Вы не зарегистрированы

Авторизация



Головоломки по русскому языку

Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева
Submitted by Ирина Анатольевна Чекмарева on чт, 20/08/2009 - 17:15

Иногда в своей практике сталкиваешься с задачами не только по математике, но и русскому языку. Начинаешь ломать голову - ответа не находишь. И так эти головоломки не дают покоя. Знакома такая ситуация? Тогда этот блог для Вас!


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Головоломки по русскому языку


Роман, вот ещё: вес-на/ на-вес, ка-ра/ ра-ка

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Головоломки по русскому языку


Интересное задание, чем-то напоминает анаграммы

Комментарий был изменен с момента создания (МарВикА, чт, 20/09/2012 - 06:42).

М.В.Агеева




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Роман, интересное задание предложили Вы нам. Не сразу нашла подходящие слова. И все же: реКА-КАре, сосНА-НАсос.

Комментарий был изменен с момента создания (irina1303-76, Wed, 12/09/2012 - 21:36).



Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Коллеги, на ваш взгляд, слово "всматриваемся" каким способом образовано? С уважением Ирина Анатольевна.




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Головоломки по русскому языку


Думаю, от "всмотреться" - суффиксальный.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Надежда Владимировна, спасибо за помощь. Получается замена одного суффикса на другой.




Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Головоломки по русскому языку


Здравствуйте, коллеги! Захотелось поучаствовать в разговоре. А вдруг это какое-нибудь уточняющее обстоятельство времени?!  Когда? когда, когда именно? румяным  вечером или утра час златой... Фантастично? Возможно...

 А вот моя задача: как трактовать сказуемое, выраженное инфинитивом, в предложении типа "Жить - Родине служить"? Составное именное или составное глагольное? С уважением, 

Комментарий был изменен с момента создания (МарВикА, Sat, 19/06/2010 - 18:18).

М.В.Агеева




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

Ох уж этот инфинитив...


Прямой ответ на этот вопрос нашла в  Современном русском  литературном языке под ред. Леканта (М., Высшая школа, 1988, с 299)

    "При описании именной части нужно отметить, что она выражается как именными, так и другими категориями слов, обозначающих пассивный признак...  Вещественное значение пассивного признака может передаваться в составгом именном сказуемом неизменяемыми словами - наречием, деепричастием, инфинитивом... Инфинитив  в составном именном сказуемом не утрачивает значения действия, но выступает в качестве предмета (или другого, независимого действия), названного в подлежащем. Инфинитив сочетается только со связками быть, значить, означать; Играть в карты - значит обкрадывать товарища; Наша учительская миссия - защитить детскую душу".

     Вот, оказывается, какой ответ у этой задачи - самый неожиданный - СИС!

 

Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, вс, 20/06/2010 - 15:51).



Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Ох уж этот инфинитив...


Ой, как интересно! Значит, я была права: интуиция мне подсказывала это, а Лекант подтвердил! Большое спасибо за теорию!

М.В.Агеева




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, очень рада, что Вы снова с нами! У Вас всегда найдутся неожиданные решения самых непростых задач. А эта, видимо, тоже будет не в одно действие. Покой нам только снится! Уж очень хочется найти ответ!




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Ирина, я всегда с Вами!  Практикум - лучший учитель.  Приглашаю и Вас порешать мои задачи  по адресу www.openclass.ru/forums/80472




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Марина Викторовна, моя коллега тоже такую версию выдвинула. Поначалу и я так думала, но решила посоветоваться. Ведь одна голова - хорошо, а много - это намного лучше. И выглядит такая версия  вовсе не фантастично. Теперь по поводу Вашей задачи. Думаю, что  "служить" - это СГС. А у Вас какие сомнения по поводу этого?

Комментарий был изменен с момента создания (irina1303-76, Sat, 19/06/2010 - 22:02).



Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Головоломки по русскому языку


Ирина Анатольевна, я считала, что это СИС, так как остальные случаи тире между подлежащим и сказуемым встречаются при СИС, да и можно заменить существительным: жизнь - служба родине. А меня коллеги раскритиковали, заявили, что это глагольное, но какое - не сошлись во мнениях!

М.В.Агеева




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


 

Коллеги! Как объяснить постановку 1 и 2 запятых во второй строфе стихотворения М.Ю.Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..."?

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой...

 




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Головоломки по русскому языку


Здравствуйте, коллеги!

Очень похоже на придаточное определительное (неполное: ландыш, который вижу   румяным вечером иль утра в час златой,...)

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Коллеги, помогите решить  две задачи!

1) Выделите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое.

А кто такой Хорь?

2) Выделите основы, укажите виды простого предложения с одним главным членом. Определите, чем выражены главные члены.

 

Что имеем- не храним, потерявши -  плачем.




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Коварные примеры Вы привели, Татьяна. В первом случае, думаю, подлежащее  - ХОРЬ (выражено именем собственным), сказуемое  - КТО ТАКОЙ (выражено сочетанием вопросительного местоимения КТО и ? (далее берут сомнения). Что думаете по этому поводу ВЫ?




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


      По первому примеру я думаю так же. Но обоснование нашла только для подлежащего Хорь.  ( В вопросительном по цели предложении в подлежащее может занимать позицию после сказуемого). Предмет речи, конечно, выражен именем собственным.  А вот обоснование для сказуемого не нашла. Поэтому выделение чисто интуитивное. Хотелось бы базы.

      Во втором случае проблема со словом потерявши. Может ли деепричастие в разговорном варианте выступать в роли сказуемого? На этот вопрос ни в одном источнике я ответ не нашла. Конструкция явно параллельная. Поэтому все части должны быть односоставными обобщенно-личными предложениями.  К потерявши  так и просится литературная норма потеряем. Но это только интуиция и предположение. А хочется базу.




Фото пользователя Галина Александровна Пепельжи

На: Головоломки по русскому языку


Как интересно! С удовольствием почитала ваш диалог. У меня подобные вопросы тоже возникали. Теперь нашла подтверждение своим догадкам. И указание на источники есть. Большое спасибо,




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Коллеги, столкнулась с еще одной проблемой. В учебнике Н.Г.Гольцовой (10-11 класс) сказано: "Все односоставные предложения полные..." (стр.250). На стр. 257 читаем: "Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный). Он легко восстанавливается из предыдущей речи..." Всё ясно. В упр.381 даны предложения: Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега. Первое предложение - двусост., полное. А второе - двусоставное, неполное???

Комментарий был изменен с момента создания (Чекмарева Ирина Анатольевна, вс, 25/10/2009 - 01:56).



Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Да, я согласна, что второе предложение двусоставное неполное, в котором главный член восстанавливается из контекста ( основное условие при неполноте предложения).

Неполноту предложения можно увидеть и по формальному признаку.  Если сократить условия классификации односоставных предложений до местоимений ( опускаем форму глагола - н.в. и б.в. 1л. ед.ч или мн.ч.  и т.д. - на экзамене вряд ли будет у обычного  ученика время думать о формах глагола, умные же это и так понимают ), то  я, ты, мы, вы - о/л, они, п.в. мн.ч. -н/л, заморочки с об/л каждый  учитель решает по-своему, ОН  (кроме безличной формы), ОНА,ОНО - неполное двусоставное.  Проверьте - работает.




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


О, кей!




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Все-таки до истины докопалась... Учебник Панова (8 кл. с грифом) и  Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Москва: Академия, 2001. С грифом "рекомендовано".Семеро братьев - управление; семерых братьев  - согласование; три (им.п. ,в.п.)  тетради - управление, трех тетрадей - согласование.




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, и все-таки: в чем истина? Честно сказать, так и не поняла, почему семеро братьев и три тетради - управление? Вопрос принципиальный, потому что в ЕГЭ может встретиться аналогичный пример. Будьте добры, поясните.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Ирина Анатольевна, думаю, в ЕГЭ таких случаев не будет. Но текст из учебников перепечатываю.

1. М.Панов и др. 8 кл. стр 68

    "Числительное подчиняется существительному. Существительное подчиняется числительному. Какое из этих утверждений истинное? Казалось бы, одно противоречит другому. Однако оба они истинны.

    Вы знаете, что в разных падежах кол. числ. и сущ. меняются ролями хозяина и подчиненного: в И.П. и В.П. числительные два, три и тд. управляют существительным в родительном падеже. Во всех остальных падежах числительные подчиняются существительному, согласуются с ним.

    Тоже своеобразное сочетание согласования и управления, но распеределенное по падежам!"

2. В.Бабайцева . стр 274 " Управление - вид подчинительной связи, которая выражается присоединением к стержневому слову существительного в косвенном падеже с предлогом или без предлога.... В качестве стержневого слова м.б. разл. части речи. Один   из видов управления  - нумеративное: два дома, пятеро суток.

Согласование - .... выражается уподоблением формы зависимого слова форме стержневого слова в роде, числе, падеже (березовая ветка), или числе и падеже (распускающиеся почки) или  в падеже( с темя рублями, трех рублей)" стр 273.

Поэтому сл/соч типа самолет-разведчик, Королевич Елисей, подругу Лену , река Кама - согласование.

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, Wed, 21/10/2009 - 20:04).



Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, спасибо за подробный комментарий. Как я поняла, Вы все-таки придерживаетесь мнения, что "семеро братьев" и "три тетради" - управление? А чем тогда отличаются словосочетания "с тремя тетрадями" и "с тремя рублями". Ведь последнее у Бабайцевой классифицировано как согласование! Ка-ра-ул!




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Все правильно: В им. п /в.п.- главное слово числительное, оно управляет падежом существительного - следовательно, управление.

     В случае "с  тремя тетрадями" меняется главное слово.Это уже не числительное, а существительное, и оно  не только требует творительного падежа, но и само стоит в творительном падеже - следовательно, согласование.

Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, Fri, 23/10/2009 - 20:01).



Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Принцип понятен, но мне все-таки кажется,что вопрос этот спорный, а значит - открытый!




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Почему открытый? Все стоит на своих местах.  Формальный признак - вопрос - работает.  (Три (чего?) тетради.   Ведь нельзя же задать вопрос Тетради (сколько?)  Тогда уж Тетрадей сколько? Но при таком порядке нарушается форма слова. Значит, предположение ошибочно. И напротив: трех (скольких ?) тетрадей). Теоретическое обоснование выбора главного слова есть. Признаки вида подчинительной связи соблюдаются.  О чем же спорить?




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Уважаемые коллеги! Прошу помощи! 8 класс. Словосочетание. Главное и зависимое слово, тип подчинительной связи в словосочетаниях: семеро братьев - семерых братьев, семь тетрадей - семи тетрадей.




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, согласно  учебнику Гольцовой (10-11 кл.), в словосочетаниях "кол.числ.+сущ." главным словом является числительное. А так как при изменении главного слова меняется и зависимое (см.: семерых братьев (Р.п.), семерыми братьями (Т.п.)), то тип связи - согласование.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Мне помнится, что где-то читала, что в им.п. - главное слово - числительное, в косвенном - существительное.(?)




Фото пользователя Чекмарева Ирина Анатольевна

На: Головоломки по русскому языку


А у меня, Татьяна, складывается впечатление, что сколько ученых - столько и мнений. Жаль, что от этого страдают дети и учителя. "Что делать?" - этот вопрос Чернышевского, думаю, еще долго будет висеть над нами. Русский язык, конечно, богат, выразителен и т.д., но зачем так над людьми издеваться?! Пора бы лучшим умам России задуматься над этим.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


     Язык - организм развивающийся, и дадим ему право развиваться по его законам. Наша задача - понять  закономерности или хотя бы приблизиться к ним. 

И все-таки:  Семеро (кого?) братьев - управление.  Семерых  братьев?

Семь (чего?) тетрадей - управление.  Семи тетрадей?




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Недавно, просматривая материалы диска "1C: Репетитор. Русский язык", обнаружила, что предложения типа Как бы не забыть очки. классифицируются там как восклицательные. Очень удивилась, потому что в конце этого и подобных предложений (т.е. ошибки программы быть не должно, так как это не единичный случай) стояли точки. Учебник, имеющийся на этом же диске, о таком явлении умалчивал (все приведенные примеры восклицательных предложений в конце имели !). Молчат и известные мне справочники. А что, уважаемые коллеги, по этому поводу думаете Вы?




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


В учебнике Бабайцевой В.В. сказано, что слово "вынуть" не имеет корня (Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2005, стр. 68). Вы согласны, коллеги?




Фото пользователя Марина Викторовна Агеева

На: Головоломки по русскому языку


А может, здесь корень -н-, а   -у-  будет суффиксом? Ведь есть слово вынимать, где  корень -ним- .

М.В.Агеева




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Думаю, что суффикс здесь все-таки -ну- со значение единичности совершения действия. Аналогично в словах: прыгнуть, скакнуть, подтянуть...




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Коллеги, а как Вы характеризуете предложения с прямой речью? Можно ли считать их БСП (бессоюзными сложными)?




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Я думаю,  можно, поскольку  формальные признаки, заложенные в определении БСС, здесь налицо.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


Пришлось взяться за учебник. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Москва: Академия, 2001. С грифом "рекомендовано". Цепочка выстраивается так: простое, нечленимое, междометное, выражающее побуждение к действию (3 группа). А вот дальше предлагается более сложная классификация: построенные по двусоставной, однососавной  структурной схеме. В этом же издании дается ссылка на "Русскую грамматику"(М.:!980,т.II), где обращение рассматривается как распространающий член предложения( с. 163)

P.S. Не было бы вопроса, не было бы ошибки - не было бы и ответа.

Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, вс, 23/08/2009 - 09:57).



Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, спасибо за комментарий. Я тоже согласна с характеристикой, данной Вами в первой части. А дальше - сомнения, и еще раз сомнения... Это идет вразрез с учебниками, в которых однозначно сказано, что обращение - это не член предложения. Хотя так было бы легче классифицировать это предложение. Я также придерживаюсь мнения, что это предложение является ни односоставным, ни двусоставным.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


    Мне кажется, что представления о грамматике языка изменяются, поскольку  язык - явление развивающееся.  И если сравнить учебники во времени, можно увидеть развитие представлений. По этой причине я пытаюсь следить за вновь появляющимися учебниками. Они становятся более конкретными и заставляют пониматься на следующий уровень осмысления языковых явлений.  Рецензентами учебника, на который я ссылаюсь, являются доктора фил. наук - Солганик и Ширяев, а  автором главы о простом предложении - Бабайцева. Я думаю, это люди, которым можно доверять.




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна, подскажите, каким образом Вы отслеживаете новинки? Через книжные магазины? Или есть иной способ? Я живу в глубинке, в областной центр удается попасть 1-2 раза в год, поэтому данная проблема является для меня актуальной. Буду признательна за ответ.




Фото пользователя Татьяна  Еремеева

На: Головоломки по русскому языку


    Когда понимаешь, что данный учебник не содержит ответы на возникающие вопросы, начинаешь решать проблему: каталоги, интернет-магазины, прайсы издательльств, книжные магазины. Я пришла к выводу, что новую специальную  литературу можно приобрести только в московских магазинах, сотрудничающих с определенными издательствами. Эта литература не пользуется спросом, поэтому до нас она не доходит.  А еще я люблю книги "навырост" - через преодоление своей природы появляется новое качество.




Фото пользователя Валерия Сергеевна Шевелева

На: Головоломки по русскому языку


Татьяна Ивановна! С грамматической точки зрения согласиться с вами трудно. Во-первых, потому что этикетное междометие Здравствуйте давно перестало быть собственно глагольной формой (повелительного наклонения 2 лица множественного числа гл.ЗДРАВСТВОВАТЬ) и даже заменив его на формулу БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, мы видим, что употребляем слово ЗДРАВСТВУЙТЕ именно как этикетное междометие приветствия. Поэтому я склоняюсь к мнению, что формулы приветствия нужно относить к междометным предложениям, а значит нельзя отнести ни к двусоставным, ни к односоставным. Во-вторых, в нем нет грамматической основы и названия действия или лица. Углубляясь в нюансы, замечу , что и к вокативным(призывным) предложениям такую конструкцию отнести трудно. Дальше начинается самое интересное. Недавно услышала, что появились лингвисты, утверждающие , что обращение можно рассматривать как член предложения. Так как с этой позицией я знакома только понаслышке, озвучивать ее не буду. не считая обращения членом предложения, утверждать, что оно(предложение) распространенное нельзя.
Поэтому характеристика , по моемц мнению, должна звучать так: слово -предложение, грамматической основы нет, осложнено обращением.

Коллеги, как вы характеризуете предложения типа Денег - кот наплакал и Рыбы - хоть руками из воды таскай? Объясняете ли вы ученикам, что существуют односоставные предложения, имеющие в качестве главного члена независимый родительный падеж имени, который передает значение наличия, существования предмета ?

С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Денег - кот наплакал


Валерия Сергеевна, речь, очевидно, идет о генитивных предложениях. Согласна, что это тоже камент преткновения. Как объяснить детям, чтоп одлежащее может быть выражено не телько имен.падежом, если они это "зубрят" еще с начальной школы?! Сплошные противоречия!!! В "Синтаксисе современного русского языка" Валгина  пишет: "Место генитивных предложений в системе простого предложения определяется нечетко. Иногда их относят к особым разновидностям безличных предложений, в других случаях - к односоставным подлежащным". http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html?part-026.htmЯ же склоняюсь к мнению, что такие предложения являются двусоставными, с особой формой подлежащего. Об этом в "Синтаксисе..." тоже сказано. Где истина в последней инстанции, наверное, не скажет никто.




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Ваша точка зрения, Валерия Сергеевна, по поводу предложения "Здравствуйте, Иван Петрович!" мне близка.  Единственное, что смущает, так это формулировка  - "слово-предложение". Может ли "слово-предложение" быть осложненным? Это и предстоит теперь выяснить.




Фото пользователя Ирина Анатольевна Чекмарева

На: Головоломки по русскому языку


Задача 1. Здравствуйте, Иван Петрович! Какое это предложение? Повествовательное, восклицательное, простое... А далее?




Фото пользователя Елена Юрьевна Соколова

На: Головоломки по русскому языку


Разве оно повествовательное? Ведь оно ни о чём не повествует.

Комментарий был изменен с момента создания (zoya-78, Sat, 29/08/2009 - 17:18).

Соколова



Будем говорить по-русски!