Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Количество информации

Размещено: Земфира Шавкатовна Яруллина - ср, 19/08/2009 - 11:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Яруллина Земфира Шавкатовна
Место работы, должность: 
Каратунская средняя общеобразовательная школа, учитель информатики
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 
Цель урока: Иметь представление об алфавитном подходе к определению количества информации; Знать формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщений; Уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
11
Используемые учебники и учебные пособия: 

Базовый курс 7-9 класс автор И.Семакин

Используемая методическая литература: 

журналы "Информатика и образование"

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска

Краткое описание: 
На уроке учащиеся познакомятся с алфавитном подходом измерения информации. Используя формулу алфавитного подхода они вычисляют количество информации.Кратко записывают свои ответы в воспроизводимой презентации на интерактивной доске, в случае допущения ошибок исправляют их с помощью ластика.Применяя кнопку"шторка" можно проверить свои знания.

Цель урока:

                         Иметь представление об алфавитном подходе к определению количества

информации;

Знать формулу для определения количества информационных сообщений,

количества информации в сообщений;

Уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и

количества информации, которое несет полученное сообщение.

 

Ход урока

Актуализация знаний:

 

 

 

 

 

- Ребята давайте понаблюдаем за тем , что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? (Наступила зима.)

- Но почему вы решили, что наступила зима? ( Холодно , идет снег.)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки зимы. ( Но мы знаем, что все это означает: наступила зима.)

Поэтому и получается, что , то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация.

 

                                            Разминка

Заполнить таблицу и стрелочками показать соответствия.

 

 

 

 

 

Носители информации

Их использование

Дискета

Написать письмо

Бумага

Записать компьютерную игру

Аудиокассета

Сделать фотоизображение

Фотопленка

Записать исполнение песни

Видеокассета

Записать ноты песни

 - Можно ли измерить количество информации и как это сделать? (Да)

 

 

Оказывается, информацию также можно измерять и находить ее количество.

Существуют два подхода к измерению информации . С одним из них мы сегодня познакомимся. (Смотри приложение слайд 2)

Изучение нового материала 

Каким образом можно найти количество информации?

Рассмотрим пример.

У нас есть небольшой текст, написанный на русском языке. Он состоит из букв русского алфавита, цифр, знаков препинания. Для простоты будем считать, что символы в тексте присутствуют с одинаковой вероятностью.

Множество используемых в тексте символов называется алфавитом.

В информатике под алфавитом понимают не только буквы, но и цифры, и знаки препинания, и другие специальные знаки.

У алфавита есть размер(полное количество символов), который называется мощностью алфавита. При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет определенный « информационный вес». С увеличением мощности алфавита увеличивается информационный вес символов этого алфавита.

 

 

Обозначим мощность алфавита через N.

Найдем зависимость между информационным весом символа (i) и мощностью алфавита (N). Самый наименьший алфавит содержит 2 символа, которые обозначаются «0» и «1». Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу информации и называется 1 бит. ( смотри приложение слайд 3)

N

2

4

8

16

32

64

128

256

i

1бит

2бит

3бит

4бит

5бит

6бит

7бит

8бит

 

 

N= 2i

 

В компьютере также используется свой алфавит, который можно назвать компьютерным. Количество символов, которое в него входит, равно 256 символов. Это мощность компьютерного алфавита.

Также мы выяснили, что закодировать 256 разных символов можно показать с помощью 8 битов.

8 бит является настолько характерной величиной, что ей присвоили свое название- байт

 

 

 

 

 

1байт= 8 битам

 

 

 

Используя этот факт: можно быстро подсчитать количество информации, содержащееся в компьютерном тексте, т.е.в тексте набранном с помощью компьютера, учитывая, что большинство статей, книг, публикаций и т.д. написаны с помощью текстовых редакторов, то таким способом можно найти информационный объем любого сообщения, созданного подобным образом.

Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода посмотрим на слайде.

)

 

 

 

 

( смотри приложение слайд 4

 

Найти информационный объем страницы компьютерного текста.

Решение

Используем правило.

Найдем мощность: N=256

Найдем информационный объем одного символа : N= 2i

i=8 бит=1байт.

3.Найдем количество символов на странице. Примерно.

( Найти количество символов в строке и умножить на количество строк)

Пояснение

Пусть дети выберут произвольную строку и подсчитают количество символов в ней, учитывая все знаки препинания и пробелы.

40 символов* 50 строк = 2000символов.

4. Найдем информационный объем всей страницы: 2000*1 = 2000 байтам

 

Согласитесь, что байт – маленькая единица измерения информации. Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы

( смотри приложение слайд5)

3. Закрепление изученного материала

 

 

 

 

.

 

На доске

Заполнить пропуски числами и проверить правильность.

1Кбайт= ___ байт= ______бит,

2Кбайт= _____ байт=______бит,

24576 бит=_____байт=_____Кбайт.

512 Кбайт = ___ байт =_____бит

 

Предлагается ученикам задачи:

 

Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?

Решение: N=8 , то i= 3 битам

Сообщение , записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?

Решение:

1. N= 128 , K=30

2. N= 2i i= 7 битам (объем одного символа)

3. I= 30*7 = 210бит (объем всего сообщения)

4. Творческая работа

 

Наберите на компьютере текст, информационный объем которого равен 240 байт.

 

 

Итоги урока.

 

- Что нового сегодня мы узнали на уроке?

- Как определяется количество информации с алфавитной точки зрения?

- Как найти мощность алфавита?

- Чему равен 1байт?

 

 

 

Домашнее задание (смотри приложение слайд 6).

Выучить правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.

Выучить единицы измерения информации.

Решить задачу

Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет объем информации в тексте , состоящем из 100символов.

Информационный объем сообщения равен 4096 бит. Оно содержит 1024 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого составлено это сообщение?

 

 

 

 

 

 

Пример



Фото пользователя Рамиль Хайретдинович Назипов

На: Количество информации


Очень хороший материал.



Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн