Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модифицированная программа коррекционно – развивающих занятий по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)

Фото пользователя Ирина Ренатовна Сычёва
Submitted by Ирина Ренатовна Сычёва on пн, 17/04/2017 - 07:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сычёва Ирина Ренатовна
Место работы, должность: 

КГОАУ "Центр образования "Эврика", педагог-психолог

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Модифицированная программа коррекционно &ndash; развивающих занятий с психологом по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)</strong></p>

Модифицированная программа коррекционно – развивающих занятий по формированию адекватного поведения и адаптации к школьному обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья (1-4 класс)

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

 Основа успешного поведения и обучения, а также эмоционального благополучия ребенка закладывается в самом начале школьной жизни.

Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы "риска".

Данная программа направлена на коррекцию и профилактику психологических трудностей ребенка в приспособлении к среде.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественного существа. Этот аспект развития описывается как процесс социализации.

Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию дезадаптивных форм поведения. С точки зрения педагога это может выглядеть как "невоспитанность" ребенка. Но и вполне благоприятное внешнее окружение не отменяет субъективных трудностей детей на пути социализации. Более сложные сочетания факторов развития могут быть источником противоречий в развитии внутреннего мира ребенка.

Возможны различные варианты нарушений школьной адаптации у детей, испытывающих трудности в процессе социализации. В начальной школе такие затруднения испытывают дети с низким уровнем социализации, активно противостоящие требованиям социального окружения, а также дети с гиперсоциальными тенденциями, "слишком правильные". Как правило у учителей вызывают беспокойство дети, чье "я" активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за ребенком репутацию "трудного". Действительно, общаться и договариваться с таким ребенком в социальном контексте трудно, но и ему самому тоже нелегко.

Трудности и неудачи в межличностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности, к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представлений о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепции" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются, как возможность соответствовать требованиям педагогов и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.

Для нормального развития и функционирования любой ребенок нуждается в существовании позитивной "Я-концепции", которую он строит сам, но обязательно с помощью взрослых. Именно поэтому взрослым необходимо иметь позитивную концепцию развития ребенка.

Программа предназначена  для младших школьников с ОВЗ.

Цели программы: оказание всесторонней психолого-педагогической помощи учащемуся 1-4 классов справиться с различными проблемами в обучении, которые могут быть связаны с социальной или педагогической запущенностью, недоразвитием психических процессов, дезадаптацией, серьезными органическими нарушениями и генетически обусловленными осложнениями; расширение объема знаний у учащегося об  окружающем мире и собственной личности.

Задачи программы:

  1. Формирование позитивной "Я - концепции" и адекватной самооценки
  2. Снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности, агрессивности
  3. Помощь в лучшем понимании, осознании, контроле и выражении своих чувств
  4. Развитие коммуникативных навыков в общении со сверстниками
  5. Обучение навыкам самоконтроля
  6. Развитие волевых качеств
  7. Обучение  навыку  подчинять   свои  желания  требованиям   коллективной  работы, общественным нормам
  8. Помощь в удовлетворении  основных базовых потребностей  данного возраста в умелости и компетенции
  9. Тренировка внимания (концентрация, переключаемость, распределение)
  10. Развитие произвольных психических функций (память, внимание, мышление, воображение)
  11. Тренировка психомоторных функций
  12. Профилактика   формирования   нежелательных   негативных   тенденций   в   поведении   и характере ребёнка
  13. Снижение потребности в деструктивном выражении чувств.

 

Формы работы: 

Данная программа рассчитана на 4 года, в течение которых  проводятся  индивидуальные занятия (1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут).

     

 Ожидаемый результат от реализации программы:

  1. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
  2.  Большая адаптивность к социуму (школе).
  3. Улучшение детского самоконтроля и саморегуляции.

 

Определение результативности

        Для  контроля  результатов до начала  и  после окончания  цикла занятий  проводится обследование.

 

Для диагностики используются следующие методики

1  Проективные методики (на выбор)

2 Тест Люшера - диагностика эмоционального состояния.

3."Дом - дерево - человек" - диагностика общего психического развития.

4.."Несуществующие животные"

5.. Рисунок семьи.       

 

Оборудование:  бумага формата А-4, листы картона формата А-4, клей, цветные карандаши, фломастеры, краски, ручки, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы ватмана, магнитофон, аудиокассеты с медленными и быстрыми музыкальными композициями, игрушки.

 

Календарно-тематическое планирование

Планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

для 1 - го класса (24 занятия).

 

Тема занятия

Кол-во занятий

1

 Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1

2

Начальная диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1

3

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».

1

4

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. «Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». Песочная терапия

1

5

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».

1

6

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». Песочная терапия

1

7

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».

1

8

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». Песочная терапия

1

9

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».

1

10

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». Песочная терапия

1

11

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».

1

12

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».

1

13

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

14

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

1

15

Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

16

Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). «Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».

1

17

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

18

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. «Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру».

1

19

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку».

1

20

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. «Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». Песочная терапия

1

21

Упражнения на развитие внимания. «Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».

1

22

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку».

1

23

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». Песочная терапия

1

24

Итоговая диагностика и тестирование. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер

1

 

Планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

для 2 - го класса (24 занятия).

 

Тема занятия

Кол-во занятий

1

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Начальная диагностика и тестирование. Диагностика когнитивных и эмоционально-волевой сфер развития

1

2

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

3

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

4

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

5

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

6

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза). «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

7

    Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

8

Упражнения на развитие логического мышления. «Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

9

Упражнения на развитие быстроты реакции. «Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».

1

10

Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления. «Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

11

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. «Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

12

Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).

«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

1

13

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

14

Упражнения на развитие внимания. «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия. 

1

15

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

16

Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез. «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».

1

17

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».  Песочная терапия.                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

18

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

19

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. «Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

20

Упражнения на развитие внимания. «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

21

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название». 

1

22

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру». 

1

23

Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. «Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия

1

24

Итоговое. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер. Что запомнилось, что понравилось.

1

 

Планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

для 3 - го класса (24 занятия).

 

Тема занятия

Кол-во занятий

1

Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1

2

Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1

3

Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».

1

4

Упражнения на развитие зрительной памяти. «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память». Песочная терапия.

1

5

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».

1

6

Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам». Песочная терапия

1

7

Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».

1

8

Упражнения на развитие внимания. «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание». Песочная терапия.

 

9

Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».

1

10

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».

1

11

Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни». Песочная терапия.

1

12

Упражнения на установление связи между понятиями. «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

1

13

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам». Песочная терапия.

1

14

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

1

15

Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов».

1

16

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение». Песочная терапия

1

17

Упражнения на развитие вербально - логического мышления. «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

1

18

Упражнения на установления связи между понятиями. «Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам». Песочная терапия

1

19

Упражнения на развитие логического мышления. «Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

1

20

Упражнения на развитие зрительной памяти. «Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».  Песочная терапия.

1

21

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».

1

22

Упражнения на развитие логического мышления. «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам». Песочная терапия.

1

23

Упражнения на развитие ассоциативного мышления. «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

1

24

Итоговое. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер. Что запомнилось, что понравилось.

1

 

Планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

 для 4-го класса (24 занятия).

 

Тема занятия

Кол-во занятий

1

Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

1

2

Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Песочная терапия

1

3

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».

1

4

Упражнения на классификацию различным способом. «Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».

1

5

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему. «Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Песочная терапия.

1

6

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину».

1

7

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру». Песочная терапия.

1

8

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок».

 

9

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации. «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении». Песочная терапия

1

10

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».

1

11

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Песочная терапия

1

12

Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».

1

13

Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. «Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову». Песочная терапия.

1

14

Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».

1

15

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания. «Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Песочная терапия.

1

16

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».

1

17

Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».

1

18

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении». Песочная терапия.

1

19

Упражнения на развитие ассоциативного мышления. «Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».

1

20

Упражнения на развитие межпонятийных связей. «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота». Песочная терапия.

1

21

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей. «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении».

1

22

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею». Песочная терапия.

1

23

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей. «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении». Песочная терапия

1

24

Итоговое. Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер. Что запомнилось, что понравилось.

1

 

Каждое занятие занимает по времени 40 минут и состоит из трех частей.

1-ая часть является вводной, в которой осуществляется настрой на занятие.

2-ая часть собственно рабочая, в которой собраны задания и упражнения соответствующей тематики.

3-я часть – завершающая, в которой подводятся итоги и закрепление положительных эмоций от занятия.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн