Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы в 6 классе "Осень в искусстве"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Нурмухамедова Гульфина Тагировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. Курченко", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
обучающая: умение выразить музыкальные впечатления, впечатления о картине в форме высказывания; развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка; воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание учащихся, формирование глубокого уважения к родной природе.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. в 2 частях. М.: Просвещение.2008 г.

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Вопросы, задания по литературе. Учебное пособие для учащихся 6 класса. М.: Просвещение.2007.

Используемая методическая литература: 

Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс: Книга для учителя/ Под ред. А. Б. Малюшкина.- М.:ТЦ Сфера, 2003.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} Министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся «Осень», репродукции картин; компьютер, проектор, диск «Сборник классической музыки», аудиозапись песни  группы «ДДД» «Осень», видеопрезентация с фотозарисовками об осени.

Краткое описание: 
Интегрированный урок в шестом классе(литература, музыка, изобразительное искусство).Класс делится на группы: "лирики", "музыканты", "художники". В процессе урока дети читают стихи, рисуют картины,поют песни, рассказывают об известных мастерах слова, кисти, музыки.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Урок литературы с элементами интеграции (изобразительное искусство, музыка, кинематограф).

Класс: шестой                                                   Учитель русского языка и литературы первой категории Нурмухамедова Г. Т

Тема урока: «Осень в искусстве».

 

Вид: урок формирования умений и навыков.

Тип: урок-творчество.

 

Эпиграф к уроку (записан на доске)

Природа вся полна последней теплоты…

                                  А. Толстой.

.

 Цели урока: создать целостное представление об осени;

обучающая: умение выразить музыкальные впечатления, впечатления о картине в форме высказывания;

развивающая: развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение художественными образами, выразительными свойствами языка;

воспитывающая: продолжить эстетическое воспитание учащихся, формирование  глубокого уважения к родной природе.

 

Оборудование: министенды с высказываниями о природе, выставка работ учащихся «Осень», репродукции картин; магнитофон, аудиокассета «Сборник классической музыки», аудиозапись песни (караоке) группы «ДДД» «Осень», телевизор, видеокассета с кинозарисовками об осени.

 

План урока

Содержание этапов урока:

Оргмомент

Мотивационное начало урока. Постановка цели

Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

Этап усвоения новых знаний  (задания по группам):

                     осень в лирике

                     осень в музыке

                     осень в живописи

                     осень в кинематографии

Задания творческого характера

Итоги урока

Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Методы и формы работы:

Приветствие

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся

Работа со справочной литературой (подготовка сообщений)

Индивидуальная форма работы

Дифференцированный подход к работе с учащимися

Творческие задания

 

Подготовка к уроку

 

 

Учащиеся:

Должны рассказать о творчестве одного из художников, композиторов, выучить наизусть стихотворение об осени.

Два ученика оформляют «раскладушку» со стихами и картинками об осени.

Два ученика готовят выставку сборников стихотворений об осени.

Выразительное чтение стихотворения М. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом…»

Учитель:

Приготовить записи  композиций о природе, монтаж из портретов поэтов, художников, композиторов, пишущих о природе.

Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения об осени знакомы им, рекомендовать литературу по биографии мастеров искусства.

Распределить учащихся заранее по творческим группам:

1-я группа – «лирики» – готовят выразительное чтение стихов об осени.

На столе: таблица «Осень в искусстве», книги о природе, листы бумаги, ручки.

2-я группа – «художники» – знакомят с биографией художников, пишущих о природе.

На столе: таблица «Осень в искусстве», листы бумаги, карандаши.

3-я группа – «композиторы» - знакомят с биографией композиторов, пишущих о природе.

На столе: таблица «Осень в искусстве», портреты композиторов, листы бумаги, ручки.

Оформить класс: полукругом расставить  парты для трех групп.

 

Ход урока

·         Оргмомент. Мотивационное начало урока.

Слово учителя:

   Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень застенчива и разнообразна.

  Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

           Поговорим о мастерах искусства, послушаем стихи, музыку, всмотримся в картины о природе.

 

В начале урока  задание – заполнить лист, записать фамилии мастеров искусства, о которых шла речь на уроке.

В конце урока подведем итоги, какая группа самая внимательная.

 

Осень в искусстве

Литература

Живопись

Музыка

 

 

 

 

Осень в литературе.

- Ребята, какие стихи об осени вы знаете?

Работа 1-ой группы. Чтение стихотворений. 

А. С. Пушкин  «Унылая пора…»

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

Ф. И. Тютчев. «Но птички отпели, цветы отцвели…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

- Кто же «главный герой» в произведениях?

     Чем привлекает осень поэтов?      

       Рекреационное занятие (физкультминутка).

- Задумчив и тих осенний лес.  Представьте, что вы – осенние листья  (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер,  листья плавно летят вниз (садитесь на место).  

 

Осень  в живописи.

- Есть ли связь между писателями и художниками?

     Можно ли проиллюстрировать природу?

     Как мы называем картины, на которых изображена природа?

Работа 2-ой группы.

Краткие сведения о Левитане, Саврасове, Грабаре.

 Просмотр репродукций художников.

- Посмотрите на репродукцию с картины Левитана «Золотая осень»

     Какие же основные цвета в пейзаже?

     Каким чувством наполнена картина?

     Какое настроение передает нам автор?

     Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.

     Наша группа художников также подготовила выставку картин об осени, обратите внимание на них.

Рассматривая пейзажи, нельзя не думать о поэзии, музыке.

Осень  в музыке.

- Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.

 Работа 3-ей группы.

Краткие сведения о Чайковском, Вивальди, Шопене, Паганини, Моцарте.

Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.

- Какое настроение вызывает данная музыка ( А. Вивальди «Времена года»,Чайковский «Октябрь»)?  

Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё.     

Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.

Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.

Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.

Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно.

Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.

 

- Какие песни об осени вы знаете?

Предлагаю спеть песню из репертуара группы «ДДД» «Осень».

- Спасибо за выступления.

Оценка работ групп (оценивают сами ребята, поясняют ответ).

 

Задания группам:

1.       «Осенние листья». (На столе учителя композиция из веток)

-  Осенью природа отдыхает, задумывается… Посмотрите на эти листья!

           «Лирики», попытайтесь словесно нарисовать картину «Осенний букет».

           «Художники», зарисуйте листья с натуры.

          «Композиторы», напишите, какая музыка звучала бы  в произведении  об осенних листьях? (Раздаются карточки с заданиями).

Во время выполнения задания звучит волшебная музыка П.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь»).

Защита творческого проекта «Осенний букет».

2.      Анализ стихотворения М. Исаковского «Попрощаться с тёплым летом…»

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения по строфам.

«Лирики» наблюдают, каким видится мир в стихотворении.

«Художники»- цвет, свет.

«Композиторы»- звуки, запахи.

Анализ стихотворения.

1. Мир - чистое поле, овины, одинокий человек, вдали видны рябинки.

    Цвет - тёплые золотые с добавлением алого, сумерки.

    Звуки, запахи- лёгкий ветерок, запах свежего сена. 

2. Мир – день, земля, небо, дороги, стог сена, вдали деревенька.

Цвет- серый, голубой, желтый.

 Звуки, запахи- тишина, запах хлеба, сена.

3.      Мир – травы, хаты, рощи, небо, журавли.

Цвет- тускло-зелёный, серый, желтоватый..

Звуки, запахи- звуки ближнего села, лай собак, курлыканье журавлей, запах дыма.

4.      Мир – поздний вечер, почти ночь, река, герой,

Цвет – темнота, свет звезд.

Звуки, запахи – всплеск реки, запах реки.

 -   Перечислите приметы осени, увиденные автором

-          Подчеркните в тексте наиболее выразительные, на ваш взгляд, эпитеты.

Вывод: Меняет все в природе, хочется тишины, покоя. Герой прощается с осенью без сожаленья и печали. Краски сгущаются, становится темнее, тише, печальнее.

-          Попробуйте описать, с чего для вас начинается осень.

С какой картиной  (находящейся в кабинете) перекликается данное стихотворение?

(Е.Е. Волков «Октябрь»).

3. Осень в кинематографе.

Скажите, ребята, а какой вид искусства вам еще знаком? Кино, кинематография.

Посмотрите, пожалуйста, как изменилась природа, какими красками  пестрит земля!

Просмотрите телевизионные зарисовки «Осенняя сказка».

Задание:

«Лирики» - какое стихотворение вы бы прочитали за кадром экрана?

«Художники» - какие краски вы бы добавили в зарисовку природы?

«Композиторы»- какая музыка могла бы быть за кадром, как она должна звучать?

 

Итог урока

Имена каких мастеров  искусства сегодня прозвучали? Какая группа оказалась более внимательной? ( Проверка таблиц).

Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, кинематографа в создании образа осени.

Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Оценки за работу выставляют, комментируя,  руководители групп.

Объяснение домашнего задания.

Мы с вами, конечно, не писатели. Но давайте попытаемся сделать свои открытия. Расскажите о наблюдениях в домашнем сочинении-миниатюре «Осенняя картина»  (5-6 предложений).


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Оксана Александровна Федингина

На: Урок литературы в 6 классе "Осень в искусстве"


Интересный урок; жалко, что не помещён иллюстративный материал.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн