научную лабораторию, и вы сегодня не ученики, а научные работники лаборатории. И перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории. Записывать результаты исследований мы будем на листах достижений. А сейчас откройте тетради и запишите число. Классная работа. ( Слайд 1) -Запишите новое слово лаборатория . -На какой вопрос отвечает слово лаборатория? - Какой частью речи является слово лаборатория. (Ответы детей) (имя существительное) - На какие вопросы отвечает существительное? - Как изменяются существительные? (По падежам и числам) - Как определяем падеж существительного? ( по вопросам) Учитель: - сегодня мы будем исследовать имя существительное и узнаем новое о его признаках. Ребята, а сейчас отгадайте мои загадки 1.Ранним утром во дворе Лёд улёгся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает ...(иней) (Щелчок) 2. Все мы знаем, у него Двадцать восемь дней всего! Високосный год идёт - Лишний день ему несет! (февраль) (Щелчок) 3. Лёгкий, белый и пушистый, А на солнышке искристый, Лишь зимой у нас бывает И в ладошке быстро тает. (Снег) ( Щелчок) 4. На берёзу птички сели. И на белом заалели Словно капельки зари Чудо - птички ... ! (Снегири) (щелчек) 5. На кормушку к нам зимой Прилетает птица С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая (Синица) -Молодцы! Посмотрите на экран. Составьте предложение .(2 человека) - Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Птицам зимой нужно помогать, делать для них кормушки и регулярно насыпать туда корм. (Щелчок слайд) -А теперь посмотрите внимательно на слова и скажите, что их объединяет? -К какой части речи относятся эти слова? Иней, синица, февраль, человек, снег, снегирь, (Ответы детей) (это имена существительные) - Докажите, что это имена существительные (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет) - Распределите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь. (дети записывают) - По какому принципу вы это сделали? (1 группа слова отвечают на вопрос кто?, а вторая группа что? ). - Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные) - А на вопрос что? (неодушевленные) - Исходя из этого материала, кто может сформулировать тему нашего урока? Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Безусловно наша цель совместно открыть новые знания. А вот какова предметная задача? Чему мы должны сегодня научиться в нашей лаборатории? (Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные) научимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. - Сегодня мы должны исследовать имя существительное и найти различия между одушевленными и неодушевленными именами существительными. Проведём мини- исследование. Сделаем небольшое открытие, За работу! Задание №1 Найдите на столах карточки №1 и выполните задания (Слайд4) Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова. 1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф. 2 группа Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан. ___________________________________________ Какой можем сделать вывод? (1 группа – одуш., 2 – гр. – неодуш.) -Молодцы ребята! Напишите фразу в карточку - помощницу: (Слайд5) -Дополните предложения в карточке- помощнице Одушевленные имена существительные обозначают (живой предмет) и отвечают на вопрос (кто?) , а неодушевленные обозначают (неживой предмет) и отвечают на вопрос (что?). Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1 + ставите если с задание справился. + и- если испытывал небольшие затруднения - если было трудно выполнять задание. Но есть ещё одно правило, которое поможет в определении одушевлённости и неодушевленности. Я приготовила задания, которые помогут нам в работе. В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в парах. Возьмите слова, положите их перед собой и прочитайте. На какие 2 группы можно распределить эти слова? Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница. (дети делят) - А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась мудрая сова. Слайд 6. Щелчок). Одушевленные сущ-е. Неодушевленные существительные гусеница гусеница мышка мышка моряк книга дельфин айсберг медуза пароход кит дым капитан солнце -А вы к какой группе отнесли слово мышка? -А слово гусеница? - Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика? - Проанализируем решение Совы. (Ответы детей) -Учитель: Сова догадалась, что они могут быть и одушевленными и неодушевленными. Разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 6 (Щелчок). мышка гусеница животное устройство часть компьютера насекомое трактора Теперь разберем слово – гусеница. - От чего зависит у этих слов признак одушевленности и неодушевленности? (А признак одушевленности зависит от лексического значения слова в предложении) - Как называются такие слова? - Как называются слова с несколькими значениями? (многозначные) - А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов? (Если дети не ответят показываю карточки –помощники с рисунками ,но без слов) (киви - птица и фрукт, лисичка – гриб и животное, бабочка – насекомое и галстук) Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2 Физминутка «Снеговик» Глазами нарисуйте круги снеговика. -А какой у нас снеговик высокий (подтянулись) -А какой снеговик у нас красивый, добрый (погладили себя по голове) - А сейчас тихо сели. -Следующее задание. - Составьте устно предложения, в которых слова гусеницы будут иметь разное лексическое значение. 1 вариант – слово гусеницы, которое относится к одушевленным 2 вариант – слово гусеницы, которое относится к неодушевленное -Зелёные гусеницы медленно передвигались по листочку. Гусеницы танка очень мощные и имеют металлическую беговую дорожку. А теперь письменно в тетради составьте предложения со словом мышка. 1 вариант – со словом мышка, которое относится к одушевленным. 2 вариант – со словом мышка – которое относится к неодушевленное Запишите в тетрадь. Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу в задании №3 - Проверьте друг у друга это задание. -Зачитайте предложения вслух.(ответы детей) - Исследуем, что происходит с такими словами во множественном числе при склонении. - Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных? (у В.п. и Р.п.) - А у неодушевленных имен существительных? (у Им.п. и В.п.) Давайте сформулируем правило. -Во множественном числе у всех одушевленных имён существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а у всех неодушевлённых имён существительных форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа. 6.Работа по учебнику. Откройте учебник на с.54 и прочитаем с вами правило. ( Читает хорошо читающий ученик) -Ребята, посмотрите на опорную схему и давайте еще раз сформулируем правило: (слайд 7 щелчок) ФИЗМИНУТКА Физкультминутка: Имя существительное Очень удивительное На вопросы кто и что? Отвечать оно должно. На вопрос кто?- хлопок На вопрос что?- присесть и встать. Готовы? -Люстра, мальчик, окно, жираф, мама, книга. Сообщение учителя - Уважаемые научные сотрудники, мои единомышленники! Помогите выполнить следующее задание. - Сейчас мы сделаем ещё одно открытие. Задание № 4 (в парах) -Ребята мы выяснили , что имена существительные могут быть многозначными и обозначать имена существительные и одушевленные, и неодушевлённые. А сейчас на примере словосочетаний будете исследовать сочетание по вопросам. Напишите в каждом словосочетании вопрос. (Кто?) Норка вылезла из (чего?) из норки и пошла к знакомой (к кому?) норке. (Куда?) В норку норкину вошла, (кого?) норку в (чем?) норке не нашла. Какая пара выполнила задание, возьмитесь за руки и поднимите руки вверх. (Проверяем) После проверки показать слайд Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 4 Задание № 5 (Слайд 9) -Составьте предложение, используя слова для справок: Летит стая…. уток Пасется стадо…. овец Слова для справок: утки, овцы. - Как вы выполнили это задание? -Вы изменили форму слова. (утки – уток, овцы – овец)(Ответы детей) Учитель: Вы поняли, что это существительные одушевленные, и окончания в Р.п. -А теперь дополните предложение , подобрав подходящее по смыслу имя существительное. (Щелчок слайда) Бежит табун……….. (лошадей) Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу в задании № 5 7. Итог урока: - Уважаемые научные сотрудники, сделаем отчёт о проделанной работе. -У вас на столах квадраты зеленый и красный. Достигли мы цели урока, научились ли мы различать одушевленные и неодуш. существительные ? (если да, то поднимите зеленый квадрат, если нет, то красный). Покажите зелёный квадрат те, кому легко было работать самостоятельно. А теперь покажите красный, если кому было сложно? -Ребята, мне очень понравилось как вы работали и хочу подарить на память вот эту сову. Ведь сова – символ мудрости, знаний, ученья Она вам желает в учёбе везенья Останется с вами вот эта сова. А я вам желаю ума и добра.

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку.pptx 2.68 MB
самоанализ урока.docx 24.42 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн