Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общая характеристика профессионализма современного учителя

Размещено: Денис Юрьевич Фокин - чт, 20/08/2009 - 11:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фокин Денис Юрьевич
Место работы, должность: 
МОУ Физико-математическая школа №32 Учитель информатики
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
В документе приведены основные факторы, влияющие на формирование профессионализма современного учителя

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

Уважаемые коллеги!

Хочется сказать несколько слов об одном из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - это развитие учительского потенциала.

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося решаются задачи их обучения и воспитания.

Соответственно педагогическая деятельность включает в себя три компонента:

1.  Постановка учителем педагогических целей и задач.

2.  Выбор и применение средств воздействия на учащихся.

3.  Контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий.

Важной характеристикой педагогической деятельности являются психологические качества самого учителя:

·   педагогическая эрудиция, педагогическая интуиция, целенаправленное мышление, импровизация, наблюдательность, находчивость, наблюдательность, оптимизм, предвидение, педагогическая рефлексия;

·    реализация личностных качеств и свойств формирует такие аспекты профессиональной позиции, как учитель- гражданин, учитель- оптимист, учитель- индивидуальность, учитель- мастер, творец, новатор;

·       достижение эффективности своего труда и умение ее оценить, характеризуют профессиональную компетентность учителя. Эффективным является труд учителя, в котором высоки и процессуальные и результативные показатели;

·     осознание неэффективности своего труда и умение устранить слабые места в нем, также характеризуют профессиональную компетентность учителя.

Для учителя важно в разных условиях своего труда с одной стороны, соответствовать требованиям профессии, а с другой – выдержать, логику своего профессионального саморазвития, сохранять внутреннюю устойчивость в любых условиях.

В формировании профессионализма учителя, главная роль принадлежит совершенствованию его личности, профессиональным позициям, как системе отношения с другими  людьми в своем труде.

Особое внимание должно быть уделено развитию у учителя приемов психологической разгрузки и психологической самозащищенности. Сама жизнь представляет повседневно множество ситуаций, которые вдумчивый учитель может использовать как экспериментальные площадки для совершенствования качеств педагогических задач.

Речевое мастерство учителя, умение грамотно работать с информацией и психолого-педагогическая подготовка являются одними из важнейших составляющих профессионализма учителя. Кроме того, профессионализм учителя заключается не столько в качественном изложении предметного материала, сколько в изучении личности ученика как индивидуальности при усвоении им программного материала.

Педагогический профессионализм состоит из трех блоков: общекультурного; психолого-педагогического; предметно- технологического. Низкий уровень рефлексии связан часто с неосознанием затруднений в педагогической деятельности.  Что может сделать преподаватель для повышения собственного уровня рефлексии? Научиться спрашивать себя: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации?

Известно, что преподаватели неистово сопротивляются новому, однако сопротивление является скрытым, никто прямо не заявляет, что он противник нового. Инновации в образовании не могут протекать быстро, так как изменения в сознании дело сложное и длительное: необходимо воспитание мыслей и чувств, перестройка сознания.

Любые инновации отомрут или их смысл  исказится до неузнаваемости, если преподаватель не увидит пользы для себя от инновационного процесса. Учитель не может заниматься оказанием «образовательных услуг», но обязательно должен развиваться сам, обеспечивая качество  образования, но образование меняется, хотя и медленно, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте, выдвижения новой парадигмы. Педагогическая деятельность преподавателя делится на две части видимую и скрытую, невидимую. Невидимая часть это проектирование учебного процесса, разработка сценариев отдельных занятий.

Опыт показывает, что преподаватели своих затруднений в этой области не осознают: им кажется, что это достаточно легко и с  планированием у них «нет проблем». На самом деле многие программы курсов составлены так, что содержат лишь перечень тем и разделов, а принципов построения курса и цели  не формируется, указывается  лишь то, что нужно и прочитать учащимся. Каждый день у всех на виду проходит видимая часть деятельности учителя, а это представление необходимой информации, организуется познавательная деятельность учащегося, устанавливаются коммуникации в учебном процессе.

Педагогическую деятельность оценить квалифицированно нелегко. Конечно, качество одного занятия мало о чем говорит, однако в сочетании с другими  источниками информации о деятельности плюс посещение нескольких занятий очень интересно. Это может сделать любой учитель, посетив занятия своих коллег, и проанализировав эти занятия.

Главное, готовя занятие, четко определить цель и выстраивать его в соответствии с этой целью.

Часто для оценки деятельности преподавателя применяется самооценка. Оцениваются возможности, умения, затруднения. Но в сочетании с другими источниками  информации она свидетельствует об уровне  рефлексии преподавателя, о понимании структуры и качества своей деятельности. Непонимание, отсутствие проблем, а также заниженная самооценка не  способствует выстраиванию собственного стиля педагогической деятельности.

Конечный результат- это самое трудное, что обязательно должно присутствовать в оценке и, что трудно всего измерить, поскольку этот результат носит интегрированный характер, т.е. принадлежит не одному преподавателю. Интересно, что если измерить качество подготовки достаточно трудно, то его отсутствие чувствует всегда. Это сигнал для администрации и самого преподавателя, которого важно услышать вовремя.

Методическое обеспечение, его качество - еще один источник информации о педагогической деятельности. Оценив качество, приходиться трудиться над методическим комплексом в течении всего времени работы преподавателем, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут способствовать достижению поставленных целей.

С учетом бурного развития информационных технологий, которое происходит в последние 10-15 лет, современный учитель должен знать и уметь применять на своих уроках разнообразные ИКТ-технологии, раскрывающии перед ним широчайший спектр возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн